Оценка правового статуса турагента как субъекта туристской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 27.12.2022

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Хан, Д. Е. Оценка правового статуса турагента как субъекта туристской деятельности / Д. Е. Хан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 299-300. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98317/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время в связи с активным развитием сферы туризма, происходит усложнение системы правоотношений между субъектами туристской деятельности, что напрямую сказывается на возникновении отношений зависимости турагентов от туроператоров. Сформулирован вывод о необходимости установления обязательного саморегулирования в указанной сфере.

Ключевые слова: туроператор, турагент, условия сотрудничества, туристский договор, туристский продукт.

Право на занятие предпринимательской деятельностью вытекает из конституционной нормы статьи 34 Конституции РФ, в силу которой за каждым признается право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. [1] Следует подчеркнуть, что право на осуществление предпринимательской деятельности относится к экономической группе конституционных прав. В России развитие норм о защите прав и интересов предпринимателей носит динамический характер, что свидетельствует о постоянном внимании законодателя к данному вопросу, о необходимости чёткой регламентации отношений в сфере защиты их прав и законных интересов.

Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», даётся легальное определение понятию туристская деятельность. Туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. [2]

Исходя из данного определения, можно выделить, что будет являться туроператорской деятельностью, турагентской деятельностью.

Туроператор, турагент и турист — основные субъекты тех правоотношений, которые складываются на рынке туризма. [5] Что касается основных субъектов данных правоотношений, которые непосредственно складываются на рынке туризма, следует отметить, что таких субъектов три: туроператор, турагент и турист соответственно. Туроператор и турагент являются субъектами, которые непосредственно осуществляют предпринимательскую деятельность.

Однако турагент это своего рода посредник в туристской деятельности. Действия турагентов зависят от реализации туристского продукта, за которые они впоследствии получают вознаграждения от туроператоров. Но только туроператор может формировать туристский продукт, из чего следует, что туроператор — это тот субъект, который использует все составляющие туристской деятельности.

Существует ряд характерных особенностей между туроператорами и турагентами в договорных взаимоотношениях. Данные взаимоотношения ставят турагентов в крайне уязвимое положение. Как пример можно привести отказ туриста от совершения путешествия, иначе говоря, турист, являющийся потребителем туристского продукта, который предлагается турагентом, по определенным причинам отказывается от него, и в этом случае для турагента это становится финансовой задолженностью перед туроператором. Что приводит к возникновению обязанности по возмещению понесенных затрат за неиспользуемый туристский продукт. В подобной ситуации турагентам придётся выплачивать штрафные санкции, поскольку считается, что агент нарушает условия договора и реализацию туристского продукта.

Однако в случае, если турист приобрел страховку от невыезда, то это является гарантией от возмещения штрафных санкций. Также в качестве страхового случая предусматривается ещё ряд причин, такие как болезнь туриста, смерть, госпитализация туриста, его повестка из военкомата, либо же отказ в выдаче визы. Но все остальные причины, из-за которых у туриста происходит невозможность осуществления путешествия, не являются «спасательным плотом» для турагентов.

Но это не единственная особенность, дискриминационным условием является и изменение стоимости туристского продукта, даже в том случае, когда бронирование уже подтверждено. Как правило, причиной такого увеличения служит изменение курса валют, либо рост транспортных тарифов. Конечно, порой данные изменения могут не устраивать туриста, из-за чего происходит аннулирование тура, что опять-таки приводит турагента к возмещению понесенных затрат туроператору. Турагенты будут вынуждены оплачивать разницу из собственных средств, так как не имеет права требовать доплату с туриста в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» [3].

Отдельного рассмотрения требуют случаи, когда в силу определенных технических ошибок туроператоров страдают турагенты. Такими примерами могут быть ситуации, когда происходит размещение недостоверной информации на сайтах туроператоров, либо же такого рода информация, получаемая турагентами, исходит от менеджеров туроператорской фирмы.

Существуют и иные отрицательные особенности, возникающие между турагентами и туроператорами.

Следует добавить, что множественность отрицательных фактов не исключает положительных сторон. И таким фактом является то, что турагенты обладают возможностью самостоятельно решать вопрос того, с каким из туроператоров могут быть построены выгодные взаимоотношения.

Для наиболее точной оценки построения выгодных взаимоотношений следует сравнить правоспособность, дееспособности, а также платежеспособность.

Во-первых, это определение правоспособности, которое показывает наличие юридического основания для занятия туристской деятельностью. Данное право подтверждается благодаря свидетельству о регистрации в Едином федеральном реестре туроператоров.

Во-вторых, дееспособность заключается в возможности выполнения всех обязанностей, которые подтверждаются опытом работы, уровнем специализации, ассортиментом туристского продукта, которые предлагаются турагентами и т. д.

В-третьих, это платежеспособность, в данном случае она демонстрирует наличие финансовых средств, которые направлены на заключение сделок путем полных и своевременных расчетов, что подтверждается финансовыми обеспечениями.

Как правило, для налаживания сотрудничества турагенты обращаются к официальным сайтам туроператоров в целях проверки именно качества работы. Помимо этого, профессионализм работы туроператоров можно определить на основе телефонных звонков. Но что касается финансовой стабильности, то в этом случае можно судить исходя из вознаграждений турагентов. Фактическое вознаграждение варьируется в пределах 9–12 % от стоимости тура. В купе с этими данными при выборе туроператора турагенты руководствуются мнениями иных агентов, отзывами туристов и т. д.

«Туризм на современном этапе развития экономики России занимает все более значимое место». На рынке туризма, в настоящее время, существует зависимость турагентов от туроператоров. И пока законодатель не определил, какие способы можно изменить данную ситуацию и предать ей другую форму. [4]

Подводя итог, можно сказать, что назрела необходимая потребность во внесении изменений в туристское законодательство, относительно правового статуса турагента. Кроме этого для наиболее полной и существенной защиты турагентов, предлагается рассмотреть возможность передачи туристской деятельности в сферу обязательного саморегулирования, что поможет турагентам повысить эффективность в установлении дополнительных стандартов качества и безопасности, что несомненно будет направлено на устранение их уязвимости как субъектов этих правоотношений.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 28.05.2022) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  3. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей»
  4. Гольц Т. В. Проблемы регулирования защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания в России // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2010. — № 1. — С.53–60.
  5. Правовое обеспечение туризма: учебник. / коллектив авторов; под общ. ред. Е. Л. Писаревского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): туристская деятельность, туристский продукт, туроператор, предпринимательская деятельность, рынок туризма, обязательное саморегулирование, субъект, турист.


Похожие статьи

Договор на оказание туристических услуг как основание возникновения правоотношения

Рассмотрены вопросы несовершенства правового регулирования договора оказания туристических услуг, которое порождает множество споров, возникающие между туристами и турфирмами.

Проблемы разграничения ответственности между туроператорами и турагентами за нарушение договорных обязательств по оказанию туристских услуг по законодательству Российской Федерации

В статье раскрывается правовая природа ответственности турагента и туроператора, проводится исследование особенностей и разграничение ответственности туроператора и турагента, вносятся предложения по дальнейшему совершенствования законодательства об ...

Проблемы правового регулирования в сфере туризма

В настоящей статье автор определяет проблемы правового регулирования в сфере туризма, возможные причины их возникновения и делает вывод о возможных способах решения.

Защита прав туристов как направление государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации

В статье раскрывается понятие «защита права», дается общая характеристика специфики защиты прав туристов как потребителей туристских услуг, вносятся предложения по дальнейшему совершенствования законодательства об основах туристской деятельности в Ро...

Некоторые аспекты совершенствования российского законодательства о туристской деятельности

В данной статье автор обобщает существующие проблемы законодательства о туристской деятельности и предлагает пути совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу.

Вопросы правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан

В статье характеризуются суть и значение правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан в современном правопорядке рыночного типа, а также анализируются причины низкой активности местных предпринимателей по поводу заключения договора фр...

Понятие и правовая природа юридического сопровождения деятельности организации

В настоящей статье автором рассмотрены вопросы правовой природы юридического сопровождения деятельности организации. Исследовано понятие юридического сопровождения деятельности организации, выделяются его характерные особенности. В результате продела...

Финансово-правовая политика в отношении статуса финансового уполномоченного

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы исторические аспекты, а также проблемы правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Исследо...

Концепции определения правовой природы договора оказания туристских услуг в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются концепции определения правовой природы договора оказания туристских услуг в России.

Правовое обеспечение туристской деятельности

В статье рассматривается правовое обеспечение в сфере туризма, его основные задачи, а также правовое регулирование отношений в данной сфере.

Похожие статьи

Договор на оказание туристических услуг как основание возникновения правоотношения

Рассмотрены вопросы несовершенства правового регулирования договора оказания туристических услуг, которое порождает множество споров, возникающие между туристами и турфирмами.

Проблемы разграничения ответственности между туроператорами и турагентами за нарушение договорных обязательств по оказанию туристских услуг по законодательству Российской Федерации

В статье раскрывается правовая природа ответственности турагента и туроператора, проводится исследование особенностей и разграничение ответственности туроператора и турагента, вносятся предложения по дальнейшему совершенствования законодательства об ...

Проблемы правового регулирования в сфере туризма

В настоящей статье автор определяет проблемы правового регулирования в сфере туризма, возможные причины их возникновения и делает вывод о возможных способах решения.

Защита прав туристов как направление государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации

В статье раскрывается понятие «защита права», дается общая характеристика специфики защиты прав туристов как потребителей туристских услуг, вносятся предложения по дальнейшему совершенствования законодательства об основах туристской деятельности в Ро...

Некоторые аспекты совершенствования российского законодательства о туристской деятельности

В данной статье автор обобщает существующие проблемы законодательства о туристской деятельности и предлагает пути совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу.

Вопросы правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан

В статье характеризуются суть и значение правового регулирования франчайзинга в Республике Узбекистан в современном правопорядке рыночного типа, а также анализируются причины низкой активности местных предпринимателей по поводу заключения договора фр...

Понятие и правовая природа юридического сопровождения деятельности организации

В настоящей статье автором рассмотрены вопросы правовой природы юридического сопровождения деятельности организации. Исследовано понятие юридического сопровождения деятельности организации, выделяются его характерные особенности. В результате продела...

Финансово-правовая политика в отношении статуса финансового уполномоченного

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы исторические аспекты, а также проблемы правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Исследо...

Концепции определения правовой природы договора оказания туристских услуг в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются концепции определения правовой природы договора оказания туристских услуг в России.

Правовое обеспечение туристской деятельности

В статье рассматривается правовое обеспечение в сфере туризма, его основные задачи, а также правовое регулирование отношений в данной сфере.

Задать вопрос