На рынке туризма в России прослеживается очевидная зависимость туристических операторов от туристических агентств. Туроператоры нередко диктуют собственные условия, которые можно назвать дискриминационными. Однако, если создать партнерские союзы туристических агентств, которые, объединившись смогут заявить о своих проблемах, то ситуация может измениться в лучшую сторону не без участия государства.
Ключевые слова: туроператор, турагентство, агентский договор, условия сотрудничества.
Туристическое агентство, туристический оператор и турист — основные субъекты тех правоотношений, которые складываются на рынке туризма [1]. И в данном треугольнике в наиболее уязвимом, на наш взгляд, положении находится туристическое агентство.
Существуют некоторые характерные особенности в договорных взаимоотношениях между оператором и агентом. Подобные соглашения ставят туристические агентства в более уязвимое положение. Например, если турист, он же потребитель продукта, который предлагается туристическим агентством, откажется от совершения путешествия, то у турагентства возникнут финансовые задолженности перед туроператором. В рассматриваемом случае турагентство обязуется возместить понесенные затраты. Известно, что в подобной ситуации турагентству придется выплатить штрафные санкции, ведь считается, что туристическое агентство нарушило условия договора и реализации турпродукта, что отражено в ФЗ “О защите прав потребителей”. Но если турист приобретает страховку от невыезда, то у его контрагента появляется возможность обезопасить себя от штрафов. Добавим также, что страховые агентства признают в качестве страхового случая такие обстоятельства, смерть или болезнь туриста или его родственника; госпитализация туриста; повестка из военкомата или в суд; отказ в выдаче визы. Все остальные причины, по которым турист не совершает путешествие, не спасут туристические агентства.
Также дискриминационным условием для турагентства является изменение стоимости турпродукта, даже если бронирование было подтверждено. Обычно, причиной увеличения стоимости может стать изменение курсов валюты или же рост транспортных тарифов. Если туриста не устраивают изменения в стоимости, то тур может быть аннулированным, и опять же турагентство возмещает туроператору понесенные затраты. Действительно, если турист уже совершил бронирование тура, и после отплаты стоимость тура изменилось, и туроператором был выставлен новый счет, то соответственно турагентство вынужденно оплачивать разницу из собственных средств, так как не имеет права требовать доплату с туриста в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей». Бывают случаи, когда, как констатируют работники туристической отрасли, причиной подобной ситуации могут быть и «технические ошибки менеджера», и «сбой в системе онлайн-бронирования», «неточные данные, представленные туроператору принимающей компанией» и т. п. И в таком случае финансовые потери так же несет турагентство.
Есть ещё одно неблагоприятное условие, которое так же является неким грузом в деятельности турагентства. Встречаются случаи, когда по договору туроператор имеет право производить замену туристических услуг, входящие в турпродукт. Это значит, что турист перед отъездом в тур узнает об каких-либо изменениях, например, таких как: изменение отеля, рейса, аэропорт вылета и т. д. Как правило, столкнувшись с этим, турист, предъявляет свои обвинения в адрес турагентства, менеджер которого, по мнению туриста, совершил ошибку при бронировании, либо выбрал недобросовестного туроператора. Подобные обстоятельства приводят к потери доверия туристического агентства со стороны потребителя конечного продукта.
Нередко туристическое агентство может пострадать и в силу так называемых технических ошибок туроператора. Причинами этого может служить недостаточный контроль деятельности сотрудников со стороны руководства.
Примерами подобных ситуаций могут быть:
- Недостоверная информация, полученная от менеджера туроператорской фирмы, когда агент, обратившийся в call-центр, получает неверную информацию по курорту.
- Отсутствие на сайтах туроператоров достоверной, актуальной информации о курорте, в связи с этим агенту приходится перепроверять указанную информацию на сайте в более достоверных источниках.
Пожалуй, единственной положительной стороной отечественного законодательства в деле защиты прав туристического агентства может послужить тот факт, что данные субъекты правоотношений могут самостоятельно решить, с кем из туроператоров могут быть построены взаимовыгодные отношения.
Считается, что оценить туроператоров в целях налаживания сотрудничества возможно на основе сравнения по критериям правоспособности, кредитоспособности и дееспособности.
- Правоспособность показывает наличие юридического основания заниматься туристической деятельностью, оно подтверждается с помощью свидетельства о регистрации идентификационным номером в Едином федеральном реестре туроператоров.
- Кредитоспособность туроператора демонстрирует наличие финансовых средств для своевременных и полных расчетов по заключаемым сделкам. Оно подтверждается финансовым обеспечением.
- Дееспособность — есть наличие возможности выполнять все обязанности, из условий заключенной сделки, подтверждается опытом работы, объемами продаж, уровнем специализаций, ассортиментом предлагаемых туров и услуг и т. д.
Как правило, для проверки качественной работы контрагенты обращаются к сайту операторов. Также о профессионализме работы туроператора можно сделать некоторые выводы на основе телефонных звонков. Ну а о финансовой стабильности туроператора может сказать вознаграждение агента. Реальное фактическое вознаграждение, как правило, меняется в пределах 9–12 % от стоимости тура. Также при выборе партнера-туроператора учитываются мнение коллег, агентов, отзывы туристов.
«Туризм на современном этапе развития экономики России занимает все более значимое место» [2]. Однако на рынке туризма существует определенная зависимость турагентств от туроператора. Пока еще отечественный законодатель не предусмотрел способы решения данной проблемы. Но ситуация может измениться не только после внесения принятия необходимых нормативно-правовых актов, но и с помощью создания ассоциаций и партнерских союзов, при котором уязвимые субъекты правоотношений, объединившись, смогут массово заявить о своих проблемах и добиться внесения изменений в отечественное законодательство.
Литература:
1. Правовое обеспечение туризма: учебник. / коллектив авторов; под общ.ред. Е. Л. Писаревского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
2. Гольц Т. В. Проблемы регулирования защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания в России // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2010. — № 1. — С.53–60.