Индивидуальный туризм как перспективное направление туризма в деятельности туристских фирм Приморского края | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Спиридонова, Т. О. Индивидуальный туризм как перспективное направление туризма в деятельности туристских фирм Приморского края / Т. О. Спиридонова, Е. В. Шеметова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 43-47. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/266/14348/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время наблюдается все возрастающая популярность путешествий среди туристов. Многим уже не нужна помощь в организации путешествия. Самостоятельные путешественники способны сами забронировать отель, приобрести билеты, составить маршрут по своему пожеланию. Те туристы, кто путешествует через туристские фирмы, ищут более выгодные финансовые предложения туров, так как практически все фирм предлагают одни и те же туры. И здесь, для туристских фирм встает вопрос, чем еще они способны удивить своих клиентов. В данной статье представлено известное, но не такое популярное направление среди основной массы туристов, как индивидуальный туризм, а именно индивидуальные туры и их продвижение на примере деятельности туристских фирм города Владивостока.

Ключевые слова: туризм, индивидуальный туризм, индивидуальный тур, продвижение туров, виды туризма.

Сегодня туризм — это важнейшая экспортная индустрия, сфера крупных инвестиций, привлекающая миллионы работников различных профессий и квалификаций. Коммуникационное, информационное, производственное, сбытовое, образовательное туристское пространство полностью охвачено глобализационными процессами, оказывающими влияние на туристскую политику, экономику, технологию, образование.

Согласно западной системе подсчета доля туризма в ВВП России составляет 3,4 процента. Для сравнения в мире в среднем доля составляет 10 процентов. Для повышения доли туризма в ВВП России по заявлению главы Ростуризма О. П. Сафонова в 2019 году планируется реализовать новую федеральную целевую программу по развитию внутреннего и въездного туризма. Результатом реализации программы должно стать увеличение доли туризма в ВВП России до 5 процентов к 2025 году [1].

Сегодня развитию туризма в России уделяется все больше внимания, причем на различных уровнях. Ведь в настоящее время мир переживает настоящий туристский подъем, поток туристов с каждым годом растет, а также растет и доход от туристского бизнеса в разных странах мира. В подтверждение этому можно привести статистику Всемирной туристской организации (UNWTO), которая почти ежемесячно выпускает мировой туристский барометр. В выпуске января 2018 года сказано, что, несмотря на некоторые политические проблемы в мире, международные туристские прибытия в 2017 году выросли на 4 процента по сравнению с 2016 годом до 1239 миллионов. По прогнозам на январь 2018 года число туристских прибытий в мире увеличится на 4–5 процентов [2].

Для того чтобы выявить сущность и понятие «индивидуального туризма», а также его отличие от остальных видов туризма следует сказать, что индивидуальный туризм является формой туризма по количеству участников.

Под туризмом понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [3].

В Приморском крае наблюдается увеличение доли оказанных туристских услуг населению. На протяжении трех лет (2012 −2014 г.) туристские услуги составляют 1,4 процента от всех оказанных платных услуг населению. Далее в 2015 и 2016 годах оказание туристских услуг населению увеличивается на 0,1 процент.

Динамика объема туристских услуг в Приморском крае за 2009–2016 года представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика объема туристских услуг в Приморском крае, 2009–2016 гг., млн. руб.

Согласно данным рисунка 1, видно, что объем туристских услуг в Приморском крае с каждым годом увеличивается, за период с 2009 по 2016 гг. объем туристских услуг в Приморском крае увеличился на 1665,1 млн. руб.

Таблица 1

Объем туристских услуг, оказанных населению вДВФО (2009–2016гг.), млн. руб.

Регион ДВФО

Год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Республика Саха (Якутия)

208,7

267,9

300,6

372,5

474,7

551,8

567,5

590,7

Камчатский край

315,7

412,1

415,3

552,4

648,2

656,2

600,9

613,9

Приморский край

471,9

895,5

1539,2

1641,2

1816,4

1882,5

1912,1

2137,0

Хабаровский край

538,0

842,7

931,2

969,9

1345,6

1201,5

1300,0

1376,7

Амурская область

654,1

700,5

893,6

1379,1

1616,6

1687,8

1889,2

1947,4

Магаданская область

110,7

199,0

244,2

298,3

382,7

402,2

337,1

223,1

Сахалинская область

323,4

352,8

390,5

494,2

497,2

533,4

581,3

619,3

Еврейская авт. область

28,8

57,9

70,5

80,2

57,2

93,7

80,5

77,4

Чукотский авт. округ

1,2

9,4

9,8

10,2

9,4

62,4

102,7

94,8

Итого по ДВФО

2652,6

3737,9

4795,0

5798,0

6848,0

7071,5

7371,4

7680,3

Согласно таблице 1 в 2009 году Приморский край был на седьмом месте по оказанию туристских услуг населению. Сумма составила 471,9 млн. руб. Но начиная с 2010 года объем туристских услуг, оказанных населению, увеличился вполовину — 895,5 млн. руб. и с каждым годом Приморский край увеличивает этот показатель. Эти данные позволяют сделать вывод о высоком развитии рынка туристских услуг в Приморском крае [4].

К одним из перспективных направлений туризма относится индивидуальный туризм. С появлением новых информационных технологий и систем стало проще путешествовать. Путешественники самостоятельно могут забронировать отель, приобрести билеты и составить маршрут, урегулировать визовые формальности. Среди самых популярных информационных систем выделяются: «Booking.com», «trivago», «AviaSales», «Skyscanner», «Couchsurfing», «Biletix» и другие.

Но не только с информационными технологиями связаны все больше набирающие популярность самостоятельные путешествия. На это влияют такие факторы как: разнообразие направлений; финансовая выгодность самостоятельных путешествий; свобода выбора отеля, перевозки; нет привязки к интересам и графику туристской группы.

На данный момент некоторые авторы дают определение индивидуальному туризму, выделяя этот вид туризма в отдельную категорию.

Чаще всего в источниках индивидуальный туризм относят к отдельному виду туризма по количеству участников, что является не полным определением индивидуального туризма. Обобщая мнения авторов можно сформировать определение индивидуального туризма.

Индивидуальный туризм — это вид туризма, который предполагает путешествие количественным составом не более пяти человек по индивидуальным туристским программам, с учётом индивидуальных предпочтений туриста.

У любого товара или услуги есть достоинства и недостатки. Для того чтобы выяснить необходим ли тот или иной товар или услуга для рынка следует проанализировать сильные и слабые стороны предлагаемого продукта. Важнейшим преимуществом для индивидуальных туристов является эксклюзивная возможность посещать любые уголки мира в удобное для них время, срок пребывания тоже может выбираться произвольно. Качественное отличие организованных индивидуальных туров заключается в том, что грамотные специалисты в туристской компании помогут разработать собственный маршрут с учетом всех особенностей и специфики региона. Достоинства и недостатки индивидуальных туров представлены в таблице 2.

Таблица 2

Достоинства инедостатки индивидуальных туров

Достоинства индивидуальных туристских продуктов

п/п

Название

Описание

1

Свобода выбора

Турист без ограничений может выбирать страны для посещения, даты вылета и возвращения на родину, времени пребывания в той или иной стране;

2

Удобный перелет/проезд

Выбирается любой удобный аэропорт, авиакомпания, время вылета и прибытия на родину;

3

Привилегии

Возможность использования бонусных систем постоянных клиентов авиакомпаний;

4

Индивидуальный маршрут

Полная свобода в выборе места и времени поездки;

5

Индивидуальная программа

Индивидуальные туристы сами выбирают себе ежедневную программу отдыха;

6

Возможность уединения

Выбор отеля, курорта или города, где существует возможность уединения от посторонних лиц;

7

Индивидуальные услуги

Трансфер собственный гид/переводчик;

8

Отсутствие очередей и ожиданий

Например, при заселении и выезде из отеля, при ожидании автобуса в холле отеля;

9

Персональный подход в любой момент времени

Круглосуточная помощь.

Недостатки индивидуальных туристских продуктов

1

Цена

Превышает стоимость группового пакетного тура;

2

Время

Для подготовки и разработки индивидуального тура требуется больше времени;

3

Документы

Пакет документов для индивидуального выезда за границу несколько больше.

По таблице 2 можно сделать вывод, что преимуществ у индивидуальных туров больше, чем недостатков. Выше представленная информация позволяет судить о высокой конкурентоспособности индивидуальных туров.

Для разработки рекомендаций по развитию и продвижению индивидуальных туров в туристских фирмах Приморского края проведено исследование в периоде с февраля по апрель 2018 года. Проанализированы туристские фирмы Приморского края по наличию в них предложений по индивидуальным турам. Проанализированы 191 туристские фирмы. Отобраны туристские фирмы, занимающиеся туризмом за рубежом и организующие туры по Приморскому краю. Выявлено 106 туристских фирм, организующих индивидуальные туры — это 55,5 % от всех проанализированных туристских фирм и 85 фирм не занимающихся индивидуальными турами — это 44,5 % от общего числа туристских фирм, отобранных для анализа.

Туристских фирм, организующих индивидуальные туры за рубежом больше половины из всех туристских фирм, занимающихся выездным туризмом. Индивидуальные туры являются наиболее дорогостоящими, поэтому туристские фирмы не ставят их организацию и продвижение в приоритет.

В Приморском крае индивидуальные туры предоставляют и продвигают в своих информационных источниках следующие компании:

‒ Туристская компания «CoralTravel» предоставляет отдых премиум-класса. Отдел Coraleliteservice разрабатывает индивидуальные туры по России, Турции, Таиланду, ОАЭ, Индонезии, Болгарии, Греции, Испании, Тунису, Марокко, Доминиканской Республике, Шри-Ланке, Мальдивским островам;

‒ Туроператор «Чемодан»;

‒ Туристическая компания «Дальинтур Траст» организует уже готовые VIP-туры и по запросу клиента;

‒ Турагентство «Астурия» предлагает индивидуальный готовый тур «Краски осени» в Южную Корею;

‒ Туристские фирмы «Хорус», «Дальний восток», «ВладТурист», «Клетка» занимаются внутренним туризмом и организацией индивидуальных туров по Приморскому краю.

Всего 8 из 106 проанализированных туристских фирм Приморского края, предоставляющих индивидуальные туры, занимаются их продвижением. У остальных 98 туристских фирм присутствует только упоминание об индивидуальных турах, но нет конкретных разработок и продвижения.

Для выяснения процентного соотношения самостоятельных путешественников и туристов, путешествующих через туристскую фирму, проведено анкетирование клиентов одной из туристских фирм города Владивостока «Аррива», предоставляющей индивидуальные туры. Анкета состоит из 14 вопросов и всего опрошено 126 человек. Среди 126 опрошенных 30 процентов путешествуют самостоятельно, а 70 процентов пользуются услугами туристских фирм, что позволяет судить о востребованности помощи туристских фирм в организации путешествий.

На вопрос, путешествовали ли респонденты по индивидуальным турам, 92 процента ответили — нет. Среди причин, почему клиенты не путешествовали таким образом можно выделить:

‒ плохая информированность клиентов о возможностях индивидуального тура;

‒ высокая стоимость индивидуального тура;

‒ в туристских компаниях нет разнообразия стран для организации индивидуального тура;

‒ непрофессиональная организация индивидуальных туров сотрудниками туристских фирм.

Для 60 процентов клиентов никогда не поступали предложения об индивидуальных турах. Для 31 процента опрошенных предложение впервые организовать индивидуальный тур поступила от туристской фирмы «Аррива».

Большинство клиентов — 81 процент, ответили, что не знают готовы ли они путешествовать только индивидуальными турами. Причиной тому является вышеуказанная статистика о том, что 60 процентам опрошенных в туристских компаниях, никогда не предлагали организацию индивидуального тура. Сформированное предложение компании «Аррива» в данном случае имеет высокую конкурентоспособность, поскольку для большинства клиентов предложение является совершенно новым, нетипичным для большинства туристских компаний.

Заключительным вопросом в анкете является вопрос о том, на что, прежде всего, обращают внимание клиенты при выборе туристской фирмы, с которой собираются отправиться в путешествие. Больше всего опрошенные обращают внимание на отзывы в сети интернет — 33 процента, на рекомендации друзей обращают 28 процентов опрошенных, на продолжительность существования туристской фирмы обращают 25 процентов опрошенных.

Обобщая результаты анкетирования можно сделать вывод, что большинство опрошенных никогда не путешествовали по индивидуальным турам, но для них и предложений не было со стороны туристских компаний. Одним из самых важных показателей для респондентов является информация в сети Интернет, но как выяснено всего 8 из 106 туристских компаний, предоставляющих индивидуальные туры, используют свои сайты для их продвижения.

На рынке туристских услуг Приморского края уже работает большое количество туристских компаний и с каждым годом показатель только увеличивается, растет конкурентоспособность и туристы уже выбирает компанию для организации путешествий только по стоимости, по выгодности и не всегда по качеству туристских услуг, а туристские услуги в свою очередь дублируются у компаний. Для туристских фирм предлагается обратить внимание на организацию и продвижение индивидуальных туров.

В организации индивидуальных туров, прежде всего, нужно выработать индивидуальный подход. Для этого рекомендуется:

а) сформировать алгоритм формирования индивидуального тура. В этом пункте важно обратить внимание на то, для кого формируется тур. Это может быть один человек или семья, поездка друзей и прочее. Цели поездки в данном случае также разнообразны, то есть не нужно предлагать индивидуальному туристу все подряд услуги, а сфокусироваться на его предпочтениях;

б) ускорить организацию индивидуального тура. Индивидуальные туристы в большей степени ценят свое время, поэтому и требуют более внимательного подхода. Но на качестве организации это не должно отражаться;

в) обучить специалистов для организации только индивидуальных туров. Тот пункт, который позволит сократить время формирование тура и повысит его качество. Особенно здесь стоит обратить внимание на обучение профессионалов принимающей стороны;

г) увеличить географию направлений индивидуальных туров. Направления индивидуальных туров должны отличаться от предложений групповых туров, они должны быть более экзотическими. Тем не менее, если это и распространенные направления, то услуги внутри страны должны быть усовершенствованы и их количество нужно увеличить.

Для продвижения индивидуальных туров рекомендуется:

1) сформировать примеры индивидуальных туров и наглядно представить их на сайте. Это, например, могут быть недолгие видеоролики, в которых показаны преимущества индивидуальных туров;

2) подготовить и проводить презентации и выставки для постоянных клиентов компании. Здесь важно сделать такие презентации не скучными (у клиентов должно появиться желание путешествовать только индивидуальными турами) для клиентов, но информативными;

3) раз в 3–6 месяцев проводить рекламные кампании, которые способны четко отобразить преимущества индивидуальных туров.

Таким образом, формирование и продвижение индивидуальных туров помогут туристской фирме обратить на себя внимание среди потенциальных клиентов, сформировать базу постоянных клиентов и создать конкурентное преимущество среди множества туристских фирм. И не стоит оставлять без внимания тот факт, что туристы становятся все более самостоятельными в организации своих путешествий, сейчас невероятное количество различных систем, мобильных приложений, которые помогают организовать путешествие не хуже, чем с турфирмами, и у опытных путешественников оно выходит даже дешевле и разнообразнее. А в таком случае туристская фирма сможет обратить на себя внимание и самостоятельных путешественников.

Литература:

  1. Ростуризм. [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму: официал.сайт — https://www.russiatourism.ru/content/9/section/85/detail/13464/
  2. UNWTO_World Tourism Barometer. ̶ Volume 16. ̶ January 2018. ̶ P. 1.
  3. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (действующая редакция, 2018). [Электронный ресурс]: // СПС «КонсультантПлюс» − http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
  4. Официальная статистика. 2018 год. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт − http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/
Основные термины (генерируются автоматически): тур, Приморский край, индивидуальный тур, индивидуальный туризм, услуга, туристская фирма, фирма, процент, ВВП России, туристская фирма Приморского края.

Ключевые слова

туризм, виды туризма, индивидуальный туризм, индивидуальный тур, продвижение туров

Похожие статьи

Основные направления улучшения качества услуг туризма в экологически ориентированном регионе

В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты улучшения качества туристических услуг. Приводятся подходы к оценке качества услуг, в частности типы качества Дж. Джурэн и В. Эдвардс Деминг, качество образцовых услуг различий, ...

Индивидуальные туры как инструмент развития экологического туризма

Данная статья посвящена вопросам влияния индивидуальных туров на экологический туризм. В ней приведены отличительные черты индивидуального и массового туризма. Также в статье проведен SWOT-анализ и разработаны стратегические действия, с помощью котор...

Причины падения спроса на туристические услуги и перспективы развития отрасли внутреннего туризма в России

Индустрия туризма за последние 3 года претерпела ряд изменений, что радикально отразилось на поведении потребителей. Среди наиболее масштабных изменений можно назвать смену вектора в сторону внутреннего туризма как для путешественников, так и туропер...

Организация индивидуальных путешествий в эпоху цифровизации

В работе рассматривается возможность организации индивидуальных путешествий в эпоху цифровизации. Приводятся преимущества самостоятельно организованных поездок перед турпакетом: свобода выбора и организация поездки, разнообразие туристских направлени...

Технология создания веб-сайта туристского предприятия (на примере ООО «КонТур», г. Владивосток)

В статье рассматривается процесс разработки веб-сайта для туристской организации ООО «КонТур», г. Владивосток. Необходимость собственного информационного ресурса для турфирмы в настоящее время обусловлено как развитием интернет-технологий, так и высо...

Разработка рекомендаций по организации электронного офиса современной туристской фирмы

В ходе работы было рассмотрено современное состояние туристской деятельности. В частности, был проведен анализ туристской деятельности, рассмотрено значение IT в туристической сфере и возможности ее автоматизации. Нами было уделено внимание анализу д...

Дизайнерские решения как элемент повышения конкурентоспособности на российском рынке гостиничных услуг

В данной статье были рассмотрены теоретические аспекты дизайна и проанализированы дизайнерские концепции в российских городах. На сегодняшний день многие отельеры прибегают к услугам различных дизанейров для того, чтобы сформировать необычную концеп...

Методы стимулирования продаж в сфере B2C в современных условиях российского малого бизнеса

Представленная статья посвящена обзору действующих методов продвижения товаров и услуг в сфере малого бизнеса на территории РФ. Бизнес формат B2C предполагает взаимоотношения между фирмой, предоставляющей товар и услугу, и непосредственно конечным по...

Развитие туризма в малых городах России

В статье рассматривается туризм в малых города России, проблемы продвижения в туристической отрасли, создания собственного бренда и повышения туристической привлекательности. Также приводятся примеры успешного развития малых городов не только в Росси...

Развитие автокемпингов на основных туристических маршрутах Воронежской области

В статье автор исследует привлекательность автокемпингов в сфере туризма.

Похожие статьи

Основные направления улучшения качества услуг туризма в экологически ориентированном регионе

В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты улучшения качества туристических услуг. Приводятся подходы к оценке качества услуг, в частности типы качества Дж. Джурэн и В. Эдвардс Деминг, качество образцовых услуг различий, ...

Индивидуальные туры как инструмент развития экологического туризма

Данная статья посвящена вопросам влияния индивидуальных туров на экологический туризм. В ней приведены отличительные черты индивидуального и массового туризма. Также в статье проведен SWOT-анализ и разработаны стратегические действия, с помощью котор...

Причины падения спроса на туристические услуги и перспективы развития отрасли внутреннего туризма в России

Индустрия туризма за последние 3 года претерпела ряд изменений, что радикально отразилось на поведении потребителей. Среди наиболее масштабных изменений можно назвать смену вектора в сторону внутреннего туризма как для путешественников, так и туропер...

Организация индивидуальных путешествий в эпоху цифровизации

В работе рассматривается возможность организации индивидуальных путешествий в эпоху цифровизации. Приводятся преимущества самостоятельно организованных поездок перед турпакетом: свобода выбора и организация поездки, разнообразие туристских направлени...

Технология создания веб-сайта туристского предприятия (на примере ООО «КонТур», г. Владивосток)

В статье рассматривается процесс разработки веб-сайта для туристской организации ООО «КонТур», г. Владивосток. Необходимость собственного информационного ресурса для турфирмы в настоящее время обусловлено как развитием интернет-технологий, так и высо...

Разработка рекомендаций по организации электронного офиса современной туристской фирмы

В ходе работы было рассмотрено современное состояние туристской деятельности. В частности, был проведен анализ туристской деятельности, рассмотрено значение IT в туристической сфере и возможности ее автоматизации. Нами было уделено внимание анализу д...

Дизайнерские решения как элемент повышения конкурентоспособности на российском рынке гостиничных услуг

В данной статье были рассмотрены теоретические аспекты дизайна и проанализированы дизайнерские концепции в российских городах. На сегодняшний день многие отельеры прибегают к услугам различных дизанейров для того, чтобы сформировать необычную концеп...

Методы стимулирования продаж в сфере B2C в современных условиях российского малого бизнеса

Представленная статья посвящена обзору действующих методов продвижения товаров и услуг в сфере малого бизнеса на территории РФ. Бизнес формат B2C предполагает взаимоотношения между фирмой, предоставляющей товар и услугу, и непосредственно конечным по...

Развитие туризма в малых городах России

В статье рассматривается туризм в малых города России, проблемы продвижения в туристической отрасли, создания собственного бренда и повышения туристической привлекательности. Также приводятся примеры успешного развития малых городов не только в Росси...

Развитие автокемпингов на основных туристических маршрутах Воронежской области

В статье автор исследует привлекательность автокемпингов в сфере туризма.