Индивидуальные туры как инструмент развития экологического туризма
Автор: Сандальнева Светлана Алексеевна
Рубрика: Туризм
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (25) июнь 2020 г.
Дата публикации: 05.06.2020
Статья просмотрена: 459 раз
Библиографическое описание:
Сандальнева, С. А. Индивидуальные туры как инструмент развития экологического туризма / С. А. Сандальнева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 3 (25). — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/169/5355/ (дата обращения: 15.11.2024).
Данная статья посвящена вопросам влияния индивидуальных туров на экологический туризм. В ней приведены отличительные черты индивидуального и массового туризма. Также в статье проведен SWOT-анализ и разработаны стратегические действия, с помощью которых индивидуальные туры могут помочь в развитии экологического туризма и минимизировать вред от туризма на окружающую среду.
Ключевые слова: индивидуальный тур, авторский тур, экологический туризм, мягкий туризм.
С каждым годом в мире всё большей популярностью начинают пользоваться индивидуальные туры. Благодаря развитию технологий людям проще стало путешествовать. Теперь необязательно идти в туристическую фирму, чтобы там подобрали тур с полным пакетом экскурсий, на которые зачастую не всегда охота идти. Туристу достаточно иметь у себя в смартфоне 2–3 приложения, чтобы организовать себе уютный отдых по его критериям.
Но что тогда делать туристическим фирмам, чтобы удовлетворить потребности своих потребителей? Ответом является разработка индивидуальных (авторских) туров.
Сейчас всё больше туристов хотят уникальных предложений. Их больше не удивить стандартными экскурсиями по городским или природным достопримечательностям, им нравится самим управлять своим временем и местоположением. Туристы сами выбирают, хотят ли они размеренный и спокойный отдых или программу нон-стоп. Также они могут выбрать себе комфортные места проживания, вид транспорта и сроки поездки. Это является основными плюсами индивидуальных путешествий. Но каково влияние таких туров на окружающую среду?
Еще в 1980 году немецкий футуролог Роберт Юнг ввел такой термин как «мягкий» туризм. Данный вид туризма характерен минимизацией отрицательного воздействия социоприродной трансформации туристического места, в отличие от «жесткого туризма». С основными чертами «мягкого и жесткого туризма можно ознакомиться в таблице 1 [2].
Таблица 1
Характерные черты жесткого имягкого туризма
«Жесткий» туризм |
«Мягкий» туризм |
Массовость |
Индивидуальные и семейные туры, поездки в кругу друзей |
Кратковременные поездки |
Продолжительные путешествия |
Быстрые средства передвижения |
Медленные и среднескоростные средства передвижения |
Заранее согласованная программа |
Спонтанные решения |
Импорт стиля жизни |
Стиль жизни по образцу страны пребывания |
«Достопримечательности» |
«Впечатления» |
Комфорт и пассивность |
Активность и разнообразие |
Предварительная информационная подготовка к поездке невелика |
Страна — цель путешествия изучается заранее |
Турист не владеет языком страны и не стремится его узнать |
Язык страны изучается заранее, хотя бы на элементарном уровне |
Турист приезжает в страну с чувством хозяина, которого «обслуживают» |
Путешественник познает новую культуру |
Покупки утилитарны (шопинг) или стандартны |
Покупки — это памятные подарки |
После поездки остаются только стандартные сувениры |
После поездки остаются новые знания, эмоции и воспоминания |
Турист покупает открытки с видами |
Путешественник рисует с натуры или фотографирует сам |
Турист любопытен |
Путешественник тактичен |
Громогласность |
Спокойная тональность |
Согласно таблице 1 можно определить, что индивидуальные туры относятся к «мягкому туризму», когда как массовые туры к «жесткому». Именно массовый туризм негативно в наибольшей степени негативно влияет на окружающую среду.
Присутствие даже одного человека не проходит для окружающей среды бесследно. Уплотняется грунт, спрессовывается подстилка, а сбор грибов, ягод, цветов уменьшает возможность самовосстановления растений. Сломанная ветка, зарубка или насечка на стволе вызывают заражение деревьев болезнями и вредителями. Конечно, влияние одного человека или группы людей извне малозаметный, поскольку раньше или позже все восстанавливается к предыдущему состоянию. Однако при массовом наплыве людей процессы восстановления происходят медленнее, чем процесс разрушения [4].
Также одним из основных загрязнителей окружающей среды в туризме туристический транспорт. Согласно рисунку 1, транспорт является основным источником загрязнения атмосферы. Массовые туры предполагают путешествие на быстрых средствах передвижения, которые выбрасывают в атмосферу вредные вещества, для таких поездок необходимо также строительство новых дорог, автозаправочных станций и станций технического обслуживания. Все эти объекты оказывают негативное влияние на растительный и животный мир. В то время как путешественники, которые придерживаются «мягкого туризма», будут получать удовольствие от пеших и велопрогулок. Находясь на природе, они занимаются сплавом на байдарках или катаются на весельных лодках, а если они находятся в городе, могут воспользоваться сегвеями, электросамокатами и гироскутерами. Эти транспортные средства оказывают наименьшее отрицательное влияние на окружающую среду.
Рис. 1. Загрязнение атмосферы [3]
Для того чтобы понимать какое влияние индивидуальные туры могут оказывать на развития экологического туризма был проведен SWOT-анализ, с которым можно ознакомиться в таблице 2.
Таблица 2
SWOT-анализ влияния индивидуальных туров на развитие экологического туризма
Внутренняя среда |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
- Свобода выбора мест посещения и проживания; — Самостоятельно продуманный маршрут и свобода передвижения; — Возможность выбрать удобные средства передвижения; — Путешествие вместе со своими родными и близкими или наедине с собой; — Персональный гид и трансфер; — Круглосуточная помощь и поддержка от персонального гида - Туры несут наименьший вред окружающей среде |
- Стоимость тура намного выше массового; — Требуется много времени на проработку маршрута и подготовку пакета документов |
|
Внешняя среда |
Стратегические действия (SO) |
Стратегические действия (WO) |
Возможности (O) |
||
— минимизация вреда от туризма окружающей среде; — рост популярности экологического туризма — появление новых турфирм, базирующихся на индивидуальных турах; — в послепандемийный период индивидуальные туры будут безопаснее массового туризма |
- создание специальной инфраструктуры для туристов, путешествующих индивидуальными турами; — создание уникального туристического продукта |
- создание квалифицированных сотрудников в сфере индивидуальных путешествий — проработка индивидуальных туров только высококвалифицированными кадрами, которые могут быстро и качественно подобрать тур и подготовить документы |
Угрозы (T) |
Стратегические действия (ST) |
Стратегические действия (WT) |
- Не все туристы захотят пользоваться экологическими видами транспорта; — Для многих туристов индивидуальные туры могут оказаться не «по карману»; — Мировой экономический кризис |
— выбор быстрых средств передвижения в пользу экологичных аналогов (электрокары, машины на гибридной установке или на альтернативном топливе) — поддержка среднего и малого туристического бизнеса на государственном уровне |
- создание гибкой системы бонусов и скидок для путешественников в индивидуальных турах |
В полученном SWOT-анализе видно, что индивидуальный тур больше сильных сторон, чем слабых. Основными проблемами такого тура являются: время и деньги. Для того чтобы подобрать по всем критериям индивидуальный тур менеджеру необходимо потратить много времени, а так как это будет не «пакетный» тур, то клиенту необходимо будет выложить немало денег.
На данный момент авторские туры относятся к VIP-турам и позволить их себе может не каждый путешественник. Тем не менее, предлагая более экономичные варианты туров можно способствовать дальнейшему развитию индивидуального туризма. Индивидуальные туры позволяют также выбирать экономичные направления, средства размещения, транспорт, экскурсионные программы. Это является положительным фактором для развития индивидуального туризма [1].
Таким образом, можно сказать, что индивидуальные туры находятся не на пике своей популярности, но их ожидает большое будущее. В проведенном в статье SWOT-анализе были разработаны стратегические действия, а именно:
– создание специальной инфраструктуры для туристов, путешествующих индивидуальными турами;
– создание уникального туристического продукта;
– создание квалифицированных сотрудников в сфере индивидуальных путешествий
– проработка индивидуальных туров только высококвалифицированными кадрами, которые могут быстро и качественно подобрать тур и подготовить документы;
– выбор быстрых средств передвижения в пользу экологичных аналогов (электрокары, машины на гибридной установке или на альтернативном топливе);
– поддержка среднего и малого туристического бизнеса на государственном уровне;
– создание гибкой системы бонусов и скидок для путешественников в индивидуальных турах.
Благодаря данным действия сфера индивидуальных путешествий может стать доступнее и интереснее для туристов, а также минимизирует вред от туризма на окружающую среду.
Литература:
- Агамирова, Е. В. Особенности и перспективы развития программ индивидуальных туров [Электронный ресурс] / Е. В. Агамирова. — Электрон. журн. — Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, 2015. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-perspektivy-razvitiya-programm-individualnyh-turov
- Две модели экотуризма [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — 2016. — URL: https://lektsia.com/1x3b29.html
- Загрязнение окружающей среды [Электронный ресурс] / Савинкина Е. — Электрон. журн. — Энциклопедия Кругосвет, Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/
- Мальска, М. П. Влияние туризма на экосреду /М. П. Мальска, В. В. Худой. — Туристический бизнес: теория и практика, 2007.
Похожие статьи
Тенденции развития детского туризма
В статье представлен анализ тенденций развития детского туризма на примере Самарской области, выявлены факторы, негативно влияющие на развитие данного вида туризма.
Особенности международного туризма
В статье рассмотрен организационный механизм функционирования международного туризма. В его рамках определены необходимые условия для его развития, описываются факторы, под влиянием которых формируется сфера международного туризма. Также уделено вним...
Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства
В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...
Маркетинг в туризме
В данной статье дается определение понятия маркетинг в туризме, изучены особенности маркетинга. Также внимание уделено интернет-маркетингу и маркетинговым инструментам.
Основные направления улучшения качества услуг туризма в экологически ориентированном регионе
В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты улучшения качества туристических услуг. Приводятся подходы к оценке качества услуг, в частности типы качества Дж. Джурэн и В. Эдвардс Деминг, качество образцовых услуг различий, ...
Управление конкурентоспособностью предприятия сферы туризма на основе современных маркетинговых технологий
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению особенностей использования маркетинговых технологий в туризме, проводится оценка конкурентоспособности организации, а также предлагаются рекомендации по использованию современных маркетинговых...
Влияние реалий современности на развитие внутреннего туризма в РФ
В статье автор старается определить, какое влияние оказывают такие вызовы современности, как пандемия COVID-19, экономические и политические санкции на развитие внутреннего туризма в России.
Природоориентированная туристская деятельность
В статье рассматривается вопрос о развитии природоориентированной туристской деятельности: экологический и сельский туризм. На примере Самарской области рассмотрены возможности для дальнейшего развития данного вида туризма.
Анализ логистических проблем развития туризма в Российской Федерации
В данной статье будет рассмотрена сфера туризма в Российской федерации, приведется аналитика логистики туризма в России, что в свою очередь даст возможность выявить ключевые проблемы, связанные с осуществлением развития данного направления и сформиро...
Современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма в Узбекистане
В статье рассмотрены значение, современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма,особенности приготовлениянациональных блюд, а также предложены способыпродвижения гастрономического туризма Узбекистана. Далее в статье рассказывает...
Похожие статьи
Тенденции развития детского туризма
В статье представлен анализ тенденций развития детского туризма на примере Самарской области, выявлены факторы, негативно влияющие на развитие данного вида туризма.
Особенности международного туризма
В статье рассмотрен организационный механизм функционирования международного туризма. В его рамках определены необходимые условия для его развития, описываются факторы, под влиянием которых формируется сфера международного туризма. Также уделено вним...
Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства
В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...
Маркетинг в туризме
В данной статье дается определение понятия маркетинг в туризме, изучены особенности маркетинга. Также внимание уделено интернет-маркетингу и маркетинговым инструментам.
Основные направления улучшения качества услуг туризма в экологически ориентированном регионе
В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты улучшения качества туристических услуг. Приводятся подходы к оценке качества услуг, в частности типы качества Дж. Джурэн и В. Эдвардс Деминг, качество образцовых услуг различий, ...
Управление конкурентоспособностью предприятия сферы туризма на основе современных маркетинговых технологий
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению особенностей использования маркетинговых технологий в туризме, проводится оценка конкурентоспособности организации, а также предлагаются рекомендации по использованию современных маркетинговых...
Влияние реалий современности на развитие внутреннего туризма в РФ
В статье автор старается определить, какое влияние оказывают такие вызовы современности, как пандемия COVID-19, экономические и политические санкции на развитие внутреннего туризма в России.
Природоориентированная туристская деятельность
В статье рассматривается вопрос о развитии природоориентированной туристской деятельности: экологический и сельский туризм. На примере Самарской области рассмотрены возможности для дальнейшего развития данного вида туризма.
Анализ логистических проблем развития туризма в Российской Федерации
В данной статье будет рассмотрена сфера туризма в Российской федерации, приведется аналитика логистики туризма в России, что в свою очередь даст возможность выявить ключевые проблемы, связанные с осуществлением развития данного направления и сформиро...
Современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма в Узбекистане
В статье рассмотрены значение, современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма,особенности приготовлениянациональных блюд, а также предложены способыпродвижения гастрономического туризма Узбекистана. Далее в статье рассказывает...