В статье автор старается определить, какое влияние оказывают такие вызовы современности, как пандемия COVID-19, экономические и политические санкции на развитие внутреннего туризма в России.
Ключевые слова: туризм выездной, въездной, внутренний, развитие, регионы, геополитическая ситуация, санкции, стратегия, перспектива.
Туристическая индустрия долгое время считалась одной из наиболее перспективных отраслей экономики любой страны, обладающей хоть сколько-нибудь привлекательной средой, будь то природные явления или артефакты. Целые страны десятилетиями пополняли свой государственный бюджет за счет денежных средств, ввозимых путешественниками, прибывавшими порой с другого конца нашей планеты. Например, Мальдивы, Сейшелы, острова Малайского архипелага сделали ставку на туризм как основной источник своего благосостояния, порой даже в ущерб традиционным способам зарабатывания средств к существованию коренного населения. Так, например, остров Бали с его муссонным климатом долго считался идеальным местом для выращивания кофе и риса, пока с легкой руки хиппи, объявивших остров «раем на Земле», и при поддержке ООН не был трансформирован во всемирную рекреационную зону.
К сожалению, не все в этом мире возможно просчитать и спрогнозировать. И даже самый идеальный, казалось бы, проект, каковым считался и остров Бали с его сёрфингом, дайвингом, экологическим и пляжным туризмом, осуществленный под поручительство самого Всемирного банка, не смог противостоять вызову пандемии COVID-19, разразившейся в 2019 году. Эта чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, приобретшая международное значение за очень короткий срок, оказала крайне негативное влияние на всю мировую экономику. Для туризма же — особенно для туризма въездного — закрытие границ, отмена массовых мероприятий и ограничение свободы передвижения даже в пределах одной страны и даже одного поселения, падение доходов населения и необходимость экономить на тратах в результате вспышки данного заболевания оказались губительными в прямом смысле слова. Вчерашние «райские чертоги» за считанные месяцы превратились в трущобы, а население, потерявшее источник к существованию, было обречено на голод.
И вот пандемия пошла на спад, казалось бы — уцелевшим предприятиям туристической отрасли можно выдохнуть, настроиться на работу, засучить рукава и попытаться наверстать упущенное. Но, к сожалению, сложившаяся за последний год геополитическая ситуации не дала воспользоваться свободой передвижения в полной мере. Санкции, наложенные странами западной коалиции на Российскую Федерацию, бьют не только и не столько по российской экономике, сколько по финансовому благополучию населения их же стран, в том числе — и по туризму. Значительная часть стран Старого Света, а также те государства, которые присоединись к санкциям, во-первых, лишились российских туристов. Во-вторых, экономические трудности, испытываемые этими странами в связи с отказом от дешевых российских энергоносителей, заставляют их население прибегать к экономии, расставляя приоритеты в расходах — и туризм в числе самых насущных потребностей не числится. Так что внутренний туризм развитых стран тоже не на самом высоком уровне в данный момент.
Но, как это не парадоксально, трудности туризма в мировом масштабе оборачиваются на пользу туризму национальному в масштабах Российской Федерации. Все запреты, ограничения, санкции волей- неволей подталкивают к развитию туристической отрасли внутри страны. Во-первых, стремление людей познавать новое никуда не девается. Во-вторых, потребность в отдыхе существует, и существует финансовая возможность ее удовлетворить. В-третьих, наша страна сама по себе настолько обширна и обладает настолько разнообразными климатическими зонами, культурно-исторически привлекательными явлениями и многонациональными особенностями, что могут уйти годы и десятилетия, чтобы ее обследовать и исследовать.
После распад СССР, повлекшего за собой развал системы управления туризмом и сокращение внутреннего туризма в связи с падением доходов населения, и на волне открытия границ между странами социалистического и капиталистического лагерей в 1990-х годах, большую популярность приобрели шоп-туры — поездки за границу с целью покупки определенных вещей. Такие поездки привлекали туристов возможностью по доступным ценам купить оригинальную брендовую одежду, посуду, аксессуары и даже мебель, и данное направление туризма является особенно популярным среди любителей шопинга и последователей модных тенденций. Однако на территории постсоветского пространства этот вид туризма стал популярен не из следования моде, а как средство выживания в условиях тотального дефицита и безденежья. Вчерашние учителя, врачи, инженеры становились «челноками» — снующими в Китай, Турцию, Польшу мелкооптовыми поставщиками товаров и первой, и не-первой необходимости; а, случалось, и простыми «помогайками», которых нанимали в поездку с единственной целью — провезти на лишний билет больший объем и вес товаров. Тогда же стали появляться турфирмы, специализирующиеся на организации таких выездных туров.
Ситуация начала выправляться с начала 2000-х годов. К сожалению, как раз в это время в России и произошел перекос в сторону выездного туризма. Шоп-туры, сменившие в постсоветскую эпоху плановый выездной туризм «Интуриста», по сути, были достаточно примитивной формой организацией бизнеса, при которой рентабельность предприятия высчитывалось по незамысловатой формуле: «накладные расходы по организации поездки» + «сколько хочу на этом заработать» = «цена тура для клиента». Привыкнув к легким деньгам, предприятия туристической индустрии предпочли, в основной массе, кропотливой работе по созданию современной отрасли в своей стране организацию выездных туров, благо этот вид туризма в нашей стране крайне востребован и до сего времени: отбить охоту съездить за границу у нашего населения не смогли ни пандемия, ни СВО, ни санкции. В современном мире культ путешествий является одним из самых распространенных культов. Многие люди готовы влезть в долги и взять кредит, просто чтобы не отставать от своих коллег, посетивших Египет, Таиланд, Турцию и другие страны. Поэтому спрос на услуги туристических агентств рос с каждым годом, и, следовательно, создание туристических агентств, работающих на выезд, считалось эффективным способом организации бизнеса. Даже в период пандемии невозможно было остановить тех, кто привык проводить отпуск заграницей или в своей стране — но подальше от родного дома. Полмиллиона рублей за авиабилет до Египта — эта та сумма, которую выкладывали во время каникул в ноябре 2021 года.
Тем не менее, хоть тяжело и со скрипом, но наша туристическая индустрия разворачивается лицом ко внутреннему туризму. Немалую роль в этом играют решения, принятые на государственном уровне. Развитие туристической отрасли является одним из приоритетных направлений экономики и народного хозяйства Российской Федерации, которому в последние годы уделяется достаточно много внимания со стороны Правительства РФ. Регулярное обновление законодательных актов в области туризма, внедрение многочисленных государственных программ, направленных на развитие данной отрасли, создание агрегаторов и государственной корпорации «Туризм.РФ» способствуют созданию устойчивой тенденции к развитию въездного и внутреннего туризма, что тем более актуально в условиях пандемии, ковидных и пост-ковидных ограничений, а также во время действий санкций в отношении Российской Федерации. Несмотря на то, что даже в условиях СВО и санкций Россия не стала принимать зеркальные меры и ввязываться в «визовую войну», количество прибытий иностранных туристов значительно сократилось. Естественно, уменьшилось и количество выезжающих на отдых за пределы Российской Федерации. Внутренний туризм — это то, что призвано спасти туристическую отрасль от окончательного распада, а регионам — помочь в решении экономических трудностей. Внутренний туризм — это самозанятость населения и/или новые рабочие места даже в тех уголках страны, которые не могут похвастаться развитой инфраструктурой, высоким уровнем социально-экономического развития или богатым культурным наследием.
Найти «изюминку» в родном селе, городке, районе и сделать из него бренд — вполне реально. Оймякон сделал своим брендом холод, город Мышкин — мышь, а Торжок — котлеты, воспетые великим русским поэтом в путевых заметках. Выясняется, что малым городам есть что предложить: Мичуринск — это питомник И. В. Мичурина, Тамбов — музей-усадьба Рахманинова, Псков — Кром, село Ново-Талицы — дом-музей Цветаевых, Чита — церковь, в которой венчались декабристы, Нерчинск — дворец Бутиных, село Калинино Нерчинского района — Успенский собор, первое на территории Сибири каменное здание, поселок Беркакит Нерюнгринского района — сероводородный источник, освященный настоятелем храма и приобретший славу оздоравливающего.
Въездной туризм — это деньги, которые туристы оставляют в своей стране, а не вывозят миллиардами — на благо чужой экономики. Это возможность узнать свою страну и узнать, что есть много поводов гордится своей страной, о которых раньше даже не подозревали, пролеживая бока на заморских пляжах. Туризм может и должен стать катализатором экономического развития регионов, в том числе и малых городов, ресурсный потенциал которых достаточно высок, чтобы многие из них смогли бы стать достойной заменой популярным зарубежным направлениям.