Влияние реалий современности на развитие внутреннего туризма в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 15.01.2023

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Шелепень, Е. С. Влияние реалий современности на развитие внутреннего туризма в РФ / Е. С. Шелепень. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 201-204. — URL: https://moluch.ru/archive/450/98986/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор старается определить, какое влияние оказывают такие вызовы современности, как пандемия COVID-19, экономические и политические санкции на развитие внутреннего туризма в России.

Ключевые слова: туризм выездной, въездной, внутренний, развитие, регионы, геополитическая ситуация, санкции, стратегия, перспектива.

Туристическая индустрия долгое время считалась одной из наиболее перспективных отраслей экономики любой страны, обладающей хоть сколько-нибудь привлекательной средой, будь то природные явления или артефакты. Целые страны десятилетиями пополняли свой государственный бюджет за счет денежных средств, ввозимых путешественниками, прибывавшими порой с другого конца нашей планеты. Например, Мальдивы, Сейшелы, острова Малайского архипелага сделали ставку на туризм как основной источник своего благосостояния, порой даже в ущерб традиционным способам зарабатывания средств к существованию коренного населения. Так, например, остров Бали с его муссонным климатом долго считался идеальным местом для выращивания кофе и риса, пока с легкой руки хиппи, объявивших остров «раем на Земле», и при поддержке ООН не был трансформирован во всемирную рекреационную зону.

К сожалению, не все в этом мире возможно просчитать и спрогнозировать. И даже самый идеальный, казалось бы, проект, каковым считался и остров Бали с его сёрфингом, дайвингом, экологическим и пляжным туризмом, осуществленный под поручительство самого Всемирного банка, не смог противостоять вызову пандемии COVID-19, разразившейся в 2019 году. Эта чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, приобретшая международное значение за очень короткий срок, оказала крайне негативное влияние на всю мировую экономику. Для туризма же — особенно для туризма въездного — закрытие границ, отмена массовых мероприятий и ограничение свободы передвижения даже в пределах одной страны и даже одного поселения, падение доходов населения и необходимость экономить на тратах в результате вспышки данного заболевания оказались губительными в прямом смысле слова. Вчерашние «райские чертоги» за считанные месяцы превратились в трущобы, а население, потерявшее источник к существованию, было обречено на голод.

И вот пандемия пошла на спад, казалось бы — уцелевшим предприятиям туристической отрасли можно выдохнуть, настроиться на работу, засучить рукава и попытаться наверстать упущенное. Но, к сожалению, сложившаяся за последний год геополитическая ситуации не дала воспользоваться свободой передвижения в полной мере. Санкции, наложенные странами западной коалиции на Российскую Федерацию, бьют не только и не столько по российской экономике, сколько по финансовому благополучию населения их же стран, в том числе — и по туризму. Значительная часть стран Старого Света, а также те государства, которые присоединись к санкциям, во-первых, лишились российских туристов. Во-вторых, экономические трудности, испытываемые этими странами в связи с отказом от дешевых российских энергоносителей, заставляют их население прибегать к экономии, расставляя приоритеты в расходах — и туризм в числе самых насущных потребностей не числится. Так что внутренний туризм развитых стран тоже не на самом высоком уровне в данный момент.

Но, как это не парадоксально, трудности туризма в мировом масштабе оборачиваются на пользу туризму национальному в масштабах Российской Федерации. Все запреты, ограничения, санкции волей- неволей подталкивают к развитию туристической отрасли внутри страны. Во-первых, стремление людей познавать новое никуда не девается. Во-вторых, потребность в отдыхе существует, и существует финансовая возможность ее удовлетворить. В-третьих, наша страна сама по себе настолько обширна и обладает настолько разнообразными климатическими зонами, культурно-исторически привлекательными явлениями и многонациональными особенностями, что могут уйти годы и десятилетия, чтобы ее обследовать и исследовать.

После распад СССР, повлекшего за собой развал системы управления туризмом и сокращение внутреннего туризма в связи с падением доходов населения, и на волне открытия границ между странами социалистического и капиталистического лагерей в 1990-х годах, большую популярность приобрели шоп-туры — поездки за границу с целью покупки определенных вещей. Такие поездки привлекали туристов возможностью по доступным ценам купить оригинальную брендовую одежду, посуду, аксессуары и даже мебель, и данное направление туризма является особенно популярным среди любителей шопинга и последователей модных тенденций. Однако на территории постсоветского пространства этот вид туризма стал популярен не из следования моде, а как средство выживания в условиях тотального дефицита и безденежья. Вчерашние учителя, врачи, инженеры становились «челноками» — снующими в Китай, Турцию, Польшу мелкооптовыми поставщиками товаров и первой, и не-первой необходимости; а, случалось, и простыми «помогайками», которых нанимали в поездку с единственной целью — провезти на лишний билет больший объем и вес товаров. Тогда же стали появляться турфирмы, специализирующиеся на организации таких выездных туров.

Ситуация начала выправляться с начала 2000-х годов. К сожалению, как раз в это время в России и произошел перекос в сторону выездного туризма. Шоп-туры, сменившие в постсоветскую эпоху плановый выездной туризм «Интуриста», по сути, были достаточно примитивной формой организацией бизнеса, при которой рентабельность предприятия высчитывалось по незамысловатой формуле: «накладные расходы по организации поездки» + «сколько хочу на этом заработать» = «цена тура для клиента». Привыкнув к легким деньгам, предприятия туристической индустрии предпочли, в основной массе, кропотливой работе по созданию современной отрасли в своей стране организацию выездных туров, благо этот вид туризма в нашей стране крайне востребован и до сего времени: отбить охоту съездить за границу у нашего населения не смогли ни пандемия, ни СВО, ни санкции. В современном мире культ путешествий является одним из самых распространенных культов. Многие люди готовы влезть в долги и взять кредит, просто чтобы не отставать от своих коллег, посетивших Египет, Таиланд, Турцию и другие страны. Поэтому спрос на услуги туристических агентств рос с каждым годом, и, следовательно, создание туристических агентств, работающих на выезд, считалось эффективным способом организации бизнеса. Даже в период пандемии невозможно было остановить тех, кто привык проводить отпуск заграницей или в своей стране — но подальше от родного дома. Полмиллиона рублей за авиабилет до Египта — эта та сумма, которую выкладывали во время каникул в ноябре 2021 года.

Тем не менее, хоть тяжело и со скрипом, но наша туристическая индустрия разворачивается лицом ко внутреннему туризму. Немалую роль в этом играют решения, принятые на государственном уровне. Развитие туристической отрасли является одним из приоритетных направлений экономики и народного хозяйства Российской Федерации, которому в последние годы уделяется достаточно много внимания со стороны Правительства РФ. Регулярное обновление законодательных актов в области туризма, внедрение многочисленных государственных программ, направленных на развитие данной отрасли, создание агрегаторов и государственной корпорации «Туризм.РФ» способствуют созданию устойчивой тенденции к развитию въездного и внутреннего туризма, что тем более актуально в условиях пандемии, ковидных и пост-ковидных ограничений, а также во время действий санкций в отношении Российской Федерации. Несмотря на то, что даже в условиях СВО и санкций Россия не стала принимать зеркальные меры и ввязываться в «визовую войну», количество прибытий иностранных туристов значительно сократилось. Естественно, уменьшилось и количество выезжающих на отдых за пределы Российской Федерации. Внутренний туризм — это то, что призвано спасти туристическую отрасль от окончательного распада, а регионам — помочь в решении экономических трудностей. Внутренний туризм — это самозанятость населения и/или новые рабочие места даже в тех уголках страны, которые не могут похвастаться развитой инфраструктурой, высоким уровнем социально-экономического развития или богатым культурным наследием.

Найти «изюминку» в родном селе, городке, районе и сделать из него бренд — вполне реально. Оймякон сделал своим брендом холод, город Мышкин — мышь, а Торжок — котлеты, воспетые великим русским поэтом в путевых заметках. Выясняется, что малым городам есть что предложить: Мичуринск — это питомник И. В. Мичурина, Тамбов — музей-усадьба Рахманинова, Псков — Кром, село Ново-Талицы — дом-музей Цветаевых, Чита — церковь, в которой венчались декабристы, Нерчинск — дворец Бутиных, село Калинино Нерчинского района — Успенский собор, первое на территории Сибири каменное здание, поселок Беркакит Нерюнгринского района — сероводородный источник, освященный настоятелем храма и приобретший славу оздоравливающего.

Въездной туризм — это деньги, которые туристы оставляют в своей стране, а не вывозят миллиардами — на благо чужой экономики. Это возможность узнать свою страну и узнать, что есть много поводов гордится своей страной, о которых раньше даже не подозревали, пролеживая бока на заморских пляжах. Туризм может и должен стать катализатором экономического развития регионов, в том числе и малых городов, ресурсный потенциал которых достаточно высок, чтобы многие из них смогли бы стать достойной заменой популярным зарубежным направлениям.

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний туризм, Российская Федерация, туристическая отрасль, Россия, туризм, туристическая индустрия, вид туризма, геополитическая ситуация, Египет, Турция.


Ключевые слова

развитие, стратегия, перспектива, санкции, регионы, внутренний, туризм выездной, въездной, геополитическая ситуация

Похожие статьи

Особенности развития гастрономического туризма на северо-востоке России (на примере г. Нерюнгри)

В статье автор старается определить перспективы развития гастрономического туризма на Северо-Востоке РФ, связанные с ним сложности и пути их преодоления.

Южная Якутия как туристическая дестинация: неэкономические проблемы развития и пути их решения

В статье автор рассматривает перспективы развития Южно-Якутского региона как туристической дестинации, а также неэкономические факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на динамику данного процесса.

Влияние санкций на развитие туристской отрасли России

В статье автор исследует особенности влияния санкций на развитие туристской отрасли Российской Федерации, описывает негативные и позитивные последствия введения санкций, а также он рассматривает влияние санкционного давления на выездные и въездные ту...

Последствия влияния пандемии на туристскую сферу России и направления государственной политики

В статье проанализированы статистические данные об изменениях в сфере туризма России в связи с пандемией и влиянием, которая она оказала. Также рассмотрены меры государственной поддержки туристской сферы.

Россия в международном туристическом бизнесе

В статье проанализировано положение Российской Федерации на международном рынке туристических услуг. Также рассмотрено влияние пандемии на международный туристический бизнес, в том числе и на российский.

Аналитический прогноз последствий пандемии в сфере импорта товаров народного потребления

В статье дается краткий обзор состояния сферы импорта товаров иностранного происхождения в Россию в период пандемии COVID-19 и проводится анализ того, как экономические факторы, которые могут оказать значительное влияние на благополучие участников вн...

Правовые проблемы туризма в обстоятельствах COVID-19

В статье автор исследует актуальные проблемы нормативно-правового регулирования туристической деятельности РФ в условиях пандемии COVID-19.

Анализ логистических проблем развития туризма в Российской Федерации

В данной статье будет рассмотрена сфера туризма в Российской федерации, приведется аналитика логистики туризма в России, что в свою очередь даст возможность выявить ключевые проблемы, связанные с осуществлением развития данного направления и сформиро...

Инвестиционная деятельность как фактор социально-экономического развития региона на примере Ростовской области

В статье автор рассматривает преимущества региональных инвестиций, проводится анализ приоритетных задач инвестиционного процесса в регионе, а также, на примере Ростовской области, анализируются вызовы, оказывающие воздействие на региональный инвестиц...

Влияние международного туризма на экономику стран мира

Статья посвящена современному состоянию международного туризма и его экономическому значению, изучению состояние и перспектив развития туристического рынка, как сектора глобальной экономики и взвесить все плюсы и минусы экономических последствий. Дан...

Похожие статьи

Особенности развития гастрономического туризма на северо-востоке России (на примере г. Нерюнгри)

В статье автор старается определить перспективы развития гастрономического туризма на Северо-Востоке РФ, связанные с ним сложности и пути их преодоления.

Южная Якутия как туристическая дестинация: неэкономические проблемы развития и пути их решения

В статье автор рассматривает перспективы развития Южно-Якутского региона как туристической дестинации, а также неэкономические факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на динамику данного процесса.

Влияние санкций на развитие туристской отрасли России

В статье автор исследует особенности влияния санкций на развитие туристской отрасли Российской Федерации, описывает негативные и позитивные последствия введения санкций, а также он рассматривает влияние санкционного давления на выездные и въездные ту...

Последствия влияния пандемии на туристскую сферу России и направления государственной политики

В статье проанализированы статистические данные об изменениях в сфере туризма России в связи с пандемией и влиянием, которая она оказала. Также рассмотрены меры государственной поддержки туристской сферы.

Россия в международном туристическом бизнесе

В статье проанализировано положение Российской Федерации на международном рынке туристических услуг. Также рассмотрено влияние пандемии на международный туристический бизнес, в том числе и на российский.

Аналитический прогноз последствий пандемии в сфере импорта товаров народного потребления

В статье дается краткий обзор состояния сферы импорта товаров иностранного происхождения в Россию в период пандемии COVID-19 и проводится анализ того, как экономические факторы, которые могут оказать значительное влияние на благополучие участников вн...

Правовые проблемы туризма в обстоятельствах COVID-19

В статье автор исследует актуальные проблемы нормативно-правового регулирования туристической деятельности РФ в условиях пандемии COVID-19.

Анализ логистических проблем развития туризма в Российской Федерации

В данной статье будет рассмотрена сфера туризма в Российской федерации, приведется аналитика логистики туризма в России, что в свою очередь даст возможность выявить ключевые проблемы, связанные с осуществлением развития данного направления и сформиро...

Инвестиционная деятельность как фактор социально-экономического развития региона на примере Ростовской области

В статье автор рассматривает преимущества региональных инвестиций, проводится анализ приоритетных задач инвестиционного процесса в регионе, а также, на примере Ростовской области, анализируются вызовы, оказывающие воздействие на региональный инвестиц...

Влияние международного туризма на экономику стран мира

Статья посвящена современному состоянию международного туризма и его экономическому значению, изучению состояние и перспектив развития туристического рынка, как сектора глобальной экономики и взвесить все плюсы и минусы экономических последствий. Дан...

Задать вопрос