Встатье дается краткий обзор состояния сферы импорта товаров иностранного происхождения в Россию в период пандемии COVID-19 и проводится анализ того, как экономические факторы, которые могут оказать значительное влияние на благополучие участников внешнеэкономической деятельности, могут привести к негативным юридическим последствиям.
Ключевые слова: импорт, пандемия, срок поставки, Китай, Россия, поставщик, конечный потребитель.
Одной из первых отраслей экономики, которые вышли из кризиса, вызванного весенней волной пандемии COVID-19, стала сфера оптовой торговли товарами народного потребления, ввозимыми из-за рубежа, и обслуживающая ее сфера международных грузовых перевозок, иными словами, сфера импорта.
Это произошло благодаря тому, что собственное производство одежды, различных товаров для дома и ежедневного обихода российскими производителями в разы уступает по масштабам и себестоимости китайским. В период кризиса люди могут отказаться, например, от путешествий, приобретения товаров роскоши, новых моделей техники, но не могут отказаться от товаров, необходимых им в быту на ежедневной основе, таких как одежда, которая в основном отшивается из ткани, импортируемой из Китая.
Если в апреле 2020 г. объем отгрузок из стран дальнего зарубежья в Россию упал на 19,8 %, то уже к июлю он практически вернулся на «доковидные» показатели [1, с.12].
Но так ли безболезненно для участников внешнеэкономической деятельности пройдет вторая волна пандемии? Уже сейчас наблюдаются тревожные сигналы, говорящие, что она будет гораздо более жесткой.
Обратим внимание на два основных фактора, которые формируют себестоимость импортируемого товара: это курс рубля по отношению к основным валютам (Доллар США, ЕВРО) и затраты на международную перевозку и таможенную очистку.
Основной валютой для расчетов с китайскими поставщиками, по-прежнему, является Доллар США. Расчеты в юанях, несмотря на попытки их популяризации в России, пока уступают объему расчетов в американской валюте. Курсы доллара США и ЕВРО резко укрепились по отношению к рублю еще в марте 2020 года, в самом начале пандемии. В октябре — ноябре, после ослабления в летний период, курс Доллара США снова вернулся к мартовским отметкам [2]. Если в марте импортеры с опаской принимали решение о закупке новых партий товара, то сейчас рынок уже смирился с новыми реальностями и закупка идет с уверенностью в том, что сильного «отскока» доллара не произойдет.
Аномальная ситуация сейчас происходит и в сфере международных морских перевозок, а это основной способ доставки импортного груза в Россию. Локдаун в Европе, Северной и Южной Америках вызвал дефицит порожних контейнеров. Если раньше пустая тара наполнялась экспортным грузом и ее возврат в Китай, таким образом, окупался, то сейчас приходится вывозить из Европы и Америки пустые контейнеры. Это огромные затраты для морских линий. Поэтому впервые за более чем десятилетний период цены за морской фрахт меняются морскими линиями по несколько раз за день и достигли небывалых исторических отметок. Число рейсов сокращается, количество заявок на экспорт из Китая остается прежним. В связи с этим вводятся новые виды надбавок на базовую стоимость фрахта, например за «гарантированное место на судне». И цена за фрахт 40’ контейнера из Китая до Санкт-Петербурга доходит до 6500–7000 долларов США, при нормальном уровне 1500–2000 долларов ранее. Данные приведены из анализа коммерческих предложений ведущих морских линий на декабрь-январь 2020 г. [3]. Таким образом, это имеет как минимум два последствия:
1) В конечном итоге возросшая себестоимость товара прямо перетекает в увеличение стоимости товара для конечного потребителя.
2) Сложности с отгрузкой из Китая ведут к срыву сроков поставки импортных товаров по внутрироссийским договорам.
Неблагоприятные экономические последствия неизбежно порождают юридические.
Первое последствие приведет к тому, что товар необходимый в быту, но не первичной необходимости может перестать пользоваться спросом. Это приведет к падению выручки продавцов. Как следствие, сами продавцы будут искать способы снижения себестоимости для удержания цены на текущем уровне. К сожалению, самый популярный способ — это снижение качества за счет использования более дешевых материалов, используемых в производстве товаров. Но скрытое снижение качества товара напрямую приведет к обману конечного потребителя, и что будет, если оно нанесет вред здоровью потребителя? Это значит, что количество претензий к продавцам и импортерам товара возрастет. Что наверняка приведет к увеличению количества претензионных и судебных дел.
Второе последствие второй волны пандемии COVID-19 скажется и на импортерах, и на их клиентах.
С одной стороны в законодательстве Российской Федерации предусмотрены санкции за нарушение сроков ввоза товара или репатриации денежных средств (ст. 15.25 КоАП [4], ст. 193 УК РФ [5]), с другой стороны срыв сроков поставки ведет к судебным тяжбам покупателей с поставщиками и требованиям расторгнуть контракт и, как частный случай, вернуть предоплату.
В мае 2020 г. была попытка ввести мораторий на действие статьи 15.25 КоАП (законопроект № 956716–7), но она не нашла поддержки в Государственной Думе [6]. Несмотря на некоторые послабления в законодательстве об административных правонарушениях, вступивших в силу в июле 2020 г., штрафы согласно статье 15.25 КоАП все равно значительны [4]. Поэтому сейчас импортерам надо особенно жестко следить за соблюдением сроков ввоза товаров и, в случае задержек, заключать дополнительные соглашения с иностранными поставщиками о продлении сроков, а в случае невозможности обращаться в Торгово-промышленные палаты.
Вторая зона риска — судебные споры с российскими покупателями. Часто поставщики-импортеры требуют от покупателя 100 % предоплату, которой финансируют закупку у иностранных поставщиков. Риск расторжения контракта и, как следствие, обязанности вернуть предоплату покупателю при фактически крайне слабых шансах истребовать денежные средства от иностранного поставщика могут вылиться в новые, уже банкротные, дела.
Кроме того, нельзя забывать, что не существует рынка без недобросовестных участников. В попытках выжить, а, к сожалению, многие компании сейчас именно выживают, работая без прибыли, лишь бы удержать клиента и сохранить свои позиции на рынке, находятся хитрецы, которые злоупотребляют правом и, пользуясь невнимательностью своих поставщиков, предъявляют им необоснованные риски с целью сократить свои расходы. При работе сотрудников удаленно многие налаженные бизнес-процессы дают сбои. В качестве примера можно привести дело № А56–56385/2020 [7]. Суть претензий истца следующая: клиент-истец заказал срочную партию масок для лица на пике первой волны пандемии, когда цена за маски была сильно завышена. Ввиду того, что сотрудники поставщика-ответчика работали удаленно, менеджментом компании был упущен из виду факт отсутствия подписанного договора с клиентом. Получив 100 % предоплату от клиента, поставщик на эти средства произвел закупку масок в Китае. К моменту доставки заказанной партии масок, которая заняла больше времени, чем планировал истец, цены за маски упали и клиенту по такой стоимости они стали не нужны. Воспользовавшись отсутствием договора, клиент подал иск к поставщику о неосновательном обогащении. В итоге поставщик оказался втянут в судебные тяжбы, при этом на складе у него так и лежит нереализованный товар, так как продать его даже по закупочной цене сейчас не представляется возможным.
Данная ситуация может послужить примером того, как перевод сотрудников на удаленную работу сбивает с ритма отлаженные системы контроля внутренних бизнес-процессов компании и приводит к судебным искам при добросовестном поведении истца. Поэтому руководителям компаний при переводе сотрудников на удаленную работу следует обращать особое внимание на координацию работ различных отделов и служб компании между собой, иначе финансовые потери неизбежны и могут стоить жизни бизнесу.
Таким образом, даже в сфере импорта, которая одной из первых вышла из кризиса, возможны очень серьезные последствия от новой волны пандемии, что приведет к уходу с рынка определенной части игроков и, как следствие, ослаблению конкуренции, росту цен на импортные товары и ухудшению уровня жизни простого гражданина.
Литература:
- Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Динамика внешней торговли России в условиях пандемии COVID-19. — Текст: электронный // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_sept2020.pdf (дата обращения: 08.12.2020).
- Динамика курса Доллара США. — Текст: электронный // banki.ru: [сайт]. — URL: https://www.banki.ru/products/currency/usd/ (дата обращения: 08.12.2020).
- Public Prices Finder. — Текст: электронный // CMA CGM: [сайт]. — URL: https://www.cma-cgm.com/ebusiness/prices-finder/results?pol=SHANGHAI %20 %3B %20CN %20 %3B %20CNSHA&actualPOL=SHANGHAI %20 %3B %20CN %20 %3B %20CNSHA&pod=SAINT %20PETERSBURG %20 %3B %20RU %20 %3B %20RULED&actualPOD=SAINT %20PETERSBURG %20 %3B %20RU %20 %3B %20RULED&poo=&fdp=&simulationDate=08 %20Dec %202020&equipment=ST&actualPoo=&actualFpd= (дата обращения: 08.12.2020).
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020). — Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/4adb77015309c711961ab12777e722a3b004b694/ (дата обращения: 08.12.2020).
- «Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020). — Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/81eb93195c722e1b68fcaa44fa4deb690527e0cf/ (дата обращения: 08.12.2020).
- Законопроект № 956716–7. — Текст: электронный // Система обеспечения законодательной деятельности: [сайт]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/956716–7 (дата обращения: 08.12.2020).
- Дело № А56–56385/2020. — Текст: электронный // Картотека арбитражных дел: [сайт]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Card/7f012e39–1f72–4bcd-b327–488b3aee5f1e (дата обращения: 08.12.2020).