Рыбный сектор экономики в современных условиях. Влияние пандемии на отрасль | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 10.06.2020

Статья просмотрена: 652 раза

Библиографическое описание:

Машковцев, А. В. Рыбный сектор экономики в современных условиях. Влияние пандемии на отрасль / А. В. Машковцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71505/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор определяет зависимость влияния пандемии на рыбный сектор общественного питания в РФ и предлагает рекомендации предпринимателям, занятым в данной сфере бизнеса.

Ключевые слова: рынок, рыбное направление, ограничение, красная рыба.

Отличительными чертами человеческой жизнедеятельности в масштабе экономических систем является подобие аналогичного социального организма, сформированного для связи собственной структуры с иными существующими в обществе. Как и в любом организме, здесь есть относительное понимание стабильности для системы, рядовых условий, окружающих систему в большинстве обстоятельств, и особых условий работы, значительно затрагивающих задачи как повседневные, так и стихийные, возникающие в процессе деятельности — в данных обстоятельствах, сформированный темп в состоянии измениться в любую из сторон, исходя из влияния основополагающего фактора. К числу наиболее масштабных факторов можно отнести ввод режима чрезвычайной ситуации, как например самоизоляция при распространении пандемии COVID-19.

Определенные трудности в указанный период испытывали предприятия, занимающиеся добычей пищевого сырья, производством и продажей продуктов питания. Изначально ограничения затронули большую часть секторов внутренней и внешней экономики, однако в последующем работа базисных предприятий возобновилась. Стоит заметить, что данные послабления имели незначительное влияния. Часть рынка сбыта продолжала быть недоступной для возобновивших работу производственных предприятий, из-за чего процессы развернулись не в полной мере, что в свою очередь также накладывает ограничения и на сектор добычи. Данную цепочку способно охарактеризовать последствия внешней изоляции.

Ввиду новоявленной угрозы, на территории РФ был объявлен указ об ограничении отношений импорта-экспорта со страной-источником распространения штамма вируса. Россия была не единственной, кто применила подобные меры, что в дальнейшем серьезно повлияло на экономику Китая. Тем н менее, стоить заметить, что масштабных ограничений, устанавливаемых государством, изначально предусмотрено не было (они появились позднее), многие игроки решили ограничить сотрудничество с КНР по собственной инициативе, что в итоге привело к неутешительным результатам — в январе — феврале 2020 года экспорт из КНР обвалился в годовом исчислении на 17,2 процента — до 292,45 млрд долларов, а импорт уменьшился на 4 процента — до 199,54 млрд долларов, в целом же падение внешней торговли в КНР составило ~11 %, и до сих пор прогнозируется продолжительный рост цен на продукты питания из основного набора и медикаментов [1]. Ухудшение состояния одной из мировых экономик также отразилось и на остальных.

Сильнее всего в России пострадало рыбное направление.

Прекращение сообщения с Китаем в определенной степени повлияло на потребительскую стоимость различных морепродуктов, в том числе и экзотических — среднее падение цен по общим номенклатурам составило около 19,4 %. Наибольшее падение наблюдается на такие позиции как норвежский лосось (21 %) и канадский лобстер (24,8 %). Как правило, большинство указанных позиций потребляются в ресторанах, расположенных в том числе и в специальных зонах отдыха [2]. Продукция же, предназначенная для импорта в КНР, вопреки ожиданиям, не опустилась в цене, и выросла аналогично дефицитной, что по своей сути привело к снижению интереса потребителя к данному сегменту.

Но повышение цен также произошло и на позиции, которые не поставлялись на рынок Китая — до объявления карантина была поставлена задача о восполнении запасов уменьшающихся запасов красной рыбы в пресноводных водоемах — под угрозой находятся наиболее популярные виды, такие как горбуша и кета. Ввиду указанных обстоятельств Минсельхоз включил данные виды рыб в список ценных ВБР, что впоследствие также сказалось на росте цен указанного сырья. Например, средняя цена горбуши 1 сорта СГ на крупных площадках, в начале апреля составляла 135 рублей, ближе к концу месяца планка повысилась до 150 рублей за кг. Сейчас цена стабилизировалась и держится в районе 135–140 руб. за кг [3].

В случае отсутствия составленных договорных спецификаций, производители с гарантией несли дополнительные убытки при покупке указанных видов красных рыб на период активной самоизоляции. Возвращение к текущему курсу стоимости продукции рыбного направления обусловлено двумя факторами. К первому относятся приоритеты потребительской корзины покупателя — при ограниченных финансовых возможностях, наблюдавшихся с декабря 2019 года (МРОТ ~4 067 рублей, с последующей негативной динамикой) наиболее предпочтительными продуктами являются мясо птицы, хлеб, молочные изделия, плодоовощная продукция. Рыбная продукция в данный список не входит [4].

Другим фактором является относительно высокий коэффициент рыбных запасов, включая красную рыбу из искусственных водоемов, продолжавший расти на протяжении прошлых периодов, что можно наблюдать в таблице 1.

Таблица 1

Запасы рыбных продуктов на период 2017–2019 год [5]

Продукт

2017

2018

2019

рыба и продукты рыбные переработанные (без рыбных консервов), тыс. тонн

52,7

76,2

110

консервы рыбные, млн. условных банок

10,4

15,4

37,0

Компании, в ожидании закономерного роста спроса на данные виды продукции, следовали устоявшейся прогрессии и в 2020 году. Ввод ограничений и возникновения первого фактора нивелировало новость Минсельхоза, что дало логическое взаимоисключение, результатом которого являлись резкий скачок и возвращение цен к номинальному значению перед этим ж скачком.

Тем не менее, на фоне происходящих событий, многочисленные инциденты, связанные с COVID-19, были учтены в стратегии развития правительства в планах до 2030 г., вирус же внесен в список как один из ключевых рисков, что можно наблюдать по показателям в таблице 2.

Таблица 2

Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса до 2030г. [6]

Показатель

Период

начало 2024г.

начало 2030г.

Объем вылова, млн. т

5,3

5,4

ВДС, млрд. руб

349

418

Потребление продуктовой корзины, кг

~23,1

~25

Аквакультура, тыс. т

501

618

Доля новых судов во флоте, %

~60

~80

Исходя из данных таблицы, имеется возможность определить, что развитие сектора будет продолжаться в изначальных темпах. Новая стратегия предполагает вероятность понижения поставок продовольственной продукции в КНР и неэластичной динамики экспорта

продукции АПК, вследствие чего направление деятельности будет переключено по большей части на внутренний рынок.

К фактическим рекомендациям на текущий момент, следует отнести минимизацию расходов в имеющихся бизнесах, связанных с рыбными направлениями с приоритетом на наиболее востребованные позиции в регионе. Как обусловлено, одной из основных причин является невысокая приоритетность рыбы как составляющей в потребительской корзине, и это отчасти является следствием пересмотра ценовой политики на популярные виды красных рыб.

Сама деятельность, как и продукция, сохраняют определенный уровень интереса у потребителя, однако в целом, недостаточный для стабильного развития и полного покрытия объема производственных затрат, вследствие чего, особо трудозатратные позиции с небольшой маржинальностью также не рекомендуются к допуску в производственный цикл на время восстановления рынка.

Открытие же новых предприятий в данной отрасли на данный момент не рекомендуется, ввиду наличия активной конкуренции в лице функционирующих и пониженного спроса на данное направление продукции.

Литература:

1. В Китае из-за коронавируса обвалилась внешняя торговля. — Текст: электронный // DW.com: [сайт]. — URL: https://www.dw.com/ru/в-китае-из-за-коронавируса-обвалилась-внешняя-торговля/a-52674756 (дата обращения: 08.06.2020).

2. Цена экзотических морепродуктов на мировом рынке снизилась из-за коронавируса. — Текст: электронный // Fishnet.ru: [сайт]. — URL: https://www.fishnet.ru/news/rynok/90353.html (дата обращения: 08.06.2020).

3. Цены на свежемороженную рыбу по запросу в России. — Текст: электронный // Fishnet.ru: [сайт]. — URL: https://www.fishnet.ru/pricelist/russia/gorbusha/svejemorojenaya_morojenaya_ryiba_moreproduktyi/ (дата обращения: 08.06.2020).

4. Корзина неутешительная. — Текст: электронный // Kommersant.ru: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4219146 (дата обращения: 08.06.2020).

5. Оптовая торговля и товарные рынки. Запасы в организациях оптовой торговли отдельных видов продукции. — Текст: электронный // GKS.ru: [сайт]. — URL: https://www.gks.ru/folder/14306 (дата обращения: 08.06.2020).

6. Коронавирус включили в Стратегию развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 г. — Текст: электронный // Fishnet.ru: [сайт]. — URL: https://www.fishnet.ru/news/novosti_otrasli/91233.html (дата обращения: 08.06.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): красная рыба, рыбное направление, данные, КНР, позиция, Россия, таблица.


Ключевые слова

рынок, ограничение, рыбное направление, красная рыба

Похожие статьи

Франчайзинг в условиях санкций и спада российской экономики

В статье автор пытается определить влияние пандемии COVID-19 на франчайзинговые отношения в Российской Федерации, а также дальнейшее развитие франчайзинга в условиях экономических санкций.

Влияние реалий современности на развитие внутреннего туризма в РФ

В статье автор старается определить, какое влияние оказывают такие вызовы современности, как пандемия COVID-19, экономические и политические санкции на развитие внутреннего туризма в России.

Современное состояние рынка алкогольной продукции в России

В данной работе рассмотрены особенности развития и современное состояние рынка алкогольной продукции России. Изучено влияние пандемии на развитие рынка алкогольной продукции в 2020 году.

Аналитический прогноз последствий пандемии в сфере импорта товаров народного потребления

В статье дается краткий обзор состояния сферы импорта товаров иностранного происхождения в Россию в период пандемии COVID-19 и проводится анализ того, как экономические факторы, которые могут оказать значительное влияние на благополучие участников вн...

Инновации в фармацевтической отрасли. Состояние дел на российском рынке отечественных разработок

В данной статье автор проводит анализ ситуации на рынке отечественных препаратов и оценивает перспективы его развития.

Инвестиции в период турбулентности

В статье рассматриваются проблемы инвестирования в период экономической турбулентности. Особенность данной статьи заключается в том, что в ней рассматривается влияние экономической турбулентности на инвестиционную деятельность, учитывая нынешнюю ситу...

Современные проблемы кондитерской промышленности в России

В данной статье автором дан обзор сегодняшнего положения на рынке кондитерских изделий, а также выделены основные проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия данной отрасли.

Россия в международном туристическом бизнесе

В статье проанализировано положение Российской Федерации на международном рынке туристических услуг. Также рассмотрено влияние пандемии на международный туристический бизнес, в том числе и на российский.

Маркетинговая деятельность компаний в сфере экологии

В статье представлен обзор текущей экологической ситуации на планете и способов ее решения. Рассмотрена роль бизнеса в этом процессе, его мотивация. Дана краткая рекомендация для бизнеса с учетом динамики развития экологической ситуации.

Влияние цифровой маркировки на торговлю одеждой

В статье рассмотрена проблема распространения контрафактных товаров, а также вызванный им негативных эффект для экономики. Легкая промышленность является одной из проблемных отраслей отечественной промышленности с точки зрения контрафакта. Одним из м...

Похожие статьи

Франчайзинг в условиях санкций и спада российской экономики

В статье автор пытается определить влияние пандемии COVID-19 на франчайзинговые отношения в Российской Федерации, а также дальнейшее развитие франчайзинга в условиях экономических санкций.

Влияние реалий современности на развитие внутреннего туризма в РФ

В статье автор старается определить, какое влияние оказывают такие вызовы современности, как пандемия COVID-19, экономические и политические санкции на развитие внутреннего туризма в России.

Современное состояние рынка алкогольной продукции в России

В данной работе рассмотрены особенности развития и современное состояние рынка алкогольной продукции России. Изучено влияние пандемии на развитие рынка алкогольной продукции в 2020 году.

Аналитический прогноз последствий пандемии в сфере импорта товаров народного потребления

В статье дается краткий обзор состояния сферы импорта товаров иностранного происхождения в Россию в период пандемии COVID-19 и проводится анализ того, как экономические факторы, которые могут оказать значительное влияние на благополучие участников вн...

Инновации в фармацевтической отрасли. Состояние дел на российском рынке отечественных разработок

В данной статье автор проводит анализ ситуации на рынке отечественных препаратов и оценивает перспективы его развития.

Инвестиции в период турбулентности

В статье рассматриваются проблемы инвестирования в период экономической турбулентности. Особенность данной статьи заключается в том, что в ней рассматривается влияние экономической турбулентности на инвестиционную деятельность, учитывая нынешнюю ситу...

Современные проблемы кондитерской промышленности в России

В данной статье автором дан обзор сегодняшнего положения на рынке кондитерских изделий, а также выделены основные проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия данной отрасли.

Россия в международном туристическом бизнесе

В статье проанализировано положение Российской Федерации на международном рынке туристических услуг. Также рассмотрено влияние пандемии на международный туристический бизнес, в том числе и на российский.

Маркетинговая деятельность компаний в сфере экологии

В статье представлен обзор текущей экологической ситуации на планете и способов ее решения. Рассмотрена роль бизнеса в этом процессе, его мотивация. Дана краткая рекомендация для бизнеса с учетом динамики развития экологической ситуации.

Влияние цифровой маркировки на торговлю одеждой

В статье рассмотрена проблема распространения контрафактных товаров, а также вызванный им негативных эффект для экономики. Легкая промышленность является одной из проблемных отраслей отечественной промышленности с точки зрения контрафакта. Одним из м...

Задать вопрос