Влияние пандемии на экономику России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 24.04.2022

Статья просмотрена: 4389 раз

Библиографическое описание:

Лагутин, П. С. Влияние пандемии на экономику России / П. С. Лагутин, О. И. Шевченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 352-355. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90709/ (дата обращения: 19.11.2024).



Коронавирусная инфекция оказала мощный эффект во всех областях нашей жизни, даже несмотря на то, что человечество предпринимает целенаправленные меры для борьбы против её последствий. Пандемия ударила не только по здоровью людей, но и по экономикам стран. На долю многих органов аудита выпала ответственная миссия — контроль за тем, насколько эффективно правительства расходуют средства в непростые времена и к каким результатам это приводит [1].

Непосредственно пандемия привела к закрытию предприятий в странах с высоким процентом заболевших, резкому возрастанию спроса на продукты повседневного спроса, спекуляциям на рынке определённых товаров: противовирусных препаратов, санитарных масок, дезинфицирующих средств. Карантинные меры в России и некоторых других странах-производителях товаров привели к перебоям в поставках, наиболее сильно затронувших электронику и контейнерные перевозки.

Именно поэтому государственная структура постоянно вводит ряд мер для поддержки как физических лиц индивидуально, так и юридических лиц, например:

1) выплата на детей от 3 до 7 лет. Семьи, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации, начали получать выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно с июня 2020 года. Начисление пособий на детей осуществляется с 1 января 2020 года. Выплата устанавливается сразу на год. С января 2021 года выплата предоставляется трёхступенчато и зависит от дохода семьи. Размер пособия на одного ребенка составляет 50, 75 или 100 % от регионального прожиточного минимума на ребёнка.

2) туристический кешбэк. 18 марта 2021 года стартовала обновлённая программа туристического кешбэка, куда включены организованные туры, круизы, а также отдельное проживание в отеле для тех, кто путешествует самостоятельно. Список предложений размещён на сайте мирпутешествий.рф. В рамках программы предусмотрен кешбэк 20 % от стоимости поездки по России на карту «Мир», которой оплачен отдых онлайн, при этом максимальная сумма за оплату одного путешествия — 20 000 рублей. Получить субсидию можно неограниченное число раз.

3) выплата на детей 6–18 лет. Граждане Российской Федерации, проживающие на её территории, могут получить единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте от 6 до 18 лет, имеющего гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребёнком возраста 6 лет не позднее 1 сентября 2021 г.). Выплаты смогут получить также молодые люди с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 до 23 лет, имеющие гражданство Российской Федерации и обучающиеся по основным общеобразовательным программам, либо их родители (законные представители).

4) отмена справок. Для получения социальной поддержки гражданам не надо собирать справки. Необходимые сведения госорганы, отвечающие за назначение пособий и выплат, будут получать в ходе межведомственного информационного взаимодействия

5) налоговые каникулы (пострадавшие отрасли)-для юридических лиц. Компании, ведущие деятельность в пострадавших отраслях, могут получить отсрочку или рассрочку по налогам (авансовым платежам), в том числе по страховым взносам, если осуществляют определённые виды экономической деятельности, со сроками уплаты в 2020 году, кроме налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налога.

Все это позволило оказывать необходимую поддержку пострадавшим секторам экономики, в первую очередь воспроизводимых предприятий, малого и среднего бизнеса [2].

Проблему с пострадавшими от пандемии гражданами государство решило введением пакета мер противодействию последствиям коронавирусной инфекции, в то время как для больших организаций данные меры не всегда эффективно работают. В современных условиях главным критерием полезности компаний для потребителей является гибкость. Она определяет, как быстро компания может приспособиться к постоянно меняющимся запросам человека.

Таким образом, рассмотрим компании, наиболее пострадавшие в условиях пандемии и их реализации решений данной проблемы.

В последние годы перспективы глобального финансового и экономического кризиса значительно усилились. По прогнозам, крупнейшие международные финансовые и экономические организации до конца текущего года мировой валовой внутренний продукт по сравнению с 2021 годом может упасть до 4,5–5,5 процента [3, c. 76], а наиболее пострадавшие компании в прошлом, стараются переиначить свою производственную деятельность на новые принципы и технологии. К группе самых пострадавших отраслей центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования относит отрасли, в которых наблюдалось кратное снижение выпуска в апреле, а отскок в мае лишь частично компенсировал провал. Таковых насчитывается семь: производство авто- и других транспортных средств, бытовых приборов, мебели, ювелирных изделий, спортивных товаров и изделий из кожи. То есть речь преимущественно идет о производителях потребительских товаров длительного пользования, а также транспортном машиностроении.

В апреле в годовом выражении сильнее всего сократилось производство ювелирных украшений, бытовых приборов и автотранспорта — на 76,4 %, 69,5 % и 60,2 % соответственно. В мае показатели этих отраслей частично отыграли падение, но производство осталось на низком уровне: в ювелирной отрасли — 35,6 % от прошлого года, в автотранспорте — 57,8 %, в производстве бытовых приборов — 74,9 %.

По мнению авторов исследования, болезненная реакция главных жертв нынешнего кризиса в промышленности — их сверхчувствительность к динамике доходов населения, помноженная на карантинные ограничения, из которых Россия начала выбираться лишь в июне 2019 года.

Сильнее всего пострадали отрасли, которые связаны с производством товаров длительного пользования или ориентированы на инвестиционный спрос. В условиях кризиса они всегда показывают наихудшую динамику. Логичным выглядит и рост фармацевтики и медицинских изделий на фоне пандемии. Производство пищевых продуктов всегда является менее цикличной отраслью из-за постоянного спроса [4].

Значительные угрозы экономической безопасности России формируются в связи с высоким риском расширения санкционного давления как непосредственно на российские компании, так и на их зарубежных партнеров, в первую очередь в нефтегазовой отрасли, машиностроении и информационно-телекоммуникационной сфере.

Решением данных проблем может стать перестройка организаций бизнеса в сторону цифровизации, рационализации и оптимизации производств, быстрое перестроение под потребности человека. Подобные процессы будут иметь долгосрочные последствия и не остановятся после окончания пандемии COVID-19.

Маркетинговое агентство РосБизнесКонсалтинг Исследования рынков представляют исследование, посвященное последствиям пандемии коронавируса для российской экономики и бизнеса [5].

Согласно результатам исследования, негативное влияние пандемии коронавируса почувствовало на себе абсолютное большинство российских компаний с оборотом от 3-х до 100 млрд рублей независимо от сферы ведения бизнеса. Это стало следствием введенных ограничительных карантинных мер с конца марта 2020 года и последовавшим за этим массовым сокращением потребительского спроса.

В выигрыше оказались те компании, которые смогли удовлетворить ажиотажный спрос населения на продукты питания и товары первой необходимости в период карантина, а также те, кто смог переориентировать производство на выпуск средств защиты, остающихся до сих пор дефицитным товаром в некоторых регионах страны. В заметном плюсе также остались компании, которые смогли перенести часть своей работы в область цифрового хранилища. К примеру, такие компании как: «Сбер», «Магнит», «Озон», «Яндекс» и т. д.

Но далеко не у всех компаний есть такие возможности. Большинство сотрудников, работающих из дома, используют собственное оборудование, программное обеспечение и другие инструменты. ИТ-инфраструктура перестраивалась очень быстро, и главной задачей бизнеса при этом была бесперебойность бизнес- и организационных процессов, требования к информационной безопасности (ИБ) при этом не были приоритетными. Соответственно, количество потенциальных жертв виртуальных мошенников увеличилось многократно за небольшое время [6, c. 10].

Стоит отметить, что есть ещё одно альтернативное решение сложившейся проблемы. Существуют компании, которые смогли усилить себя в экономической сфере благодаря тому, что спрос на их товары мгновенно возрос. На финансовых показателях логистических операторов, а также фармацевтических компаний эпидемия сказалась в меньшей степени. Выручка большинства компаний из данных сегментов сократилась в среднем не более чем на 16 %, при этом до трети опрошенных экспертов отметили рост выручки на показатели, превышающие 50 %. Это стало следствием того, что в фармацевтической отрасли некоторые производственные и оптовые компании оказались выгодоприобретателями в результате роста спроса на противовирусные препараты, а также те лекарства, которые вошли в протокол лечения COVID-19, и которые активно закупало государство для формирования резервного фонда. В свою очередь среди логистических операторов в выгоде от пандемии оказались те компании, которые изначально делали ставку на предоставление комплекса услуг для интернет-ретейла.

Таким образом, последствия ограничительных мер по борьбе с коронавирусной инфекцией стали поводом для переосмысления большинства известных нам экономических решений как в отношении физических лиц, так и юридических [7]. Государство принимает постоянные меры по поддержке населения и его бизнеса определенными льготами и гарантиями, позволяющими бизнесменам не только оставаться на рынке, но и быть способными конкурировать друг с другом. Пандемия, с одной стороны, ослабила экономику, с другой стороны, указала на её слабые места и показала пути решения. Например, распространение цифровизации значительно повысило эффективность и удобство использования услуг таких компаний как: «Эльдорадо», «Сбер», «Магнит», «КарПрайс» и т. д. В них большинство операций стали виртуальными, при этом ассортимент товаров остался практически неизменным. Другим компаниям, выпускающим, например, фармацевтику, было достаточно просто нарастить темпы продажи, что также является своего рода экономическим решением.

В целом, все эти проблемы не являются нерешаемыми, но пандемия поставила перед ИБ-отрасль ряд очень необычных вызовов. При этом вовсе не факт, что эти проблемы, будучи решенными, не вернутся вновь уже в ближайшее время. Так что бизнесу необходимо переосмыслить управление рисками, ИБ-политики и многое другое для того, чтобы оставаться эффективным и не слишком пострадать в случае повторения ситуации.

Литература:

  1. Социально-экономические последствия пандемии в 2021 году. — Текст: электронный // Wikipedia: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальноэкономические_последствия_пандемии_COVID-19.
  2. Социально-экономические последствия пандемии в 2021 году. — Текст: электронный // Сайт правительства России: [сайт]. — URL: http://government.ru/support_measures.
  3. Гуреева М. А. Экономическая безопасность государства. Противодействие спектру угроз — от материально-вещественных до информационно-цифровых / Москва — 2021. (2-е издание) — 341с.
  4. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (с изменениями и дополнениями).
  5. Исследования в области экономики в условиях пандемии. — Текст: электронный // Росконгресс: [сайт]. — URL: (https://roscongress.org/materials/issledovanie-vliyaniya-pandemii-covid-19-na-rossiyskiy-biznes-/).
  6. Скобцова А. С. Вопросы оценки экономической безопасности государства / А. С. Скобцова. — 1-е изд. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский научный вестник, 2021. — 10 c.
  7. Шафиева А. Р. Экономическая безопасность. Факторы, представляющие угрозу экономической безопасности РФ / А. Р. Шафиева // Вестник современных исследований. 2019. № 1.5 (28). С. 325–328
Основные термины (генерируются автоматически): компания, Российская Федерация, бизнес, выплата, длительное пользование, мера, отрасль, пандемия, пострадавший, Россия.


Задать вопрос