В недавнее время все современное общество столкнулось с пандемией COVID-19, последствия которой не обошли стороной предпринимателей в сфере оказания услуг. В связи с этим можно сформулировать цель настоящей статьи, которая заключается в проведении анализа последствий кризиса, государственной поддержки предпринимателей, а также минимизации рисков, убытков в случае возникновения повторной волны пандемии COVID-19.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, оказание услуг, кризис, минимизация рисков, государственная поддержка.
Recently, the entire modern society is faced with the COVID-19 pandemic, the consequences of which have not bypassed entrepreneurs in the service sector. In this regard, we can formulate the purpose of this article, which is to analyze the consequences of the crisis, state support for entrepreneurs, as well as minimize risks and losses in the event of a repeated wave of the COVID-19 pandemic.
Keywords: entrepreneurial activity, service provision, crisis, risk minimization, government support.
До настоящего времени российские предприниматели не уделяли должного внимания возможности введения государством полного или частичного ограничения на осуществление предпринимательской деятельности, причиной которого будет являться пандемия. Скорее всего это связано с тем, что подобные обстоятельства ранее не возникали на территории Российской Федерации.
Однако в марте 2020 г. на основании указа Президента [2], [3], а также указов глав субъектов Российской Федерации [7], была приостановлена деятельность предпринимателей в различных сферах оказания услуг.
Для полного понимания проблематики, с которой столкнулись предприниматели в сложившейся ситуации, необходимо прибегнуть к статистическим материалам. Этот подход позволит оценить весь масштаб трудностей последствия пандемии.
Согласно опросу, проведенному аппаратом уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей [9], наиболее актуальными трудностями с которыми столкнулись предприниматели в период пандемии: падение спроса, убытки, необходимость сокращения персонала или расходов на фонд оплаты труда и срыв обязательств по выплате налогов в бюджет.
Полученные данные по проводимому опросу среди предпринимателей, на вопрос: «По Вашим прогнозам, спустя какое время в вашей отрасли ситуация, сложившаяся в связи с распространением коронавируса, вернется в нормальное состояние?» (рисунок 1), в % от всех опрошенных предпринимателей:
Рис. 1. Данные опроса предпринимателей
Примечание: составлено Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Титовым Б. Ю.
Большинство предпринимателей пессимистично оценивали перспективы нормализации ситуации в их отрасли. Почти половина (43 %) посчитали, что ситуация вернется в нормальное состояние не ранее, чем через год, 14 % полагают, что через два-три года. Треть предпринимателей (31 %) полагают, что ситуация нормализуется через несколько месяцев.
Для восстановления предпринимательской деятельности в Российской Федерации, безусловно была необходима государственная поддержка. В первую очередь предприниматели призывали отсрочить уплату налогов или вовсе их отменить. Также предприниматели просили предоставить субсидии/ финансовую поддержку со стороны государства, ввести арендные и кредитные каникулы, организовать выдачу беспроцентных кредитов на поддержание бизнеса, снизить или отменить обязательные взносы в Фонд социального страхования.
Полученные данные по проводимому опросу среди предпринимателей, на вопрос «Какая поддержка со стороны государства помогла бы Вашему предприятию справиться с последствиями коронавируса?» представляю в наглядной форме (рисунок 2), в % от всех опрошенных предпринимателей:
Рис. 2. Данные опроса предпринимателей
Примечание: составлено Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Титовым Б. Ю.
Фактически, проведение опроса уполномоченным при президенте по защите прав предпринимателей говорит о том, что властям небезразлично положение дел в малом и среднем бизнесе в условиях ввода карантинных мер из-за распространения эпидемии COVID-19. Проходя подобные опросы предприниматели смогли донести свою позицию до государства, которая в конечном счете, повлияла на подстраивающийся в зависимости от складывающейся ситуации план правительства по поддержке экономики.
В настоящее время Правительством РФ разработан и применяется план [5] применения мер в поддержку предпринимательской детальности, в них входят: снижение ставки страховых взносов для работников МСП на сумму зарплаты, превышающую МРОТ, с 30 %до 15 %; отсрочка по кредитам на полгода и возможность реструктуризации задолженности по приемлемым ставкам для субъектов МСП; распространение «кредитных каникул» на ИП и мораторий на подачу заявлений о банкротстве кредиторами на срок шесть месяцев в наиболее пострадавших от COVID-19 отраслях. Также предпринимателям предоставлена отсрочка по всем налогам кроме НДС на шесть месяцев, а микропредприятиям — и по страховым взносам.
Согласно опросу, проведенному Аналитическим центром НАФИ, в котором учувствовали 500 представителей бизнеса всех основных отраслей экономики во всех федеральных округах РФ, мнения предпринимателей в оценке эффективности господдержки разделились. Почти половина (45 %) считают, что реализуемые государством меры имеют положительный эффект: эти меры поддерживают экономику в целом, наиболее пострадавшие отрасли или отдельные компании. При этом 40 % предпринимателей отметили, что меры господдержки не имеют эффекта, а 15 % затруднились с ответом. [10]
Один из примеров того, что не все предприниматели смогли получить столь необходимую господдержку, связан с тем, что Правительством РФ был определен список пострадавших отраслей по основным кодам вида деятельности (ОКВЭД), которые указаны в ЕГРЮЛ. [4]. Падение выручки по видам деятельности при предоставлении помощи не учитывалось. Коды ОКВЭД организаций часто не совпадают с фактическими видами деятельности, поэтому часть компаний из пострадавших от кризиса отраслей не смогло рассчитывать на господдержку.
В письме ФНС России [6] описывается ситуация, при которой у предприятия основной код, указанный в ЕГРЮЛ – 45.3 «Торговля автомобильными деталями…». Правительственный перечень ОКВЭД пострадавших от коронавируса отраслей такой код не содержит, в перечне нет и обособленного класса 45. В свою очередь, в правительственном перечне есть код 45.32 «Торговля розничная автомобильными деталями…». По существу, и по названию коды схожи, но код компании, указанный в ЕГРЮЛ, более обобщенный, чем в перечне, поэтому деятельность данного предприятия не считается отнесенной к пострадавшей отрасли: ОКВЭД не подходит — таково мнение ФНС в рассматриваемом письме. Исходя из приведенного выше примера можно сделать вывод, что рассчитывать на меры государственной поддержи в случае возникновения повторного карантина могут не все предприниматели.
Несмотря на тот факт, что большинство организаций начали осуществлять свою деятельность, необходимо учитывать риски возможного повторения пандемии.
Для того, чтобы их минимизировать следует предостеречь свою деятельность в договорной части, а именно проверить условия заключенных договоров на предмет исключения: пандемии и эпидемии из перечня обстоятельств, относящимся к форс-мажору; освобождения от ответственности вследствие форс-мажора.
Предпринимателям необходимо определить существующие механизмы защиты согласно применимому праву и условиям обязательства, а также, перечень действий, которые необходимо предпринять для их реализации.
Например, оформление требований, уведомлений, сертификатов и прочих документов, которые являются условиями для применения положений об освобождения ответственности вследствие форс-мажора или минимизации негативных последствий.
Необходимо разработать способы и инструкции для подробной документарной фиксации того, как последствия повторной пандемии повлияют на возможность исполнять обязательства — это может быть полезным в последующих судебных спорах.
Первостепенно нужно разобраться, что форс-мажором будет являться не сам факт пандемии заболевания, а те меры, которые принимают госорганы для снижения скорости его распространения, так как именно они в итоге влияют на фактическое исполнение условий контрактов.
Кроме того, как такового термина «форс-мажор» российской законодательство не знает. Фактически понимаемые под форс-мажором случаи, Гражданский Кодекс [1] и Пленум Верховного суда [6] именуют обстоятельствами непреодолимой силы, однако точного определения также не дают: указывают лишь на характеристики таких обстоятельств и дают перечень случаев, которые такими обстоятельствами признаны быть не могут.
Следовательно необходимо четкое понимание условий договоров в части форс-мажора.
В случае, если у предпринимателей есть возможность выполнить некоторые, но не все обязательства, необходимо тщательно оценить, какие обязательства являются приоритетными с точки зрения минимизации негативных последствий, учитывая применимое законодательство и соответствующие договорные условия.
Также предпринимателям следует пересмотреть затраты на персонал, так как в большинстве случаев именно они являются ключевыми.
На практике наибольшей популярностью в период пандемии пользовались именно онлайн-услуги, будь то покупка товаров и их доставка, обучение или предоставление других услуг. Если специфика конкретной предпринимательской деятельности работы позволяет перевести работу отдельных сотрудников на удаленку, то это станет успешным решением для компании во время второй волны пандемии. Дистанционная работа сделает возможным сокращение расходов на аренду большого офиса, использование интернета, электроэнергии и т. д.
Заключение
Проведя анализ сложившейся в настоящее время ситуации в сфере предпринимательства в Российской Федерации на фоне прошедшей пандемии коронавируса, автор приходит к следующим выводам:
Впервые столкнувшись с пандемией и полным приостановлением деятельности большинства сфер бизнеса на длительный срок, ни предприниматели ни государство не были к этому готовы.
Кризис доказал, что менее подверженными к пандемии оказались предприниматели со стабильным денежным потоком, и прибыльными, а не венчурными и мифическими, перспективами. Такие компании в период хаоса нашли новые возможности и усилились от непредвиденных и нежелательных внешних факторов.
Фактически, для того, чтобы в будущем подобные кризисные ситуации проходили максимально безболезненно, большинству предпринимателей необходима «финансовая подушка безопасности», а также необходимо продумать план деятельности позволяющий иметь в наличии онлайн-услуги, перевод сотрудников на удаленную работу.
Исходя из имеющегося спроса на те или иные услуги некоторым предпринимателям необходимо перепрофилировать свою деятельность.
В любом случае при ведении предпринимательской деятельности необходимо быть готовым к любым рискам и адаптироваться под сложившиеся обстоятельства.
Государство со своей стороны, как гарант защиты прав и интересов предпринимателей, могло более ответственно подойти к предоставляемой предпринимателям поддержке в период и пост период пандемии.
Государству безусловно необходимо учесть обращения и основные проблемы предпринимателей, провести анализ допущенных ошибок в принимаемых нормативно правовых актах, таких как несоответствие кодов ОКВЭД многих пострадавших, расширить, утвержденный для получения господдержки, список видов деятельности, рассмотреть возможность субсидирования предпринимателей для оплаты арендных платежей, заработной платы сотрудников и принять иные дополнительные меры помощи.
Резюмируя, можно назвать пандемию большой перезагрузкой для всего предпринимательства. Ее смогли пережить только те компании, которые смогли адаптироваться под новые реалии и делали для этого все возможное, следовательно при повторном возникновении пандемии они окажутся в более устойчивом положении, однако без качественной, обдуманной государственной поддержки им также придется нелегко.
Литература:
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), статья 401" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020)
- Указ Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»,
- Указ Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
- Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (с изменениями и дополнениями) c изменениями от 10, 18 апреля, 12, 26 мая, 26 июня 2020 г.
- «План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» (утв. Правительством РФ 17.03.2020)
- Постановление Пленума Верховного суда «Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1» Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года;
- Указ мэра Москвы от 29 марта 2020 года № 34-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ».
- Письмо ФНС России № БС-4–11/9732@ от 15.06.2020;
- Титов Б. Ю. Ежегодный доклад Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей. http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2020/7.pdf (дата обращения:02.06.2020).
- Аналитический центр НАФИ https://nafi.ru/analytics/biznes-posle-pandemii- vosstanovlenie-ot-shoka/ (дата июнь 2020 г.)