В силу своих особенностей малое и среднее предпринимательство оказывается наиболее чувствительным к изменениям внешней среды даже в условиях стабильно функционирующей экономики, а поскольку внешняя среда в современных условиях хозяйствования отличается исключительной подвижностью и изменчивостью, она существенно осложняет деятельность малого и среднего предпринимательства. В этой связи особую остроту приобретают вопросы повышения эффективности деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, необходимости формирования четких управленческих решений, способных в условиях экономической нестабильности стать эффективным инструментом поддержания стабильности деятельности предприятия.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, управление, экономика, предпринимательство, риски, государство.
Важность и необходимость развития малого и среднего предпринимательства очевидна во всем мире. В развитых странах масштабы деятельности сектора малого и среднего бизнеса гораздо выше, чем в нашей стране. В России остается нереализованным огромный потенциал развития сектора малого и среднего предпринимательства, чему есть множество причин [1].
Существует ряд факторов, которые способствуют улучшению предпринимательского климата в стране. На рисунке 1 представлены топ‑3 факторов-лидеров, негативно воздействующих на развитие предпринимательства, по частоте упоминая фактора среди прочих условий предпринимательства.
Рис. 1. Факторы, негативно влияющие на развитие предпринимательства в России в 2021 году [9]
Политика государства традиционно занимает первое место и чаще остальных факторов упоминается экспертами как негативно влияющая на развитие предпринимательства в стране. Среди сдерживающих факторов в 2021 году эксперты отметили прежде всего «локдаун», «несогласованность действий федерального и субфедерального уровней власти в введении поддерживающих мер…», «закрытие B2C-каналов» и в новых условиях «отсутствие синхронности действий государства и бизнеса» из-за «отсутствия диалога». Государственные программы поддержки эксперты посчитали «забюрократизированными и малодоступными» или «недостаточными». Введение ограничительных мер «без должной финансовой поддержки и компенсаций» вызвало много негативных откликов среди экспертов.
При всей критичной оценке роли государства в развитии предпринимательства, главное стимулирующее влияние эксперты также отводят политике государства (Рисунок 2) [2]. Эксперты видят стимулирующую роль в доступности и внедрении научно-технических разработок, развитии государственных программ и открытости рынков для малых и растущих компаний. Стимулирующее воздействие оказывают, конечно, культурные и социальные нормы и положительное отношение к предпринимателям в обществе, а также образование на всех уровнях. Возможности для развития заложены также в многообразии финансовой поддержки.
Рис. 2. Факторы, стимулирующие развитие предпринимательства в России в 2021 году [9]
Для того, чтобы выявить основные негативные факторы, которые побуждают предпринимателей выйти из бизнеса экспертами Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета был проведен опрос предпринимателей, которые решили выйти из бизнеса. Результаты проведенного опроса приведены на рисунке 3.
Как видно из представленных данных наиболее очевидной и очень распространенной причиной является низкий уровень продаж и отсутствие прибыли от бизнеса. К негативным факторам, ведущим к закрытию компании, относятся бремя налогообложения или бюрократия, отсутствие доступа к ресурсам, в том числе финансовым [3]. В последние два года к ним добавилась пандемия COVID‑19, которая могла оказать отрицательное влияние на бизнес напрямую из-за болезни и самоизоляции, или косвенно через воздействие на рынки и цепочки поставок [4] Выход из бизнеса может происходить и по причине продажи бизнеса по выгодной цене, появления привлекательной стабильной работы, выхода на пенсию или другой деловой возможности. В некоторых случаях выход из бизнеса мог быть неотъемлемой частью плана развития бизнеса.
Рис. 3. Причины выхода из бизнеса в России, 2019–2021, % [9]
Основной причиной выхода из бизнеса в 2021 году была его нерентабельность, эту причину указали 28 % респондентов. Пандемия потеряла первую строчку среди причин выхода, которую она занимала годом ранее, но и в 2021 году 17,6 % респондентов назвали именно пандемию как фактор, заставивший их выйти из бизнеса. 14,8 % вышедших из бизнеса объяснили свое решение низкой эффективностью регулирования предпринимательской деятельности, в том числе несовершенством системы налогообложения и бюрократией [5]. 9,3 % респондентов в России заявили, что были вынуждены выйти из бизнеса из-за невозможности получить финансирование. Такие причины как продажа бизнеса, возможности другого трудоустройства, выход на пенсию и планировавшийся заранее выход составляют небольшой процент.
В 2021 году в России индекс выбытия, рассчитанный как процент взрослого трудоспособного населения продавшего, закрывшего или каким-либо иным способом переставшего являться владельцами и управляющими бизнеса в последние 12 месяцев, составил 3,9 %, что несколько выше, чем годом ранее (3,3 %).
Компании, собственники которых покинули их, могут продолжить существование с другими собственниками или в другой форме, поэтому выбытие предпринимателя из бизнеса не обязательно характеризует процесс закрытия компании [6]. В 2021 году число бизнесов, которые прекратили свое существование после ухода собственника, составило около 74 % из всех выходов, остальные продолжили существование с другими собственниками. Причины, которые привели к тому, что респонденты перестали быть предпринимателями, различаются для бизнесов, которые были закрыты, и для бизнесов, продолживших свое существование с другими владельцами, что отражено на рисунке 4.
Рис. 4. Причины выхода из бизнесов, продолжающих существование и переставших существовать в России в 2021 году, % [9]
Для бизнесов, переставших существовать, нерентабельность послужила причиной закрытия 36,3 % компаний, а те предприниматели, которые вышли из бизнеса, продолжившего существование, объяснили свое решение нерентабельностью только в 12,6 % случаев. Сложности в получении финансирования в качестве причины выхода чаще объяснили выход из бизнеса в случае его полного закрытия (10,9 % против 4 %) [7]. Возможности другого трудоустройства и продажи более популярны среди тех предпринимателей, бизнес которых продолжил существование с другими владельцами. Они также чаще упоминали пандемию в качестве причины выхода. В оценке влияния пандемии и государственной политики на выход предпринимателя из бизнеса не наблюдалось существенных различий для закрывшихся и работающих компаний [8].
Таким образом, на сегодняшний день развитие малого и среднего бизнеса в России встречает на пути сложившиеся бюрократические барьеры со стороны государственных органов, коррупционные схемы, несоблюдение формальных и неформальных принципов взаимодействия крупного и малого бизнеса, неблагоприятный предпринимательский климат в условиях жесточайших санкций и ограничений, несовершенство действующего законодательства и многие другие проблемы, препятствующие активизации данного сектора экономики.
Литература:
- Ковальский, Р. Р. Малый и средний бизнес в условиях развития экосистем / Р. Р. Ковальский // Актуальные вопросы современной экономики. — 2022. — № 4. — С. 145–156.
- Мизев, Д. И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса / Д. И. Мизев // Гуманитарный трактат. — 2022. — № 127. — С. 8–11.
- Рожнова, Е. Общие тенденции и проблемы развития малого и среднего бизнеса / Е. Рожнова // Профессиональное образование: методология, технологии, практика: Сборник научных статей. — Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. — С. 237–240.
- Соколов, Ю. И. Экономическое обоснование транспортных показателей в процессе управления качеством / Ю. И. Соколов, А. В. Иванов, С. В. Егоров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2022. — № 4. — С. 247–250.
- Соколов, Ю. И. Современная методика оценки и контроля качества на транспортном предприятии / Ю. И. Соколов, А. В. Иванов, С. В. Егоров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2022. — № 4. — С. 244–246.
- Соколов, Ю. И. Практический пример оценки качества оказываемых транспортных услуг / Ю. И. Соколов, А. В. Иванов, А. С. Хомутов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2022. — № 4. — С. 236–243.
- Иванов, А. В. Компания ОАО «РЖД» как зеркало экономики страны / А. В. Иванов // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность: Сборник трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 19 мая 2016 года / Под редакцией Кожевникова Р. А., Соколова Ю. И.. — Москва: Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, 2016. — С. 112–115.
- Иванов, А. В. Влияние экономических рисков на процесс обеспечения качества услуг в сфере транспорта / А. В. Иванов, Д. А. Салтыков // Молодой ученый. — 2022. — № 7(402). — С. 245–248.
- Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2021/2022» [Эл. ресурс]. Режим доступа: https://gsom.spbu.ru/images/1/1/otchet_2022_final_1.pdf.