Автором исследуется проблема соблюдения валютного законодательства Российской Федерации в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Рассмотрены основные риски для резидентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сложившихся условиях. Определены основные направления для избежание уголовной и административной ответственности.
Ключевые слова: валютный контроль, внешнеэкономическая деятельность, валютные операции, валютное регулирование.
The author investigates the problem of compliance with the currency legislation of the Russian Federation in a pandemic of a new coronavirus infection. The main risks for residents in the implementation of foreign economic activity in the current conditions are considered. The main directions for avoiding criminal and administrative liability are identified.
Key words: currency control, foreign economic activity, currency operations, currency regulation.
Валютный контроль представляет собой комплекс мер, предпринимаемых правительством российской федерации, органами и агентами валютного контроля, для соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций резидентами и нерезидентами.
Юридическими лицами резидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденной в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях», а так же их филиалы, представительства и иные подразделения, находящиеся за пределами территории Российской Федерации.
Юридическими лицами нерезидентами являются юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством иностранных государств имеющие местонахождение за пределами территории РФ, их филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения, находящиеся на территории РФ, иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от
03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях» [1]
Органами валютного контроля являются:
- Центральный Банк России;
- Таможенные Органы;
- Налоговые органы;
Агентами валютного контроля являются:
- Уполномоченные банки;
- Профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»
Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.
Порядок осуществления валютного контроля в Российский Федерации регламентируется следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ;
- Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И (ред. от 05.07.2018) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления”;
- КоАП РФ Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- УК РФ Статья 193. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации.
Цель валютного контроля – предупреждение, а также выявление валютных нарушений, дальнейшее привлечение нарушителей к административной или уголовной ответственности.
С точки зрения валютного законодательства резиденты должны соблюдать следующие требования по внешнеторговым договорам (экспорт или импорт, договор оказания услуг, лицензионный договор) и договорам займа:
- Регистрация договора в российском банке;
- Подача подтверждающих документов в специально установленные сроки;
- Осуществление всех расчетов по договору через счет в банке, в котором договор был поставлен на учет;
- Требования о репатриации валютной выручки.
При открытии зарубежного счета у резидента появляются следующие обязанности:
- Подача уведомлений об открытии/закрытии/ смене реквизитов;
- Подача отчетов о движении средств на ежеквартальной основе;
- Ограничения по зачислению/списанию денежных средств на такой счет.
За несоблюдение вышеописанных требований резиденту грозит административная или уголовная ответственность. [2]
В условиях действующих по всему миру ограничений, связанных с распространением короновирусной инфекции, с большими проблемами столкнулись экспортеры и импортеры. Несмотря на принятые меры поддержки бизнеса, от исполнения поставщиками товаров и услуг их обязательств по контрактам никто не освобождал. Таким образом, резиденты столкнулись с рисками совершения нарушений статьи 15.25 КоАП, а именно неплатежеспособность нерезидентов, неоплата либо недопоставка товаров/ услуг, а также невозврат займов от иностранных контрагетов. К примеру, когда Китайский поставщик в связи с введенным карантином не сможет поставить товар в срок, а клиент уже оплатил данную поставку авансовым платежом. Или же наоборот, клиент не может оплатить товар в соответствии со сроками оплаты, из-за введенного в стране карантина. Из этого следует такие нарушения, как нерепатриация валютной выручки, в том числе авансовых платежей, нерепатриация сумм займов, выданных нерезидентами, нарушение сроков репатриации, предусмотренных внешнеторговыми/ кредитными организациями. Также резиденты столкнулись с такими сложностями, как проблемы в организации коммуникации с уполномоченным банком из-за удаленной работы сотрудников (например, если не была установлена система «Банк- клиент», практические сложности регистрации контрактов и подачи подтверждающих документов в удаленном режиме работы. Из-за этих сложностей резидент может не предоставить подтверждающие документы в уполномоченный банк, или же предоставить с нарушением сроков подачи документов.
Министерство финансов России приняло меры, направленные на послабление в части валютного контроля. Было выпущено информационное письмо, согласно которому неисполнение нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору по причине форс- мажорных обстоятельств, в том числе обусловленных введением государствами мер и ограничений для борьбы с короновирусной инфекции, может свидетельствовать об отсутствии вины резидента в совершении административного правонарушения, а именно нерепатриации валютной выручки. [3] Но, вопрос о том, учитывать ли такие форс-мажорные обстоятельства, будет рассматриваться в индивидуальном порядке, с учетом всех обстоятельств по каждому конкретному делу. Таким образом, резиденту необходимо в течение всего действия режима ограничений, собирать ряд документов, чтобы доказать присутствие форс-мажора. Это может быть переписка с клиентом по поводу сроков оплаты, письменная претензия, фиксация объективного факта форс- мажора, обращение компетентные органы иностранного государства для подтверждения того, что пандемия признана форс-мажором в соответствии с законодательством данного государства.
Также Банк России выпустил Информационное письмо о применении отдельных положений нормативных актов Банка России в сфере валютного контроля на период с 30 марта по 1 июля 2020 г., согласно которому:
В срок представления резидентами справок о подтверждающих документах, а также документов, связанных с проведением валютных операций не включается период с 30 марта по 1 июля 2020 г. (включительно. Если по окончании вышеуказанного периода резиденты не предоставят или же несвоевременно предоставят справки о подтверждающих документах, а также документы, связанные с проведением валютных операций, до 22 июля 2020 г., уполномоченные банки направят органам валютного контроля информацию о нарушении сроков предоставления документов. [4] При этом можно предоставлять документы и в период нерабочих дней, так как банки работают в обычном режиме. При этом, сроки предоставления документов при списании с денежных средств с расчётного счета, а также постановки контракта на учет, остаются прежними. Банки же продолжают сообщать органам валютного контроля о выявленных нарушениях в автоматическом режиме.
Но, здесь возникает следующая проблема, формально юридически письмо Банка России не изменяет сроки представления документов, установленные Инструкцией, а лишь предусматривает меры, направленные на невыявление органами валютного контроля соответствующих нарушений, так как банки не будут передавать информацию о них. Однако, например, налоговый орган может выявить нарушения этих сроков самостоятельно в ходе налоговой проверки, после чего будет назначена проверка соблюдения валютного законодательства.
Также вызывает вопросы следующая формулировка новостного сообщения Банка России (п. 4.3 Информации Банка России от 17.04.2020 г.): «Банк России предоставляет право кредитным организациям не учитывать период с 30 марта по 1 июля 2020 года включительно при исчислении сроков представления резидентами справок о подтверждающих документах, а также документов, связанных с проведением валютных операций …». Здесь идёт речь о праве, что означает, что банки могут и не воспользоваться им.
Таким образом, временное смягчение валютного законодательства оставляет слишком много вопросов. Как будет трактовать федеральная налоговая служба период с 30 марта по 1 июля 2020 г.? Будут ли они учитываться, как нерабочие дни или нет? Смогут ли резиденты доказать в суде наличия форс-мажора и избежать административной, а в некоторых случаях даже уголовной ответственности? Данный вопрос до сих пор остается открытым.
Литература:
- Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
- КоАП РФ Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства.
- URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=129865-informirovanie_uchastnikov_vneshnyeekonomicheskoi_dyeyatelnosti_v_svyazi_s_rasprostraneniem_novoi_koronavirusnoi_infektsii_covid_2019_o_nyeobkhodimykh_deistviyakh_dlya_nepriv (дата обращения 02.06.2020)
- Информационное письмо Банка России от 17 апреля 2020 г. № ИН-014–12/71 «О применении отдельных положений нормативных актов Банка России в сфере валютного контроля на период с 30 марта по 1 июля 2020 года».