В статье рассматриваются особенности предпринимаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг превентивных мер, направленных на предотвращение неправомерного использования инсайдерской информации, а также определяются основные условия и возможные последствия привлечения нарушителей законодательства об инсайде к юридической ответственности.
Ключевые слова: инсайдерская информация, фондовый рынок, юридическая ответственность.
Неправомерное использование инсайдерской информации — это правонарушение, которое увеличивает риск инвестиций в ценные бумаги, нарушает равенство инвесторов и добросовестную конкуренцию. Поскольку доступность информации на фондовых рынках в значительной мере влияет на принятие обоснованных решений инвесторами, то в ситуации недостаточности информации или ее доступности только ограниченному кругу лиц, инвесторы, не располагающие информацией, оказываются в заведомо проигрышной ситуации и терпят убытки. При этом владеющие закрытой информацией участники рынка извлекают дополнительную прибыль. В конечном счете, все это крайне негативно сказывается на деятельности фондового рынка в целом.
В последнее время все чаще соблюдение законных интересов как самих владельцев инсайдерской информации, так и других профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также предотвращение неправомерных манипуляций на фондовом рынке обеспечиваются совершенствованием правовых механизмов регулирования инсайдерской деятельности.
В российском законодательстве по противодействию инсайдерской торговле предусмотрен ряд превентивных мер, направленных на предотвращение запрещенных торговых практик. К ним относятся:
1) требование раскрытия компанией инсайдерской информации;
2) обязанность юридических лиц вести списки инсайдеров, которые затем передаются организаторам торговли и регуляторам;
3) право юридических лиц и организаторов торговли запрашивать у инсайдеров, включенных в соответствующий список инсайдеров, информацию о совершении операций с ценными бумагами, финансовыми инструментами, иностранной валютой или товарами компании, и обязанность инсайдеров такую информацию предоставлять. [3]
Рассмотрим названные меры подробнее.
1) Порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации, перечень которой утверждается нормативным актом Банка России, устанавливаются нормативными актами Банка России. [5] В свою очередь, порядок и сроки раскрытия отдельных видов инсайдерской информации эмитентов, не включенной в утвержденный Банком России перечень инсайдерской информации, утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) эмитента, а в случае отсутствия совета директоров (наблюдательного совета) лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента.
Помимо этого, федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, публично-правовые компании, Банк России обязаны раскрывать инсайдерскую информацию на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее следующего рабочего дня с момента ее появления. А в случае, если после раскрытия инсайдерской информации сведения, входящие в состав указанной информации, изменяются, информация об этом должна быть в том же порядке раскрыта не позднее следующего рабочего дня после того, как о таких изменениях стало или должно было стать известно. [3]
Таким образом, можно сделать вывод, что данные меры направлены на обеспечение доступности инсайдерской информации заинтересованным лицам в максимально сжатые сроки, что в свою очередь сокращает период для возможности использования данных сведений в противозаконных целях.
2) В рамках следующей превентивной меры борьбы с инсайдерской торговлей предусмотрено, что юридические лица, органы и организации, сами являющиеся инсайдерами, и Банк России обязаны: вести список инсайдеров и уведомлять в порядке, установленном нормативным актом Банка России, лиц, включенных в список инсайдеров, об их включении в такой список и исключении из него, а также информировать их о требованиях законодательства об инсайде.
В целях минимизации рисков бесконтрольной передачи конфиденциальной информации соответствующие поправки и уточнения вносятся в договорные отношения, а именно: при заключении договора с юридическим лицом, получающим доступ к инсайдерской информации на основании заключаемого договора, указанное лицо обязано быть проинформировано о требованиях Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об инсайде) и принятых в соответствии с ним нормативных актах Банка России и об ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации, а также о том, что оно будет включено в список инсайдеров. И только после включения юридического лица в данный список, ему может быть передана инсайдерская информация на основании заключенных договоров.
3) Что касается третьей меры, направленной на предотвращение инсайдерской торговли, то ее содержание заключается в том, что эмитент или управляющая компания, юридические лица, организаторы торговли и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам операций, совершенных через организаторов торговли, вправе запросить у инсайдеров, включенных в список инсайдеров указанных организаций, информацию об осуществленных ими операциях с финансовыми инструментами, иностранной валютой или товарами, а также ценными бумагами эмитента, допущенными к торговле на организованных торгах, и о заключенных договорах, которые являются производными финансовыми инструментами и цена которых зависит от таких ценных бумаг.
Таким образом, рассмотрев предпринимаемые всеми профессиональными участниками рынка ценных бумаг превентивные меры, направленные на борьбу со злоупотреблениями при использовании инсайдерской информации, можно сделать вывод, что, безусловно, на практике данные мероприятия позволяют выявлять и пресекать неправомерное использование конфиденциальных сведений на самых ранних этапах, что, несомненно, играет очень важную роль в обеспечении безопасности заключаемых сделок. Однако, несмотря на их эффективность, очевидно, что одних только этих мер недостаточно, и нарушения, связанные с неправомерным использованием инсайдерской информации непременно происходят на российском фондовом рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона об инсайде использование инсайдерской информации запрещается в следующих случаях:
1) для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой или товарами, которых касается инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица, за исключением совершения операций в рамках исполнения обязательства по покупке или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты или товаров, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло в результате операции, совершенной до того, как лицу стала известна инсайдерская информация;
2) путем передачи ее другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора;
3) путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты или товаров.
В результате выявления какого-либо из перечисленных случаев неправомерного использования инсайдерской информации, нарушитель должен быть привлечен к ответственности, которая устанавливается в зависимости от обстоятельств произошедшего. В России в качестве меры наказания за инсайдерскую торговлю может быть применена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Рассмотрим основные условия и возможные последствия привлечения нарушителей к каждому из названных видов ответственности.
Для начала, следует отметить, что в нормах, закрепленных в Законе об инсайде, ведущую роль занимают публично-правовые способы защиты прав участников фондового рынка — привлечение лиц, неправомерно использующих инсайдерскую информацию к административной и уголовной ответственности. Вопросу же гражданско-правовой ответственности за названную противоправную деятельность законодателем уделено меньше внимания. Уточним, что под гражданско-правовой ответственностью понимается одна из форм государственного принуждения, состоящая во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, перелагающих на правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего. [9, с. 445]
Фактически, правовое регулирование данного вопроса ограничено лишь содержанием нормы п. 7 ст. 7 Закона об инсайде, устанавливающей, что «лица, которым в результате неправомерного использования инсайдерской информации причинены убытки, вправе требовать их возмещение от лиц, в результате действий которых были причинены такие убытки». Однако здесь стоит отметить, что сам механизм гражданско-правовой ответственности за инсайдерскую деятельность, учитывающий специфику данного правонарушения и особенности правоотношений между участниками фондового рынка, в российском законодательстве до настоящего времени не разработан.
Таким образом, в российском праве формой гражданско-правовой ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации является взыскание убытков. Таких гражданско-правовых последствий, к примеру, как возможность признания инсайдерских сделок недействительными, российское законодательство не предусматривает, поскольку, в п. 8 ст. 7 Закона об инсайде установлено, что «совершение операций, сопровождающихся использованием инсайдерской информации, не является основанием для признания их недействительными».
Однако стоит обратить внимание на то, что для создания благоприятного инвестиционного климата на российском фондовом рынке необходимо, чтобы частноправовым интересам каждого отдельного инвестора уделялось не меньшее внимание, чем вопросам уголовной и административной ответственности за инсайдерскую деятельность. Поскольку для осуществления инвестиций на фондовом рынке каждый инвестор должен обладать уверенностью в том, что даже в случае, если он станет участником сделки, при совершении которой была неправомерно использована инсайдерская информация и вследствие этого понесет убытки, то он сможет реально защитить свои права с помощью соответствующего правового механизма.
В своих научных трудах Е. А. Суханов выделяет следующие общие условия гражданско-правовой ответственности: противоправный характер поведения (действий или бездействия) лица, на которое предполагается возложить ответственность; наличие у потерпевшего лица вреда или убытков; причинная связь между противоправным поведением нарушителя и наступившими вредоносными последствиями; вина правонарушителя. Причем отсутствие хотя бы одного из указанных условий, как правило, исключает ее применение. [9, с. 453] Исходя из этого, отметим основные проблемы применения мер гражданско-правовой ответственности к лицу, нарушившему законодательство в сфере инсайдерской деятельности.
С этой целью, прежде всего, необходимо изучить специфику торговли и заключения сделок на фондовых рынках. Она заключается в том, что контрагенты по сделкам на рынке ценных бумаг не контактируют друг с другом напрямую, а приобретают акции через посредников, например, путем направления, так называемых «безадресных» заявок на совершение на бирже определенной операции с выбранными ценными бумагами, не зная при этом, кто конкретно является контрагентом по сделке. В связи с чем, покупатель и продавец ценных бумаг в большинстве случаев «обезличены», т. е. добросовестный участник фондового рынка, приобретающий акции у «абстрактного» продавца, фактически лишен возможности предъявить конкретному лицу «адресный» иск о взыскании убытков, понесенных им в результате неправомерного использования контрагентом инсайдерской информации. [10, с. 55]
Еще одной проблемой применения мер гражданско-правовой ответственности за инсайдерскую торговлю является сложность определения правовой природы соответствующих убытков у потерпевшего лица, а также расчета таких убытков.
Еще в 2012 г. Приказом ФСФР России от 28.06.2012 № 12–49/пз-н были утверждены «Методические рекомендации по расчету размера дохода или суммы убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации, а также размера возмещения убытков, причиненных в результате неправомерного использования инсайдерской информации», в соответствии с пунктом 4.1 которых совокупный размер возмещения убытков, причиненных лицом другим лицам в результате неправомерного использования этим лицом инсайдерской информации, не может превышать размера дохода, полученного (извлеченного) этим лицом в результате неправомерного использования инсайдерской информации, или размера убытков, которых это лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации. [6]
Очевидно, что такого подхода к определению убытков в результате незаконной инсайдерской торговли недостаточно, поскольку, исходя из него, ответственность нарушителя состоит лишь в том, что он просто обязан вернуть все незаконно полученное либо сбереженное по инсайдерской сделке, но никаких дополнительных неблагоприятных гражданско-правовых последствий инсайдер не несет. В данном вопросе следует отметить, что особая правовая природа убытков, причиненных неправомерным использованием инсайдерской информации, требует внедрения определенного штрафного элемента, позволяющего требовать от нарушителя не только возмещения понесенных убытков, но и дополнительную компенсацию в размере, устанавливаемом законодательно. [10, с. 186]
Существенные затруднения возникают и при рассмотрении проблемы установления причинной связи между противоправным поведением нарушителя и наступившими последствиями.
Причинная связь между неправомерным использованием инсайдерской информации и убытками зависит не только от того, совершил ли бы добросовестный инвестор сделку в отсутствие инсайдерской деятельности, но и от того, совершил ли бы он сделку при раскрытии информации инсайдерами. [10, с. 237] Следовательно, установление причинной связи между неправомерным использованием инсайдерской информации и убытками, возникшими в результате указанного противоправного деяния, является весьма проблематичным, что также обусловлено сложностью правоотношений, возникающих между участниками фондового рынка.
Таким образом, из всего вышеизложенного становится понятно, почему вопрос привлечения к гражданско-правовой ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации до настоящего времени так и не нашел своего отражения в российской правоприменительной практике.
Еще одной формой гражданско-правовой ответственности, предусмотренной действующим законодательством, является запретительная форма, представляющая собой запреты либо ограничения в правах в отношении правонарушителя, например, запрет заниматься какой-либо деятельностью. [11, с. 254] Данная форма гражданско-правовой ответственности применима к правоотношениям, возникающим вследствие нарушения Закона об инсайде. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства об инсайде, Банк России вправе принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. [4]
Если обратиться к статистике, то по данным Банка России, за период 2014–2020 гг. было аннулировано 74 аттестата профессионального участника рынка ценных бумаг. [7]
Привлечение к административной ответственности регламентируется нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ), а именно статьями 15.21 «Неправомерное использование инсайдерской информации» и 15.35 «Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». Статья 15.21 КоАП РФ устанавливает, что неправомерное использование инсайдерской информации, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации, но не менее семисот тысяч рублей. [1] В статье 15.35 КоАП РФ закреплены санкции за нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации:
1) Неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом, обязанным раскрывать инсайдерскую информацию, обязанности по раскрытию инсайдерской информации влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
2) Неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами, обязанными вести список инсайдеров, обязанностей по ведению списка инсайдеров и уведомлению лиц, включенных в список инсайдеров, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3) Неисполнение или ненадлежащее исполнение инсайдерами обязанности по уведомлению федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков об осуществленных ими операциях с финансовыми инструментами, иностранной валютой или товарами влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
4) Неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом обязанностей по принятию установленных законодательством мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение злоупотреблений на финансовых и товарных рынках влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей. [1]
Что касается уголовной ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации, то она предусмотрена в порядке, закрепленном в статье 185.6 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) «Неправомерное использование инсайдерской информации». В данной статье УК РФ предусмотрено, что умышленное неправомерное использование инсайдерской информации, если такое использование причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере наказываются лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафными санкциями установленных размеров. Крупным ущербом, доходом, убытками в крупном размере в данном случае признаются ущерб, доход, убытки в сумме, превышающей два с половиной миллиона рублей. Также данной статьей УК РФ устанавливается, что умышленное использование инсайдерской информации путем ее неправомерной передачи другому лицу, если такое деяние повлекло возникновение последствий, перечисленных выше, наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет с одновременным применением штрафных санкций установленных размеров. [2]
Таким образом, максимальное наказание за неправомерное использование инсайдерской информации в РФ составляет штраф в размере 1 млн. рублей, либо лишение свободы на срок до 6 лет. Стоит отметить, что в России еще не было ни одного прецедента назначения такого наказания, возможно, это связано с трудным доказательством фактов инсайдерской торговли.
Обратимся к общей статистике выявленных случаев неправомерного использования инсайдерской информации в России. По официальным данным Центрального банка РФ за период 2010–2020 гг. выявлено всего 7 случаев неправомерного использования инсайдерской информации, среди которых основными мерами воздействия на нарушителей являются: направление предписаний о недопущении совершения аналогичных нарушений в дальнейшем, аннулирование квалификационных аттестатов, привлечение к административной ответственности (наложение штрафа), направление материалов в правоохранительные органы. Касательно привлечения к уголовной ответственности за инсайдерскую торговлю, стоит отметить, что Банком России установлены всего 3 таких случая, квалифицированных как самые крупные махинации с момента принятия Закона об инсайде, и приходятся они только лишь на 2018–2020 гг. [8] Данные факты говорят о том, что существующий механизм уголовно-правовой охраны рынка ценных бумаг в России еще не достаточно эффективен. Однако нельзя не отметить, что в последние три года наблюдается тенденция увеличения выявленных случаев инсайда и ужесточения применяемых мер к нарушителям, что говорит о положительной динамике антиинсайдерского регулирования в России.
Кроме всего вышеизложенного, Законом об инсайде выделяются особые случаи привлечения к ответственности и освобождения от нее. К примеру, любое лицо, использовавшее инсайдерскую информацию, не несет ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации, если оно не знало, и не должно было знать, что такая информация является инсайдерской. При этом эмитенты, их должностные лица и работники не несут ответственности за отсутствие в собственных перечнях инсайдерской информации — информации, не включенной в перечень инсайдерской информации эмитентов, утвержденный нормативным актом Банка России. Также профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, совершившие операции, сопровождающиеся неправомерным использованием инсайдерской информации, не несут ответственности, если указанные операции совершены по поручению (распоряжению) другого лица. Ответственность в данном случае несет лицо, давшее соответствующее поручение (распоряжение). [3]
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день используемые отдельные методы регулирования инсайдерской торговли в России можно назвать эффективными, но работа целостной системы мер по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации только отлаживается и пока, к сожалению, не является совершенной. Санкции, предусмотренные за нарушение Закона об инсайде, недостаточно жесткие, по этой причине незаконные сделки совершаются достаточно регулярно и беспрепятственно, что наносит существенный вред фондовому рынку, а, следовательно, и экономике страны в целом.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.06.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 31. — Ст. 4193.
- О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 17. — Ст. 1918.
- О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Указание Банка России от 11.09.2014 № 3379-У зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2014 № 34325 (ред. от 20.12.2017) // Вестник Банка России. — 2014. — № 98.
- Об утверждении Методических рекомендаций по расчету размера дохода или суммы убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации, а также размера возмещения убытков, причиненных в результате неправомерного использования инсайдерской информации: Приказ ФСФР России от 28.06.2012 № 12–49/пз-н // Вестник ФСФР России. — 2012. — № 8.
- Аннулированные аттестаты // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]: URL: http://www.cbr.ru/inside/inside_cancelled/ (дата обращения: 10.01.2021).
- Перечень выявленных случаев неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: http://www.cbr.ru/inside/inside_detect/table/#highlight= манипулирования %7Cманипулирование (дата обращения: 10.01.2021).
- Суханов Е. А. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е. А. Суханов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Статут, 2011. — 958 с.
- Татлыбаев Б. В. Гражданско-правовая ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации на фондовом рынке в российском праве и праве Соединенных штатов Америки: дисс. … кандидата юрид. наук. — М., 2015. — 314 с.
- Юркина Д. С., Цокур Е. Ф. Формы и виды гражданско-правовой ответственности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2017. — № 7 (25). — С. 252–257. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-vidy-grazhdansko-pravovoy-otvetstvennosti (дата обращения: 10.01.2021).