В статье анализируются законодательные и иные нормативные правовые акты, которые регулируют отношения на рынке ценных бумаг, а также практика их применения. Целью предоставленного диссертационного исследования является раскрытие и определение понятия сущности и проведение классификации ценных бумаг на Российском рынке, а также состав правоотношений, образовывающихся на рынке ценных бумаг. Объектом диссертационного изучения является общественные правоотношения, которые возникают и связаны с государственным регулированием на рынке ценных бумаг.
Ключевые слова: ценные бумаги, государственное регулирование, судебная практика, классификация, государственные органы.
Рынок ценных бумаг является необходимой и очень специфической составляющей финансового рынка и оказывает значительное воздействие на финансовое становление государства. На рынке правительство, муниципальные образования и хозяйствующие субъекты получают возможность получить необходимые для реализации собственной деятельности денежные ресурсы, при помощи эмитируемых, а также имеющихся в продаже ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является долей финансового рынка, на котором продаются и покупаются всевозможные ценные бумаги, которые выпущены хозяйствующими субъектами и государством. Функционирование этого рынка выделяет возможность и необходимость упорядочивания и повышения эффективности многих экономических процессов. Это достигается при помощи обилия различных фондовых инструментов, необходимых на рынке ценных бумаг.
Впрочем рынок ценных бумаг, на котором вполне вероятно заработать просто и быстро те или же другие средства, а еще заинтересовать и таким образом привлечь необходимые денежные ресурсы на прибыльных условиях, что в одно и тоже время представляет собой сферу весьма больших рисков финансовых утрат для членов рынка, причинами которых считается, к примеру, недостаточно точное нормативно-правовое регулирование правоотношений, возникающих по поводу ценных бумаг, отсутствие тех или иных правовых санкций за очевидные нарушения правил подобающего поведения на рынке, неразбериха и неопределенность определенных правовых положений, а иногда и полная противоречивость различных норм, которые ведут к некоторым трудностям и проблемам в правоприменительной практике, несогласованность поступков, регулирующих муниципальные и государственные органы на рынке ценных бумаг и так далее. Именно вследствие этого стабильное и размеренное становление рынка ценных бумаг и государственной экономики в целом, находится в прямой зависимости от качества правового регулирования и тщательного контроля финансовых отношений.
Более того, в условиях постоянно оживленно развивающегося рынка ценных бумаг в России меняются запросы и требования к участникам рынка ценных бумаг, появляется всё больше новых финансовых и валютных инструментов, увеличивается необходимость закрепления доверия между инвесторами и иными участниками к финансовому рынку, укрепления интернациональной конкурентоспособности. Данные события только доказывает важность своевременных разработок и создания нормативно-правовых актов, которые будут направленны на регулирование новых, еще не охваченных общепризнанными правовыми нормами, сфер фондового рынка для избегания появления тех или же других пробелов в правовом регулировании связанных с ценными бумагами отношений.
Традиционно в юридических источниках правовое регулирование рынка ценных бумаг имеет возможность быть рассмотрено как комплексная отрасль законодательства, включающая в себя нормы из различных отраслей права [4]. Без сомнения, нормы финансового права в регулировании отношений на фондовом рынке играют огромную и необходимую роль. Государственное регулирование рынка ценных бумаг проводится для обеспечения общественных и частных интересов субъектов, действующих на рынке ценных бумаг, обеспечения дополнительного гаранта защиты их легитимных прав и интересов, а также для создания общеобязательных правил для функционирования рассматриваемого вида рынка. Нормативное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется методом создания компетентными государственными органами нормативных правовых актов. Специальным органом, осуществляющим государственное регулирование, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Государственное регулирование и контроль рынка ценных бумаг до нашего времени недостаточно изучены и исследованы в научной литературе, а во многих направлениях и вовсе будут затрагиваться в первый раз.
Значимость рынка ценных бумаг означает необходимость его регулирования. Так как рынок ценных бумаг является одним из основных механизмов аккумуляции и рассредоточения денежных ресурсов, при его регулировании нужно принимать во внимание конкретные финансовые задачи страны, в частности, которые отражают специфику становления и развития рынка.
Ведущими целями регулирования рынка ценных бумаг считаются:
− поддержание порядка и создание нормативных условий для наиболее эффективной работы всех участников рынка;
− защита участников рынка от различных видов мошенничества;
− обеспечение эффективного механизма создания свободного и открытого ценообразования;
− создание эффективного и стабильного рынка;
− создание качественно новых рынков и поддержание традиционных рынков, и других рыночных структур.
Основными принципами регулирования рынка ценных бумаг можно признать:
- Разделение подходов, которыми регулируются правоотношения эмитента и инвестора, с одной стороны, и правоотношения с профессиональными участниками рынка — с другой стороны. В первой названной группе регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй группе регулируются отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и каким-либо профессиональным участником, или же инвестором и профессиональным участником, или только между профессиональными участниками.
- Выделение из всех видов ценных бумаг инвестиционных, т. е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и имеют все шансы распространяться практически сразу и рынок которых имеет возможность быть быстро организованным. Именно данный вид бумаг нуждается в углубленном регулировании, так как именно такими инструментами злоумышленники имеют все шансы нанести ущерб и иной вред всем участникам на рынке.
- Максимально обширное внедрение и использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается определенная вероятность получить информацию об участниках рынка друг другом для принятия тех или же других деловых решений при операциях на предоставленном рынке.
Теоретическую базу изучения составили научные труды таких современных ученых и научных работников в области финансового и денежного права как: Анохина С.И,, Д. В. Винницкого, JI. K. Вороновой, А. Н. Козырина, Н. П. Кучерявенко, П. С. Пацуркивского, Г. Ф. Ручкиной, H. A. Саттаровой, Н. Н. Агафонова и Ю. Н. Старилова. Отдельные аспекты, которые касаются правового регулирования отношений на рынке ценных бумаг, отражаются в работах В. П. Мозолин, B. К. Андреев, С. И. Анохин, В. А. Белов, E. H. Евстегнеев, В. В. Безбах, H. A. Куфакова, С. Г. Пепеляев, A. B. Шестаков и других выдающихся авторов.
Объектом диссертационного изучения является общественные правоотношения, которые возникают и связаны с государственным регулированием на рынке ценных бумаг. Предметом данного исследования является законодательные и другие нормативно-правовые акты, которые регулируют отношения на рынке ценных бумаг, и практика их использования на рынке. Цель диссертационного исследования — это раскрытие сути и специфики ценных бумаг, классификация и систематизация различных ценных бумаг, выделение состава правовых отношений, складывающихся на рынке. А также суть и специфика форм и способов государственного контроля рынка ценных бумаг.
Достижение установленной в работе цели обусловило выявление и решение таких задач как:
− Определение правовой сущности ценных бумаг;
− Классификация и систематизация ценных бумаг на Российском рынке;
− Раскрытие состава правоотношений, которые формируются на рынке ценных бумаг;
− Анализ источников, необходимых для правового регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации;
− Исследование и изучение специфичных особенностей государственного контроля на рынке ценных бумаг;
− Квалификация взаимодействия государственных, муниципальных и иных органов, осуществляющих государственное регулирование на рынке ценных бумаг.
В разработке и изучении диссертации применялись общенаучные методы познания: сравнение, анализ, синтез, индукция, а также дедукция. В процессе изучения материалов, необходимых для подготовки работы, применялись ещё и частные методы, такие как: системно-структурный, формально-логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, функциональный и т. д. Научная новизна диссертационного исследования представляет собой полное комплексное исследование способов государственного регулирования и управления рынком ценных бумаг, включая не только государственные секторы, но и корпоративный сектор, что осуществляется в первый раз.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.
- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395–1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 2 ноября 2007 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. — № 27. -Ст. 357.
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 6 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 17. — Ст. 1918.
- Анохин С. И. Регулирование рынка ценных бумаг. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2001. -104с.
- Гражданское право: Учебник / Н. Н. Агафонова, С. В. Артеменков, В. В. Безбах и др.; отв. ред. В. П. Мозолин, А. И. Масляев. — М.: Юристъ, 2016. Ч. 1