Рассматривая историческую ретроспективу, мы видим, что информация всегда имела важное значение для человечества, являясь основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. Обладание информацией с ограниченным доступом дает субъекту колоссальные преимущества в любой сфере жизни, одной из которых является организованный рынок. Так, по оценкам экспертов, сейчас более 50 % сделок от общего количества совершаются с использованием инсайдерской информации [4, с. 5].
Актуальность темы обусловлена тем, что мы живем в капитализме, а это такое устройство системы, в котором деньги становятся универсальным ресурсом, тем самым лица, владеющие инсайдерской информацией, способны как приумножать свой капитал, так и сохранять его. Законодательство в настоящее время находится на стадии развития, что подтверждается ограниченным количеством нормативно-правовых актов, посвященных данному вопросу. В настоящее время государство стремится создать правовые механизмы, которые позволили бы обеспечить баланс интересов как инвесторов, так и инсайдеров. Кроме этого, правоприменительная практика представляется ограниченной, которая могла бы восполнить пробелы в законодательстве.
Правовой основой регулирования отношений, непосредственно связанных с инсайдерской информаций, является Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 224-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в п. 1 ст. 2 содержит понятие инсайдерской информации [1].
Инсайдерская информация характеризуется двумя основными признаками, а именно, она должна быть существенной, то есть способной оказать влияние на рыночную стоимость финансовых инструментов и непубличной, то есть не доступной широкому кругу участников рынка. Тем самым, в соответствии со ст. 129 ГК РФ она представляет собой ограниченный в обороте объект гражданских прав, это предопределяет ее запретительно-разрешительное правовое регулирование [3, с. 368]. Таким образом, инсайдерская информация представляет собой точную и конкретную информацию, которая не была распространена или представлена, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров [6, c. 5].
Рынок ценных бумаг представляет собой совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Проблема информационной асимметрии на нем возникает тогда, когда инсайдеры, круг которых строго ограничивается законодательством, получают доступ к информации, как правило, в силу служебного и иного привилегированного положения. При этом они совершают сделки с финансовыми инструментами, которых касаются сведения, в результате чего получают либо значительную выгоду, либо избегают значительных убытков, с этого момента торговля становится инсайдерской. Остальные участники организованного рынка — инвесторы, не владеющие инсайдерской информацией, совершают сделки с финансовыми инструментами совершенно на других условиях. Такая ситуация идет в разрез принципам гражданского законодательства, закрепленных в ст. 1 ГК РФ, подрывая основы конкуренции на рынке ценных бумаг и дестабилизирует гражданских оборот.
Согласно размещаемой на сайте Банка России информации, с 2010 года выявлено в совокупности более 100 фактов манипулирования рынком, эпизодов неправомерного использования инсайдерской информации [5, с. 95]. В 2011 году зафиксирован первый доказанный случай инсайдерской торговли в Российской Федерации. Суть дела состояла в том, что произошла торговля акциями концерна «Калина» накануне её поглощения огромной корпорацией «Юнилевер». Выяснилось, что некоторые физические и юридические неправомерно воспользовались имеющейся в их распоряжении инсайдерской информацией и приобрели акции «Калины». Проверка по делу длилась почти два года, нарушения были доказаны в 2013 году, преследования за фигурантами дела не последовало, т. к. для административной ответственности истек срок давности, а уголовная ответственность за нарушения в этой области появилась лишь в 2013 году.
Названный пример свидетельствует о том, что правовый механизм регулирования данных отношениях имеет свои недостатки, обусловленные сложностью доказывания торговли с помощью инсайдерской информации. Однако законодательство постепенно развивается в данной сфере, что подтверждается также указанием Банка России от 27.09.2021 № 5946-У «О перечне инсайдерской информации юридических лиц», а также созданием специального департамента Центрального банка, на базе которого создан Ситуационный центр мониторинга биржевых торгов, который отвечает за соблюдение правил, обеспечивающих отсутствие манипуляций в России и за выявление нелегальных участников финансового рынка.
Манипулирование рынком неразрывно связно с инсайдерской информацией, которое осуществляется как посредством введения в информационные каналы рынка определенной информации, в том числе ложной, так и путем ее сокрытия от основной массы участников [2, c. 40]. Примером может служить случай, когда в октябре 2019 года депутат Антон Горелки внес в Государственную Думу законопроект, в котором предлагал ограничить права иностранцев на владение значимыми IT-компаниями. При это Горелкин заявил, что законопроект касается в первую очередь Яндекса и Mail.ru Group. Яндекс потерял 15 % от первоначальной стоимости акций. Через неделю данный закон пропал и больше его не вносили. Это свидетельствует о том, что манипулированием рынка посредством предоставления ложной информации осуществляется не только субъектами рыночных отношений, но и внешними субъектами, в том числе должностными лицами.
Инсайдерская информация представляется собой благо нематериального характера, связанное с имущественным интересом. Становясь общеизвестной в результате юридической процедуры распространения, она воздействует на волю субъекта, создавая предпосылки для совершения гражданско-правовых сделок рынке ценных бумаг, тем самым
исключает справедливое распределение информации между участниками рынка, нарушая основы гражданского законодательства, установленные в ст. 1 ГК РФ. В конечном счете, это может крайне негативно сказаться на деятельности рынка или привести к его полному исчезновению.
Литература:
- О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СПС ГАРАНТ. Режим доступа: www.garant.ru.
- Анашкина, М. В. Влияние инсайдерской деятельности на выполнение рынком ценных бумаг своих основных функций / М. В. Анашкина, И. В. Колесова // Экономика и управление: теория и практика. — 2021. — Т. 7, № 1. — С. 38–43.
- Ахмадуллина, А. Ф. Инсайдерская информация как объект гражданских прав / А. Ф. Ахмадуллина // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2016. — Т. 158, № 2. — С. 359–371. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26337870 (дата обращения: 18.11.2023).
- Зверев, В. Некоторые комментарии к закону об инсайдерской информации / В. Зверев // Ценные бумаги. — 2009. — № 12. URL: http://gaap.ru/articles/nekotorye_kommentarii_k_zakonu_ob_insayderskoy_informatsii/.
- Лебедева, А. А. Особенности расследования манипулирования рынком и неправомерного использования инсайдерской информации / А. А. Лебедева // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. — 2021. — № 2(32). — С. 94–99.
- Майоров, В. И. Инсайдерская информация: определение понятия / В. И. Майоров, В. Р. Якупов // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. — 2012. — № 3–4 (5– 6). — С. 4–10.