Административная ответственность за различные виды правонарушений в области рынка ценных бумаг определяется положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Таким образом, эмитентов ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также их должностных лиц могут привлекать к административной ответственности за различные виды нарушений в области рынка ценных бумаг только в соответствии с данным кодексом. При этом нормы, устанавливающие составы правонарушений и меры административной ответственности к нарушителям законодательства о ценных бумагах, приводятся в гл. 15 КоАП РФ, где помимо этого установлены составы правонарушений и ответственность за их совершение в области финансов, налогов и сборов. Существуют различные составы этих административных правонарушений и меры административного воздействия за их совершения.
Ключевые слова: административная ответственность, рынок ценных бумаг, акционерное общество, правонарушение, юридическая ответственность.
На сегодняшний день рынок ценных бумаг является важной составляющей финансового рынка страны. По причине стремительного развития цифровизации общества, на рынок ценных бумаг стало все легче попасть для торговли. Достаточно одного смартфона для того, чтобы из дома начать торговать на большие суммы денег. Несмотря на положительную динамику данного процесса, есть и негативные стороны, среди которых — возросший уровень правонарушений, о чем говорит не только уголовная статистика, но и административная [2].
Финансовый рынок охватывает в себе достаточно разные отрасли финансовой деятельности, которую необходимо правильно контролировать, начиная от страхового рынка, заканчивая инвестиционным. Функции рынка ценных бумаг трудно недооценить. От него зависит общее благосостояние страны, поскольку в рамках его существования происходит деятельность, которая так или иначе влияет на бюджет страны, и, как итог, на благополучие отдельного человека.
Юридическая ответственность в области рынка ценных бумаг представляет собой довольно большой массив нормативно-правовых актов. В настоящий момент Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в главе 15 предусматривает различные составы правонарушений в области рынка ценных бумаг [1]. В целях комплексного рассмотрения административных правонарушений необходимо применить классификационный подход для выявления возможных недостатков в правовом регулировании.
К сожалению, сложность административных правонарушений в области рынка ценных бумаг делает невозможным определения единого критерия классификации, который бы полностью отражал всю специфику правонарушений [3].
Так, на сегодняшний день административную ответственность в 15 главе КоАП РФ можно классифицировать следующим образом в зависимости от конкретного сегмента административного управленческого правоотношения:
- Нарушения, в которых объектом выступает порядок осуществления действий с ценными бумагами. К данным правонарушениям относятся, следующие: ст. 15.17 КоАП РФ — недобросовестная эмиссия ценных бумаг, 15.20 КоАП РФ — воспрепятствование осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами, 15.24.1 КоАП РФ — незаконные выдача документов, удостоверяющих денежные обязательства, 15.28 КоАП РФ — нарушение правил приобретения более 30 % акций ОАО.
- Нарушения, связанные с установленным порядком раскрытия информации на финансовых рынках. Сюда относится статья 15.19 КоАП РФ.
- Нарушения, посягающие на порядок ведения реестров владельцев ценных бумаг (статья 15.22 КоАП РФ).
- Нарушения, связанные с порядком подготовки и проведения общих собраний акционеров (статья 15.23.1 КоАП РФ).
- Нарушения, совершаемые участниками рынка ценных бумаг (ст. 15.29 КоАП РФ).
При детальном изучении статей можно заметить некоторые проблемы правового регулирования, на которые необходимо обратить внимание. Так, ответственность за непредоставление документов и информации установлена ст. 15.19 и 15.23.1 КоАП РФ.
При этом ст. 15.19 КоАП РФ не применима к обществам с ограниченной ответственностью, поскольку последние не являются ни эмитентами, ни иными субъектами данного правонарушения, а ст. 15.23.1 КоАП РФ предусматривает ответственность только за непредоставление информации и материалов, подлежащих предоставлению при подготовке общего собрания участников.
Таким образом, если акционерное общество, не предоставляющее, скажем так, ординарную, то есть не связанную с проведением общего собрания, информацию, может быть оштрафовано в размере до 700 000 рублей, то общество с ограниченной ответственностью в аналогичной ситуации не может быть привлечено к административной ответственности вообще [5].
Еще одним основанием для классификации административных правонарушений в области рынка ценных бумаг выступает классификация в зависимости от субъектов, которые совершили данное правонарушение. Так, нарушения можно классифицировать на:
- Те, которые могут быть совершены только юридическими лицами (например, 15.23.1 КоАП РФ).
- Те, которые могут быть совершены только гражданами и должностными лицами (15.23 КоАП РФ).
- Те, которые могут быть совершены только должностными и юридическими лицами (15.29 КоАП РФ).
- Те, которые могут быть совершены и гражданами, и юридическими, и должностными лицами (15.35 КоАП РФ) [4].
Кроме того, в данной отрасли представлены и специальные субъекты административных правонарушений:
- Нарушения, совершаемые только эмитентами (например, 15.17 КоАП РФ).
- Нарушения, совершаемые только профессиональными участниками рынка ценных бумаг (например, ст. 15.18 КоАП РФ).
- Нарушения, совершаемые только клиринговыми организациями (ст. 15.19 КоАП РФ).
- Нарушения, совершаемые только акционерными инвестиционными фондами (ст. 15.19 КоАП РФ) и др.
Также, стоит сказать и о том, что данные правонарушения делятся в зависимости от субъекта, который уполномочен рассматривать дела в области рынка ценных бумаг:
- Рассматриваются только судом (например, ст. 15.23 КоАП РФ).
- Рассматриваются судом, если управомоченный орган или должностное лицо передало его (ст. 15.19 КоАП РФ).
- Дела, которые рассматриваются руководителями федеральных органов исполнительной власти в области финансовых рынков (ст. 15.17 КоАП РФ).
Таким образом, можно сказать о том, что классификация административных правонарушений в рассматриваемой области позволяет системно подходить к анализу правонарушений.
Так, одна из основных передовых задач законодателя на сегодняшний день выступает совершенствование ответственности за нарушение законодательства в области рынка ценных бумаг. Как уже было сказано ранее, данная финансовая отрасль довольно активно развивается, поэтому законодателю необходимо продолжить ее совершенствование во избежание допущения серьезных нарушений.
При написании данной работы было выявлен серьезный пробел в праве, который требует совершенствования, что дает сделать вывод о том, что система мер нуждается в совершенствовании.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. от 14.07.2022 № 291-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
- Батюкова В. Е. Современное состояние уголовно-правовой охраны рынка ценных бумаг / В. Е. Батюкова // Закон и право. — 2020. — № 5. — С. 72–74.
- Галанов В. А. Рынок ценных бумаг: учебник / В. А. Галанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 414 с.
- Рынок ценных бумаг: учебник для бакалавров / В. А. Зверев, А. В. Зверева, С. Г. Евсюков, А. В. Макеев. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 256 с.
- Чежидов М. С. Административная ответственность в сфере финансовых рынков / М. С. Чежидов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2018. — № 4. — С. 161–165.