Необходимым условием деятельности эмитентов и построения ими взаимоотношений с другими участниками рынка ценных бумаг является их информационная прозрачность и открытость. Российским законодательством предусмотрена административная ответственность за правонарушения в области раскрытия информации. В данной статье рассмотрен порядок наступления административной ответственности и методы профилактики правонарушений, связанных с раскрытием информации.
Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, эмитент, Банк России, раскрытие информации, рынок ценных бумаг.
Согласно ч. 2 ст. 15.9 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ), нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей. В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса [1].
Раскрытие информации на рынке ценных бумаг эмитентами представляет собой систему проводимых мероприятий, направленных на информирование акционеров, государственных органов и других участников рынка ценных бумаг о своем финансово-экономическом положении, предпринимаемых действиях и других сведениях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами об акционерных обществах, рынке ценных бумаг и эмиссии ценных бумаг.
Выявлением нарушений при раскрытии информации занимается Служба Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг (далее — Служба), ее территориальные подразделения, а также территориальные учреждения Банка России, в которых созданы подразделения по защите прав потребителей финансовых услуг и инвесторов. Организация выявления нарушений производится с помощью проведения проверок, выездных и дистанционных.
Решение о проведении дистанционной проверки отдельных сведений принимается должностным лицом, путем подписания предписания Банка России о предоставлении документов. Оформление отдельного распорядительного акта не требуется.
Порядок осуществления дистанционной проверки начинается с цели данной проверки. Данная цель предполагает анализ документов и информации, которые касаются вопросов деятельности поднадзорных лиц, затрагиваемых в поступающих в Банк России обращениях (в том числе и внутренних). Срок проведения комплексной проверки — до трех месяцев.
При осуществлении выездной проверки деятельности организации, которая выпускает (эмитирует) ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности (далее — эмитент) уполномоченные представители Банка России вправе получать доступ в места осуществления деятельности эмитента, получать и проверять документы, информацию, требовать выделения отдельного служебного помещения для проведения проверки, а также получать доступ к информационным системам эмитента и информации в электронном виде.
Эмитент обязан содействовать проведению выездной проверки, в том числе совершать различного рода действия по требованию руководителя рабочей группы проверки, например, обеспечивать уполномоченным представителям Банка России беспрепятственный доступ в места осуществления деятельности эмитента, к документам и информации, исполнять в полном объеме требования уполномоченных представителей.
Банком России могут приниматься меры к поднадзорному лицу в виде направления предписания об устранении нарушений. Если допущенные нарушения не могут быть устранены, в целях предотвращения подобных нарушений в дальнейшей деятельности поднадзорному лицу направляется предписание о принятии мер, направленных на недопущение аналогичных нарушений. Срок для исполнения предписания устанавливает должностное лицо Банка России в пределах от одного до тридцати рабочих дней с даты получения предписания.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения контролирующим органом или должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела, либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления [1].
В соответствии с нормами ч. 4 ст. 208 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается [2].
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений: об изменении постановления, об отмене постановления и о прекращении производства по делу, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье или об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Одной из распространенных причин для наступления административной ответственности является поступление в Банк России жалоб от акционеров, инвесторов, заинтересованных лиц о нарушении прав, в том числе касающихся раскрытия информации.
Для снижения риска получения жалобы необходимо чётко и вовремя обрабатывать все входящие письменные и устные запросы, поступающие в организацию. Внутренняя бюрократия всегда увеличивает риск поступления жалобы и наложения штрафа впоследствии. Так, в рамках Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество может, придираясь к формальностям, не предоставить акционеру информацию, не перечислить дивиденды и т. п. [3] Необходимо учитывать, что такие формальные придирки всегда вызывают негативную реакцию.
Также немало важным аспектом является соблюдение действующего законодательства при проведении корпоративных процедур и по возможности для реализации подобных процедур обращаться к высококвалифицированным специалистам, которые уже имеют опыт работы в данных процедурах.
Для предупреждения наступления административной ответственности по правонарушениям в области раскрытия следует оформить полномочия должностного лица, отличного от единоличного исполнительного органа общества, по обеспечению всех действий эмитента в области корпоративного управления, в том числе по раскрытию информации, в виде приказа, должностной инструкции или доверенности. Как минимум, это позволит при оспаривании штрафа в суде опровергнуть частый тезис Банка России о «небрежности». К данному термину Банк России нередко прибегает в формулировке о допущении эмитентом небрежности при проведении корпоративных процедур. В некоторых случаях, это может позволить перенести административное наказание на должностное лицо с эмитента, а как было указано ранее, размер штрафа на должностное лицо значительно ниже.
При получении предписания Банка России по возможности следует устранять нарушения, а при получении запроса важно предоставлять только запрошенную Банком России информацию. С особым вниманием следует отнестись к подготовке документального подтверждения обстоятельств, которые доказывали бы отсутствие вины эмитента по возможному нарушению.
Действующая редакция Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» предусматривает возможность в случае обнаружения в раскрытых отчётах или сообщениях внести изменения в ранее раскрытый документ или сообщение [4]. Однако такие действия по своей сути фиксируют факт совершения правонарушения. Поэтому первое, что следует сделать при обнаружении ошибки — проанализировать и оценить её существенность и «видимость» со стороны контролирующих органов. Дело в том, что далеко не все ошибки можно заметить, внешне проанализировав отчёт со стороны. Поэтому в некоторых случаях можно рекомендовать не вносить изменения в установленном порядке, при обнаружении ошибки.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // «Российская газета», N 137, 27.07.2002
- Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) // «Российская газета», N 248, 29.12.1995
- Положение Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // «Вестник Банка России», N 39–40, 27.05.2020