В данной статье на основе положений гражданского законодательства Республики Узбекистан анализируются особенности правового регулирования финансового рынка, основные положения нормативно-правовых актов, регулирующие деятельность участников финансового рынка в Республике Узбекистан.
Ключевые слова: финансовый рынок, финансовая организация, участник финансового рынка, банк, кредитная организация, закон, правовое регулирование.
На современном этапе своего развития Республика Узбекистан твердо придерживается курса на создание современной рыночной экономики, основанной на международно признанных принципах и моделях государственного регулирования, составной частью которого является правовое регулирование экономических отношений. Для обеспечения устойчивого экономического развития и справедливого распределения результатов экономической деятельности наиболее важным является обеспечение финансовой стабильности и создание условий для эффективной инвестиционной деятельности. В этом контексте правовое обеспечение функционирования финансового рынка приобретает особое значение.
Действительно, в условиях рыночной экономики финансовые отношения приобретают чрезвычайно важное значение для обеспечения стабильности и устойчивого экономического роста как в экономически развитых, так и в развивающихся странах. Из сектора экономики, обслуживающего промышленность, сельское хозяйство, строительство и т. п., финансовый рынок превратился в ведущую отрасль, во многом предопределяющую состояние и перспективы развития других отраслей экономики. Автор данной научной статьи поддерживает мнения ученых, которые считают, что «финансовый рынок начала XXI в. является могущественной силой, которая определяет развитие целых государств» [1].
Анализ правовых аспектов регулирования финансового рынка невозможно без рассмотрения и внесения определенной ясности в сам термин «финансовый рынок». Вопросу о том, что регулировать, должен предшествовать вопрос о том, что регулировать.
Термин «финансовый рынок» вошел в научный обиход во второй половине XX столетия. Тогда многие ученные и эксперты данное понятие употребляли в качестве рынка капиталов [2]. В настоящее время термин «финансовый рынок» воспринимается специалистами как понятие, означающее совокупный денежный рынок и рынок капитала. Например, в Руководстве «Индикаторы финансовой структуры, развития и здоровья» Международного валютного фонда финансовой рынок рассматривается как совокупность денежного рынка, валютного рынка и рынка капитала [3]. По Мнению российских ученых П. Пробина и Н. Продановой, финансовый рынок является рынком для обмена капиталами и кредитами, включая денежные и валютные рынки [4]. Европейская Директива от 21 апреля 2004 года № 2004/39/EC «О рынке финансовых инструментов» содержит понятие «the integrated financial market», что переводится как интегрированный финансовый рынок, где обращаются финансовые инструменты, перечисленные в Приложении С к данной Директиве [5].
По мнению автора, под финансовым рынком следует понимать ту часть экономики страны, где происходит обмен денежными средствами, финансовыми инструментами и услугами между различными экономическими субъектами. Как юридико-экономическая категория финансовый рынок является совокупностью урегулированных нормами права общественных отношений по распределению и использованию финансовых ресурсов.
Для более полной картины финансовый рынок рассматривается как с функциональной, так и с институциональной позиций.
С функциональной точки зрения выделяются следующие функции финансового рынка:
—перераспределительная, заключающаяся в мобилизации временно свободных денежных средств у одних субъектов и передачи их другим субъектам, которые нуждаются в них для удовлетворения тех или иных своих потребностей (экономический рост, поддержание ликвидности и т. д.). С помощью финансового рынка происходит перераспределение финансовых ресурсов от тех, кто тратит меньше, чем зарабатывает, тем, кто тратит больше, чем зарабатывает.
По мнению российского специалиста С. Е. Бажанова, «с функциональной точки зрения финансовый рынок — это система рыночных отношений, посредством финансово-кредитного механизма способствующая аккумуляции и перераспределению ссудного капитала в интересах участников рынка» [6].
Кроме перераспределения финансовых ресурсов финансовый рынок также перераспределяет и риски. Риск ориентированный подход в настоящее время стало одним из важнейших требований в деятельности финансовых учреждений, предоставляющих свободные финансовые ресурсы нуждающимся в них субъектам на условиях возвратности и платности. Как справедливо отмечает российский правовед А. Гузнов «Необходимость снижения рисков породило не только такой специфический продукт как производные финансовые инструменты, но и такой самостоятельный сектор финансового рынка как страхование» [7].
Также важнейшей является информационная функция финансового рынка, так как в нем создается и предоставляется информация, необходимая при принятии решений субъектами финансового рынка. Рейтинговая и аудиторская деятельность являются наиболее ярким выражением информационной функции финансового рынка. Всеобъемлющая информационная обеспеченность является важнейшим условием деятельности кредитных организаций и обращения ценных бумаг, так как полнота и достоверность информации является основой для принятие эффективного решения и часто определяет конечные результаты инвестиционной деятельности.
С точки зрения институционального подхода финансовқй рынок является совокупностью финансовых институтов, которые действуют на финансовом рынке. Основными финансовыми институтами являются финансовые учреждения, которые занимаются мобилизацией финансовых ресурсов и их дальнейшим перераспределением. Это — главным образом банки и многочисленные финансово-кредитные учреждения, активно привлекающие свободные финансовые ресурсы физических и юридических лиц и инвестирующие их в те отрасли экономики и общественной жизни, которые нуждаются в них.
В обеспечении эффективного функционирования финансового сектора экономики участвуют не только финансовые учреждения, которые занимаются мобилизацией и перераспределением свободных денежных ресурсов, но и те финансовые институты, которые оказывают содействие функционированию финансового рынка. В частности, важное значение для стабильного функционирования финансового рынка имеет деятельность фондовых бирж, платежных систем, депозитариев и т. д. Эти финансовые учреждения оказывают услуги не гражданам, предприятиям реального сектора, государству как конечным потребителям финансовых услуг, а тем субъектам финансового рынка, которые активно занимаются мобилизацией свободных финансовых ресурсов и их перераспределением. Эти финансовые учреждения составляют инфраструктурные учреждения финансового рынка, тогда как активные участник финансового рынка всегда является финансовым посредником между владельцами свободных денежных ресурсов и их потребителями.
В зависимости от субъектов, действующих на финансовом рынке, можно выделить отдельные сегменты финансового рынка, которые, в научных и практических целях, могут рассматриваться как относительно самостоятельные финансовые рынки в рамках отдельных экономик. В частности, выделяются кредитный, страховой, валютный рынки и рынок ценных бумаг и т. д. В зависимости от территории, охваченной теми или иными финансовыми операциями, различают местный, региональный, национальный и международный рынки.
Все вышеизложенное в одинаковой мере относится к финансовым рынкам любого современного государства, в том числе и Республики Узбекистан. После внесения определенной ясности в понятие финансового рынка, можно переходить к рассмотрению вопроса правового регулирования финансового рынка в нашей стране.
Основу для правового регулирования финансового рынка составляют нормы, содержащиеся в Конституции Республики Узбекистан [8]. Само название Главы ХХV «Финансы и кредит», указывает на то, что именно здесь сосредоточены нормы права, создающие основу для всего законодательства республики, регулирующего финансовые отношения в стране. В частности, статья 122 указывает, что Республика Узбекистан имеет собственную финансовую и денежно-кредитную систему, а статья 124 устанавливает, что банковскую систему Республики Узбекистан возглавляет Центральный банк республики.
Кроме того, многочисленные нормы Конституции Республики Узбекистан создают правовую базу для деятельности государственных органов, в том числе в сфере регулирования финансового рынка. В частности, нормы Главы XVIII, посвященные правовым основам деятельности Парламента республики как органа законодательной власти, определяют его полномочия по законодательному регулированию валютного и кредитного дела (пункт 7 части первой статьи 78), назначение и освобождение от должности Председателя Правления Центрального банка Республики Узбекистан и заслушивание его отчетов (пункты 9 и 12 части первой статьи 80) и др.
На сегодняшний день на основе Конституции Республики Узбекистан приняты многочисленные законы, регулирующие те или иные стороны функционирования финансового рынка и обеспечивающие его устойчивость и развитие.
Гражданский кодекс Республики Узбекистан, являющийся экономической конституцией страны, содержит многочисленные нормы, регулирующие всю хозяйственную, в том числе финансовую, деятельность на территории Республики Узбекистан [9]. Деятельность всех субъектов финансового рынка, основанные на таких принципах гражданско-правового регулирования, как равенство и имущественная обособленность сторон, добровольность и имущественная ответственность за свои действия и др., подпадают под воздействие норм Гражданского кодекса Республики Узбекистан. Кроме общих норм, касающихся всех субъектов хозяйственной деятельности (нормы об обязательствах, о лицах и т. д.) Гражданский кодекс Республики Узбекистан содержит многочисленные нормы, непосредственно регулирующие отдельные виды финансовой деятельности. В частности, Главы 41–45 посвящены к правовому регулирования таких финансовых операций, как представление займов и кредитование, финансирование под уступку денежного требования, принятие банковских вкладов и ведение банковских счетов и др. Еще одной финансовой операции — страхованию посвящена Глава 52. В главе 34, посвященной аренде, содержатся нормы, сгруппированные в параграфе 6 и регулирующие отношения по финансовой аренде — лизинге.
Важнейшим из законов, оказывающих фундаментально правовое воздействие на финансовый рынок и обеспечивающее его стабильное функционирование и устойчивый рост, является Закон Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» [10]. Ознакомление с нормами, содержащимися в данном Законе, показывает, что именно Центральный банк Республики Узбекистан является ключевым игроком, политика которого решающим образом влияет на состояние и перспективы развитие финансового рынка в Республике Узбекистан.
В частности, статья 5 данного Закона определяет, что основными целями деятельности Центрального банка являются обеспечение стабильности цен, банковской системы и функционирования платежных систем. С учетом того, что на финансовом рынке Узбекистана основными игроками являются коммерческие банки и что стабильность цен главным образом определяет стабильность всей экономики, можно утверждать, что вышеуказанная норма фактически означает ответственность Центральный банк Республики Узбекистан за стабильность всей финансовой системы страны.
Но наиболее важным для функционирования финансового рынка Узбекистана являются нормы, содержащиеся в Главе 5 данного Закона, нормы который посвящены денежно-кредитной политики в Республике Узбекистан. Центральный банк ежегодно разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год, который предоставляется Президенту и Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В этом документе устанавливаются основные параметры денежно-кредитной политики (в том числе показатели инфляции, платежного баланса и денежно-кредитные показатели), решающим образом влияющие на состояние и развитие финансового рынка Республики Узбекистан.
Не менее важными для правового регулирования функционирования финансового рынка являются нормы Главы 10, посвященной регулированию и надзору за деятельность кредитных организаций и иных субъектов финансового рынка (платежных систем, валютных бирж и т. д.). В частности, статья 60 данного Закона, посвященная регулятивной функции Центрального банка, определяет, что для осуществления регулирующих функций он устанавливает порядок и условия государственной регистрации банков и кредитных бюро, а также ведения реестра организаций по рефинансированию ипотеки, порядок лицензирования видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, выдаваемые Центральным банком, порядок прохождения разрешительных процедур в сфере банковской деятельности, порядок прохождения уведомительных процедур для финансовых учреждений, минимальный размер уставного фонда (уставного капитала) микрокредитных организаций, ломбардов, организаций по рефинансированию ипотеки, платежных организаций и операторов платежных систем, минимальные требования к информационной безопасности кредитных организаций, платежных организаций, операторов платежных систем, валютных бирж и кредитных бюро, порядок прекращения деятельности и ликвидации банков, в том числе в добровольной форме и другие.
Статья 61 данного Закона определяет, что Центральный банк для осуществления надзорных функций устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения финансовых операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой и надзорной отчетности, в том числе годовой отчетности, представления информации, необходимой для оценки рисков и надзора за их деятельностью, обязательные для платежных организаций, операторов платежных систем, валютных бирж и кредитных бюро правила осуществления деятельности и операций, требования к внутреннему контролю и системе управления рисками банков и банковских групп, а также корпоративному управлению в банках, в том числе по независимости членов наблюдательных советов банков и другие.
И последним вопросом, касающимся правового регулирования функционирования финансового рынка в части деятельности Центрального банка Республики Узбекистан как главного игрока, решающим образом влияющего на состояние всего финансового рынка, является вопрос издания последним нормативно-правовых актов в финансовой сфере. Статья 9 данного Закона устанавливает, что Центральный банк правомочен принимать нормативно-правовые акты по всем вопроса, относящимся к его компетенции, и эти нормативно-правовые акты обязательны для исполнения всеми субъектами на территории Республики Узбекистан. На основании данной нормы, Центральный банк Республики Узбекистан уже сформировал огромный массив подзаконных нормативно-правовых актов, которые имеют важное значение для правового регулирования тех или иных аспектов функционирования финансового рынка в Узбекистане.
В связи с тем, что коммерческие банки являются основными участниками финансового рынка Республики Узбекистан, одним из наиболее важных законов, регулирующих финансовый рынок, является Закон Республики Узбекистан «О банках банковской деятельности» № ЗРУ 580 от 5 ноября 2019 года [11]. Данный Закон содержит в себе легальное определение банковской деятельности, что является очень важным как с научно-теоретической, так и с практической точки зрения. В частности, статья 1, посвященная терминам, определяет, что банк — это юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией и осуществляющее совокупность следующих видов деятельности, определяемых как банковская деятельность: принятие вкладов от юридических и физических лиц и использование принятых средств для кредитования или инвестирования на собственный страх и риск, а также осуществление платежей. Данное определение позволяет идентифицировать финансовое учреждение как банк со всеми вытекающими правовыми и регуляторно-надзорными последствиями.
Для рассмотрения вопроса правового регулирования функционирования финансового рынка важной является статья 5 данного Закона, посвященная финансовым операциям, которые могут осуществлять коммерческие банки. Дополнительно стандартно признанным банковским операциям, данная статья содержит виды операций, которые могут осуществляться как банками, так и другими финансовыми учреждениями, такие как операции с иностранной валютой в наличной и безналичной формах, доверительное управление имуществом по договору с физическим или юридическим лицом, инкассация и кассовое обслуживание, выдача гарантий и принятие иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение их обязательств, приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме (факторинг), выпуск, покупка, продажа, учет и хранение ценных бумаг, управление ценными бумагами по договору с клиентом, совершение других операций с ними, осуществление операций с производными финансовыми инструментами (деривативами), предоставление в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов или ценностей, предоставление лизинга, выдача займов в формах, предусмотренных законодательством, управление портфелем активов, выпуск, использование и погашение электронных денег, выдача банковских карт и обработка платежей, обслуживание банковских карт совместно с другими организациями, включая другие финансовые институты и др.
В Республике Узбекистан также действуют другие законы, регулирующие те или иные стороны функционирования финансового рынка. Из-за ограниченности объеме данной научной статьи автор ограничивается лишь перечислением наиболее важных из них с краткими комментариями к каждому из них с учетом их значения для правового регулирования финансового рынка.
— Закон Республики Узбекистан «О страховой деятельности» № ЗРУ-358-II от 5 апреля 2002 года [12]. Содержит правовые нормы, посвященные таким основным вопросам осуществления страховой деятельности в сфере страхования, как сущность страховой деятельности, виды страховых операций, правовой статус профессиональных участников страхового рынка, лицензирование страховой деятельности и др.
— Закон Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» № ЗРУ-387 от 3 июня 2015 года [13]. Является основным законом, регулирующим режим выпуска и обращения ценных бумаг, профессиональную деятельность и раскрытие информации на рынке ценных бумаг, регулирование рынка ценных бумаг и др.
— Закон Республики Узбекистан «О микрокредитных организациях» № ЗРУ-53 от 20 сентября 2006 года [14]. Данный закон регулирует порядок осуществления деятельности по предоставлению микрофинансовых услуг (микрокредитование, микрозайм, микролизинг и др.), включая вопросы создания и лицензирования микрокредитных организаций, его права и обязанности, предоставляемые микрокредитные услуги и т. д.
— Закон Республики Узбекистан «О платежах и платежных системах» № ЗРУ-578 от 1 ноября 2019 года [15]. Данный закон содержит нормы, всесторонне регулирующие порядок организации и функционирования платежной системы Республики Узбекистан.
Обобщая все вышеизложенное, автор данной научной статьи делает вывод о том, что в Республике Узбекистан на настоящий момент сформирован стабильно функционирующий, и, несмотря на имеющиеся недостатки, отвечающий требованиям современных международных стандартов и удовлетворяющий потребности отраслей национальной экономики в финансовых ресурсах финансовый рынок. В республике создана достаточная правовая база для функционирования финансового рынка, основанная на Конституции Республики Узбекистан. Важнейшими правовыми актами, регулирующими финансовый рынок Республики Узбекистан, являются Гражданский кодекс Республики Узбекистан и Закон Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан».
Литература:
- Политическое измерение мировых финансовых кризисов. Феноменология, теория, устранение // коллектив авторов. — М.: Научный эксперт, 2012. — С. 220.
- Иванов В. В. / Современные финансовые рынки: монография для магистрантов. / [В. В. Иванов и др.] под ред. Иванова В. В.. — М.: Проспект, 2014 — С.14
- IMF. Indicators of Financial Structure, Development, and Soundness. A Handbook. 2005. http://www.imf.org/external/pubs/ft/fsa/eng/pdf/ch02.pdf
- Пробин П. С., Проданова Н. А. Финансовые рынки: учеб.пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — С.4
- http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=CELEX:32004L0039 .
- Бажанов С. Е. Интеграция российского и международного финансового рынка. Дисс. …докт. экон. наук. — Спб.: 2006. С. 41.
- Гузнов А. Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка Российской Федерации. Дисс. …докт. юр. наук. — Спб.: 2016. С. 37.
- Конституция РУз./ (Газета «Народное слово» от 15.12.1992 г., № 247 (438); Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 2, ст. 47)
- Гражданский кодекс Республики Узбекистан / Издательство «Адолат». 2010г.
- Закон «О Центральном банке Республики Узбекистан» / Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514; 2006 г., № 37–38, ст. 373; 2007 г., № 52, ст. 533; 2009 г., № 15, ст. 176, № 37, ст. 403, № 39, ст. 423, № 52, ст. 553; 2012 г., № 15, ст. 163; 2013 г., № 1, ст. 1; 2014 г., № 20, ст. 222, № 50, ст. 588; 2015 г., № 52, ст. 645;.
- Закон «О банках и банковской деятельности» / Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 37–38, ст. 368, № 41, ст. 405; 2008 г., № 52, ст. 513; 2009 г., № 15, ст. 176, № 39, ст. 423; 2012 г., № 15, ст. 163; 2013 г., № 18, ст. 233; 2017 г., № 37, ст. 978;
- Закон «О страховой деятельности» / Национальная база данных законодательства, 24.11.2021 г., № 03/21/730/1089
- Закон «О рынке ценных бумаг» / Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2015 г., № 22, ст. 287;
- Закон «О микрокредитных организациях» / Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 37–38, ст. 372; 2013 г., № 1, ст. 1, № 18, ст. 233; 2015 г., № 33, ст. 439; 2017 г., № 16, ст. 265;
- Закон «О платежах и платежных системах» / Национальная база данных законодательства, 02.11.2019 г., № 03/19/578/3986; 12.10.2021 г., № 03/21/721/0952