В статье предупреждение преступлений, совершаемых в сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, рассматривается как сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. Меры в борьбе с экономическими преступлениями, а именно в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, должны базироваться на соответствующей кадровой, материально-технической обеспеченности правоохранительных органов, надежной правовой и социальной защищенности их работников. Именно эти моменты нашли отражение в данной статье.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, организации с саморегулированием, нарушения в административной сфере, обязанности, меры предотвращения и предупредительные действия.
The article delves into the intricate process of preventing crimes within the realm of business activity and self-regulatory organizations, emphasizing a comprehensive approach that involves economic, financial, organizational, managerial, legal, technical, cultural, educational, and other measures. Effective measures to combat economic crimes in these sectors require adequate support for law enforcement agencies, as well as robust legal and social protection for their personnel, all of which are detailed in this article.
Keywords: entrepreneurial endeavors, self-regulating entities, breaches of regulations, legal responsibility, cautionary notices, proactive actions.
Предупреждение преступлений, осуществляемых в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций требует применение различных мер: экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных. Однако эффективное предупреждение преступности возможно только при комплексном воздействии на корни проблемы и условия, способствующие ее развитию.
Предотвращение преступлений в сфере предпринимательства и деятельности саморегулируемых организаций может быть организовано на разных уровнях — федеральном, региональном, на уровне конкретных предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. В этом контексте выделяются общесоциальные и специальные криминологические меры предупреждения.
Общесоциальные меры предупреждения включают в себя осуществление государством экономической политики, которая не допускает наличие преступных элементов, ограничивая возможности теневой экономики [1, с. 54]. Эти действия направлены на решение глобальных экономических проблем, вызывающих появление теневой экономики и связанной с ней преступности. Важно создать разумное расстояние между государственным и частным секторами экономики, искоренить условия, способствующие перекачке государственных средств в частные структуры с корыстными целями; поощрять предпринимательское поведение, отвечающее интересам потребителей; вводить строгие меры ответственности за недобросовестную конкуренцию, дискредитацию экономических партнеров, за клановые проявления монополизма, связанные с коррупцией; создавать условия для исключения использования преступных методов в производстве и распределении товаров. Необходимо сочетать усиление законной защиты собственности с мерами по предотвращению незаконных схем получения сверхприбылей различными методами увеличения уровня ответственности за неисполнение экономических обязательств, нарушение финансово-кредитной, платежной и контрактной дисциплины.
Система общесоциальных мер включает в себя криминологический прогноз, который помогает предсказать возможные преступные последствия определенной экономической политики и разработать стратегию по их предотвращению, ограничению или устранению. Этот прогноз основан на изучении криминологами законодательных актов с точки зрения их влияния на уровень преступности, факторы, способы борьбы с ней [2, с. 13].
Необходимо также уделить внимание мерам, способствующим улучшению взаимоотношений в сфере духовности и нравственности. Эти меры направлены на развитие культуры, укрепление моральных ценностей, формирование чувства гражданства и позитивных интересов. Без этого маловероятно, что профилактические меры будут успешными.
Понимая важность общесоциальных мер для предотвращения преступлений в сфере предпринимательской деятельности и саморегулирующих организаций, необходимо учитывать сегодняшние реалии — говорить о положительном воздействии на социальные процессы сейчас крайне сложно.
В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий преступлений в сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Перечисленные меры осуществляются субъекатми, отвечающими за предупрежденние преступлений вобласти предпринимательской деятельности и саморегулируемых организаций.
Субъектами, ответственными за предотвращение преступности в сфере предпринимательства и саморегулируемых организаций, являются: федеральные и региональные органы власти, местное самоуправление, контрольные органы, независимые финансовые аудиторы, правоохранительные органы, общественные организации. Они обладают определенными правами, обязанностями и несут ответственность за свои действия.
Правоохранительные органы занимаются предотвращением преступлений в сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, принимая необходимые меры как на начальных этапах правонарушений, так и в процессе расследования преступлений: -привлекают к ответственности лиц, совершивших правонарушения; — предотвращают возможные нарушения законодательства методом установления лиц, планирующих совершение преступления; — обеспечивают максимальную эффективность в раскрытии преступлений.
Для проведения указанных мероприятий необходимо обеспечить соответствующее кадровое и материально-техническое обеспечение правоохранительных органов, а также надежную правовую и социальную защиту их сотрудников.
Для предупреждения преступлений в сфере предпринимательства и саморегулируемых организаций необходимо налаженное взаимодействие между правоохранительными органами. Один из способов достичь этой цели — быстрый обмен информацией. Скорость информационного обмена между правоохранительными органами является ключевым показателем успешной борьбы с преступностью в указанных сферах [3, с. 97].
Координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, общественных организаций по основным направлениям предотвращения преступлений реализуется на основе специальных государственных программ по укреплению борьбы с преступностью в Российской Федерации. Эти программы включают в себя комплекс мер экономического, организационного, технического, правового и воспитательного характера. Вместе с тем, с учетом сложности экономических проблем, предлагается создать и осуществлять специальную долгосрочную федеральную программу борьбы с экономической преступностью.
Одним из главных аспектов данной программы должно стать совершентвование законодательного регулирования противодействия экономическим преступлениям и активизация деятельности правоохранительных органов в этом направлении.
К правовым мерам относятся существенный пересмотр действующей нормативной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и деятельность саморегулируемых организаций и введение новых правовых норм. Необходимо актуализировать нормативную базу, отвечающие современным требованиям, чтобы повысить ответственность за противоправные действия в сфере предпринимателькой деятельности. Усиление работы правоохранительных органов необходимо для эффективного предотвращения преступлений в сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций. Это включает в себя не только улучшение существующих методов и критериев оценки результатов, но и качественное обновление и расширение их содержания.
Таким образом, исследование эффективности системы противодействия преступности в сфере предпринимательства и саморегулируемых организаций показывает, что, несмотря на большое количество субъектов, их деятельность пока не оказывает значительного влияния на улучшение дел в экономике. Это связано с отсутствием четкого понимания методов государственного регулирования предпринимательства и стратегии контроля за развитием экономических отношений. Процесс криминализации предпринимательской деятельности и саморегулируемых организаций требует внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в федеральные программы борьбы с преступностью.
Литература:
- Алексеев А. И. Особенности предупреждения преступлений в сфере предпринимательской деятельности // Вопросы экономики и права. 2023. № 2.
- Беседина В. А. Проблемы борьбы с экономическими преступлениями // Сфера административного права и его применение. 2022. № 11.
- Зацепин М. Н., Зацепин А. М., Глушкова Е. М. Система профилактики преступлений против безопасности предпринимательства. Актуальные проблемы и пути повышения эффективности // Виктимология. 2022. № 3.