Профилактика девиантного поведения экономической преступности
Автор: Захарян Ольга Александровна
Рубрика: 8. Предпринимательское право
Опубликовано в
международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Челябинск, апрель 2011)
Статья просмотрена: 714 раз
Библиографическое описание:
Захарян, О. А. Профилактика девиантного поведения экономической преступности / О. А. Захарян. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/37/442/ (дата обращения: 17.12.2024).
Криминологи считают, что любые экономические отношения, их противоречивость рождают преступность, однако характер последствий в зависимости от той или иной экономической системы будет различным. Осуществляемый в России процесс замены административно-командной системы на рыночную экспериментально подтвердил утверждение советских криминологов о том, что корыстная мотивация поведения возникает с появлением частной собственности, которая стимулирует стяжательство, жадность, накопительство. Приводились цитаты из работы Ф. Энгельса о том, что легальная частнособственническая корысть, «бессердечный чистоган» входит в производственные отношения базиса капиталистического общества [5, С. 62-76.]. Экономические реформы в России легализовали частную собственность, а вместе с ней и противоречия между интересами государства и частными интересами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Негативное воздействие данного фактора усиливается тем, что дисгармония между государственными интересами по формированию бюджета и интересами частных лиц сохраняется в течение длительного времени. Этот экономический фактор в России действует практически по Р. Мертону, когда стремление граждан решить свои проблемы не подкрепляется государственной экономической политике, когда предприниматели для выхода из критических ситуаций вынужденно прибегают к противоправному поведению, в том числе и в сфере предпринимательской деятельности.
Экономические преобразования, проводимые в России, с точки зрения теории рынка выглядели обоснованно на начальном этапе их моделирования. Идеи приватизации и создания собственника, внедрения конкуренции и за счет этого повышения эффективности производства и качества товаров, создания банковской системы и обеспечения оптимального кредитования рассматривались как многообещающие гипотезы. Однако к концу XX века попытка их воплотить в жизнь для социально-экономического развития России положительных результатов не принесла.
Здесь сыграл свою негативную роль и парадокс теневой экономики, которую реформаторы идеализировали, и считали, что ресурсные возможности обеспечат быстрое развитие рыночной экономики в России.
-
Актуальность проблемы профилактики девиантного
поведения обусловлена тем, что показатели состояния, динамики,
структуры, факторные комплексы, детерминирующие данное
социально-правовое явление вызывают тревогу и требуют выработки
эффективных мер противодействия противоправному поведению в сфере
предпринимательства.
- Ведущее место в данной системе мер должны занимать те из них, которые обеспечивают предупреждение преступлений и иных форм отклоняющегося поведения в данной сфере. Эта задача упоминается в законодательных актах, которые определяют нормативно-правовой статус налоговых органов, а также иных правоохранительных органов, в тенденции которых входит выявление, предупреждение и пресечение, раскрытие и расследование преступлений в сфере экономической деятельности.
- В криминологии предупредительные меры принято разделять на общепрофилактические и индивидуально-предупредительные. Кроме того, особую группу мер составляют те, за счет которых обеспечивается пересечение противоправного поведения, т.е. прекращение его силовым путем.
- Общепрофилактические меры имеют стратегический характер, так как проводятся на общесоциальном, общегосударственном уровне и призваны нейтрализовать действия тех основных фактором, которые детерминирую экономическую преступность.
- Индивидуально-профилактические меры, как правило, связаны с воздействием на личность тех граждан, которые либо уже пребывают в состоянии криминальной опасности, либо потенциально склонны к противоправному поведению. Здесь важно удержать конкретных лиц от совершения преступлений с тем, чтобы их линия поведения, как бы балансирующая на грани правопослушной и девиантной, не трансформировалась в криминальную.
- Сам процесс профилактической работы в сфере предпринимательства будет отличаться спецификой, так как факторные комплексы, соответствующие разновидности противоправного поведения имеют существенные особенности. Важное место в общепрофилактической деятельности принадлежит практическим мерам. Это наиболее уязвимое место для современной России, так как попытка изменить и политическое устройство СССР, и его экономику привела к распаду страны. Данная проблема – объект самостоятельных научных исследований. В контексте данной же статьи важно то, что политические меры, реализуемые государством в течение последнего десятилетия приводили, прежде всего, к негативным последствиям, связанным с искажением федерального устройства государства. Это, в свою очередь, отрицательно влияло и на линию поведения хозяйствующих субъектов, расположенных в различных регионах России [4, С. 325].
- В этом плане общепрофилактическое значение имеют меры, связанные с укреплением вертикали власти. Субъектом общей профилактики экономической преступности призваны выступить межрегиональные налоговые инспекции по Федеральным округам, которые должны обеспечить разрешение следующих задач:
- Ведущее место в данной системе мер должны занимать те из них, которые обеспечивают предупреждение преступлений и иных форм отклоняющегося поведения в данной сфере. Эта задача упоминается в законодательных актах, которые определяют нормативно-правовой статус налоговых органов, а также иных правоохранительных органов, в тенденции которых входит выявление, предупреждение и пресечение, раскрытие и расследование преступлений в сфере экономической деятельности.
- контролировать соблюдение на территории соответствующего Федерального округа налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов;
- организовать и осуществлять комплексные проверки деятельности территориальных органов МНС РФ в соответствующем Федеральном округе;
- обеспечить проведение и проводить камеральные и выездные налоговые проверки и перепроверки коммерческих организаций по соблюдению налогового законодательства в соответствующем Федеральном округе;
- обеспечивать и организовывать взаимодействие МНС РФ с полномочным представителем Президента РФ в соответствующем Федеральном округе по вопросам, отнесенным к его компетенции и органам исполнительной и представительной власти субъектов РФ, входящих в состав соответствующего Федерального округа.
- Разрешение выше перечисленных задач носит
общепрофилактический характер и призвано внести свой вклад в
обеспечение политики государства в области укрепления
государственного устройства Российской Федерации.
- Для России в историческом плане характерен феномен политической борьбы. Противостояние различных политических сил не ослабевает и в нынешнее время.
- Неустойчивость политического положения в России стимулирует отток капитала за рубеж и концентрацию его там. Поэтому общепрофилактическое значение может иметь снижение политического напряжения в стране, сохранение последовательной линии на развитии частнопредпринимательской деятельности.
- Общепрофилактическое значение экономической преступности наряду с политическими имеют и экономические меры.
- Неблагоприятными обстоятельствами экономического характера является разрушение банковской системы, невозможность обновления основных фондов предприятия. Требуется создание разумной и долгосрочной системы кредитования предприятия, формирование нормальных условий для развития в Российской Федерации производства за счет подготовки и осуществления экономических программ, направленных на поддержку отечественных производителей. В конкретных случаях это может при положительном развитии ситуации предупредить экономическую преступность, а при негативном – детерминировать ее [2, С. 216].
- Экономические меры подобного типа должны сочетаться с общепрофилактическими мероприятиями, направленными на совершенствование налоговой системы Российской Федерации. В их число входят и меры правового, меры организационного характера. Первые из них призваны обеспечить совершенствование уголовного, гражданского, налогового законодательства РФ с тем, например, гармонизировать налоговую нормативную базу Федерального и регионального уровня; не допускать перманентного изменения налогового законодательства.
- Вопрос только в том, чтоб реально воплотить их в жизнь, изменяя и совершенствуя законодательство в интересах улучшения условий деятельности законопослушных лиц, осуществляющих экономическую деятельность от имени коммерческой организации.
- По поводу институтов ответственности за экономические преступления следует вместе с тем признать, что Российский законодатель пока не в полной мере воспользовался имеющимся в этой области зарубежным опытом, так как существуют законодательные акты ряда стран, где материально – правовые нормы соответствующим образом упорядочены и играют общепревинтивную роль в борьбе с противоправным поведением в сфере предпринимательства. Кроме того, когда речь идет об общепрофилактической роли уголовно-правовых норм, нельзя упускать из виду и проблему уголовной ответственности юридических лиц в сфере экономической деятельности.
- Ситуация в современном российском обществе такова, что государство заботиться о своих интересах и устанавливает правила ведения предпринимательской деятельности, не выгодные для предпринимателей. Рыночные отношения и так предопределяют противоречивость государственных и частных интересов, а экономическая политика государства, детерминируя экономическую преступность, придает ему как бы окраску «необходимой обороны», когда надо «выживать» и за счет противоправного поведения.
- Все это породило феномен недоверия и отчуждения людей от государства. Действия этого фактора не ослабевает, так как экономические реформы глобальных положительных результатов не принесли. Поэтому когда отдельные авторы [1, С. 18] отмечают необходимость формирования единой государственной идеологии, ориентированной на правомерное решение проблем, связанных с легальным приобретением собственности, вытеснения культа обогащения незаконным путем, противодействия правовому нигилизму, то следует сразу же делать оговорку, что без провидения общепрофилактических мер, оздоравливающих обстановку в обществе, сами по себе индивидуально-профилактические меры изменить общественное сознание в сторону положительного восприятия новой экономической системы не могут.
- Не редко молодые предприниматели перед вхождением в коммерческую деятельность имеют перед глазами примеры систематического извлечения прибыли с нарушением налогового, гражданского, уголовного законодательства. Они автоматически перенимают этот негативный опыт и рассматривают его как естественный в российских условиях и стремятся к криминальному профессионализму при создании коммерческих организаций [3, С. 261].
- Поэтому возникает необходимость в осуществлении целенаправленного профилактического воздействия на лиц, которые, например, обучаются в экономических вузах. Именно эта категория граждан в нынешних условиях может быть предрасположена к противоправному поведению в сфере предпринимательства, поскольку они неизбежно окажутся в условиях, детерминируют противоправное поведение «экономическая преступность». Поэтому студенты данных вузов должны под воздействием целенаправленных программ привития правовой культуры приобретать иммунитет к девиантному поведению в сфере предпринимательства.
- Объектом индивидуально-профилактической работы должны быть представители школьной и студенческой среды, которые избрали для себя или ориентируются на различные виды предпринимательской деятельности. В этом плане важно обеспечить формирование у них стереотипов легитимного поведения и правовой культуры, чтобы обезопасить их от соблазнов извлечь прибыль противоправным путем.
- Все преобразования, которые проводились в России, актуализировали проблему комплексного применения и общепрофилактических и индивидуально-предупредительных мер экономической преступности. Однако, современная обстановка такова, что только их для борьбы с экономической преступность явно недостаточно. Требуется и проведение системы мер, направленных на пресечение экономических преступлений.
Литература:
- Для России в историческом плане характерен феномен политической борьбы. Противостояние различных политических сил не ослабевает и в нынешнее время.
Бембетов, А.П. Предупреждение налоговых преступлений. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. МВД РФ / А.П. Бембетов. – М., 2000. - С.18
Долгова, А.И. Криминология. Учебник / А.И. Долгова. – М .: Норма, 2008. – 352с.
Криминология: Учебник для вузов / В. Бурлаков - СПб: Питер, 2002. - 432 с.
Криминология: Учебник для вузов / под ред. В.Д. Малкова. – М., 2004. – 528с.
- Кузнецова, Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации / Н.Ф. Кузнецова. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. - С. 62-76.