В данной статье рассмотрены основные проблемы правового регулирования иностранных инвестиций в регионах Российской Федерации на примере Калининградской области. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, перспективы и тенденции формирования и развития инвестиционной политики региона.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, правовое регулирование, калининградская область.
В настоящее время иностранные инвестиции играют огромную роль в укреплении экономического потенциала страны, созданию технико-производственного базиса и привлечения высоких технологий, что влечет в свою очередь значительное повышение уровня качества жизни населения. По своей природе законодательство Российской Федерации по регулированию иностранных инвестиций является комплексным. Оно включает в себя частные и публичные нормы права, затрагивает нормы гражданского и трудового законодательства, норм международного права и целый ряд других нормативных актов.
Проводя анализ законодательства в сфере регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне необходимо отметить руководство региональными властями требованиями основных нормативно-правовых актов, регулирующих иностранные инвестиции на федеральном уровне. На данный момент существует подробный анализ многими авторами основных нормативных актов, но стоит еще раз упомянуть о них. Федеральный закон Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» является основным в сфере установления основных льгот и гарантий иностранным инвесторам при осуществлении ими деятельности на территории Российской Федерации [1]. Стоит отметить также федеральные законы защищающие права и гарантии иностранных инвесторов при осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности [2] и осуществлении своей деятельности в форме хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обороноспособности страны [3], также нормами национального законодательства урегулированы отношения по разделу продукции как результата инвестиционной деятельности, что больше касается топливо-энергетического и добывающих отраслей экономики [4]. Касательно организационно-правовых форм осуществления инвесторами своей деятельности, нормами национального законодательства достаточно хорошо проработан этот вопрос, что не составит иностранным инвесторам непреодолимых правовых преград по регистрации себя в качестве инвестора в юрисдикции Российской Федерации.
Данные нормативно-правовые акты обязательны при администрировании и установлении гарантий и льгот иностранным инвесторам местными и региональными властями. Особенность Калининградского региона определяет его статус как субъекта Особой экономической зоны, что позволяет инвесторам пользоваться льготами и гарантиями в налоговой и таможенной областях, что составляет им преимущество по отношению к другим регионам страны. Последняя редакция Закона об особой экономической зоне в Калининградской области отменила множество таможенных льгот, стимулирующих торговые отношения региона с соседними прибалтийскими странами, и ввела новый льготный режим, нацеленный на привлечение инвестиций в промышленно-производственные, технико-внедренческие и рекреационно-туристические зоны региона [5]. Принципиальные изменения новой редакции закона коснулись в основном налоговых льгот на прибыль организации, земельного налога и налога на имущество при осуществлении деятельности инвесторами по инвестиционным проектам установленных согласно требованиям данной экономической зоны, и отсутствии таможенных льгот на импорт товаров и оборудования в уставной капитал и последующего экспорта продукции предприятия произведенной на территории экономической зоны.
Касательно привлечения иностранных инвестиций в предприятия, являющиеся резидентами особой экономической зоны в Калининградской области, стоит отметить обязательность их регистрации как резидента в соответствии с федеральным законодательством о регистрации юридических лиц. Данное обстоятельство обязывает иностранных инвесторов создавать на территории области общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество или регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Представительства и дочерние организации в соответствии с 16-ФЗ не могут быть резидентами данной особой экономической зоны. Исключение также составляет участие иностранного инвестора в капитале юридического лица уже зарегистрированного в качестве резидента.
Второй особенностью Калининградской области является создание на ее территории специального административного района остров Октябрьский. При регистрации компании в специальных административных районах — остров Русский в Приморском крае и остров Октябрьский в Калининградской им предоставляется статус международной компании при выполнении ряда определенных условий. Например, иностранная организация должна:
– вести деятельность на территории нескольких государств, в том числе России, на момент принятия решения об изменении своего личного закона, но в любом случае не позднее 1 января 2018 года. Осуществлять деятельность можно не только самостоятельно, но и через подконтрольных лиц, обособленные подразделения;
– инвестировать в Россию минимум 50 млн руб. в течение полугода с даты регистрации международной компании;
– быть создана в государстве — члене или наблюдателе Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) или члене Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма (Манивэл) [6].
На данный момент резидентами специального административного района на острове Октябрьский стали компании ООО «Аданимов Трейдинг Лимитед», осуществляющая холдинговую деятельность и компании «Русал» и «En+ Group» [7].
Региональное законодательство Калининградской области по регулированию деятельности иностранных инвесторов представлено довольно обширным перечнем нормативных актов, в которых пересекаются нормы, регулирующие также национальных инвесторов. Основу регионального законодательства составляют Закон Калининградской области «Об инвестиционной деятельности в Калининградской области» и указы Губернатора Калининградской области в сфере создания Совета по улучшению инвестиционного климата и Указ об утверждении инвестиционной декларации Калининградской области. Также актуально указать немаловажные Законы Калининградской области, регулирующие отношения в сфере [8]:
1) защиты прав предпринимателей;
2) земельных отношений;
3) влияния проектов нормативных актов на осуществление предпринимателями своей инвестиционной деятельности;
4) концессионных соглашений на территории Калининградской области;
5) регулирования государственно-частного партнерства;
6) порядка взаимодействия органов исполнительной власти при подготовке и рассмотрении предложений о реализации проекта государственно-частного партнерства;
7) сопровождения инвестиционных проектов;
Региональное законодательство очень тесно переплетается с региональным и не может противоречить ему. В компетенции региональных властей, в целях регуляции и стимулирования притока иностранных инвестиций, располагаются следующие полномочия:
1) рассрочка по уплате налогов в региональный бюджет и предоставление инвестиционных налоговых кредитов;
2) предоставление возможности в использовании бюджетных ссуд и льготных займов;
3) предоставление региональными администрациями гарантий и поручительств;
4) приоритетное обеспечение инвесторов государственным заказом;
5) передача в аренду земель и объектов нежилого фонда, находящихся в муниципальной собственности;
6) оказание региональными и местными властями помощи в создании инфраструктуры для предпринимательской деятельности.
На данный момент правительство Калининградской области решило обширный перечень проблемных вопросов по снижению административных барьеров и повышение мотивации по привлечению в регион иностранных инвестиций. Инвестиционные предложения региона
Сформирован перечень инвестиционных проектов Калининградской области, требующих привлечения инвестиций, что упрощает понимание инвесторов в изыскании объектов своих вложений. К данным действиям, что немаловажно, также необходимо отнести создание схемы сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».
Перечень предоставляемых гарантий и снижение административных барьеров особенно актуальны в Калининградском регионе так как он обладает значительным потенциалом в привлечении иностранного капитала. Калининградская область является эксклавом, что с одной стороны не позволяет режиму особой экономической зоны существовать в ущерб соседним регионам, с другой позволяет налаживать хозяйственные и экономические связи с соседними странами. Создание специального административного района Октябрьский в перспективе позволит привлечение за счет взносов инвесторами за регистрацию своего резидентства в экономику региона значительное количество капитала.
В заключении, основываясь на анализе нормативно-правовой базы Российского законодательства и Калининградской области в области регулирования иностранных инвестиций, стоит отметить ряд проблем. Региональное законодательство тесно переплетается с федеральным и так же повторяет его противоречия. Многие законы имеют ссылки на иные нормативно правовые акты, что создает размытое представление о гарантиях предоставляемым иностранным инвесторам, четких правах и обязанностях органов исполнительной власти уполномоченных в урегулировании вопросов связанных с деятельностью инвесторов, что может повлечь за собой произвол местных властей или неправильное применение установленных норм права. Такая тенденция наблюдается в судебной практике по разрешению споров касаемо деятельности иностранных инвесторов. В частности, допускаются необоснованные отказы в регистрации юридических лиц, отказ в предоставлении налоговых и таможенных льгот по причине неправильного толкования норм как национального, так и международного права, международных договоров.
Литература:
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 31.05.2018 N 122-ФЗ);
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.12.2018 N 478-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (в ред. Федеральных законов от 31.05.2018 N 122-ФЗ);
- Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 N 225-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.06.2018 N 164-ФЗ);
- Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10.01.2006 N 16-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.07.2018 N 270-ФЗ);
- Федеральный закон «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» от 03.08.2018 N 291-ФЗ;
- Интернет ресурс: https://news.rambler.ru/other/41961952/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
- Интернет ресурс: https://investinkaliningrad.ru/handbook/normativno_pravovye_akty_o_mekhanizmakh_zashchity_investorov_i_podderzhki_investitsionnoy_deyatelnos/