В статье рассматриваются понятия и значение инвестиций и инвестиционной деятельности в Российской Федерации, проводится структурный анализ законодательства данной сферы. Авторами выделяются проблемы и недостатки правового регулирования, а также способы их разрешения.
Ключевые слова : инвестиционная деятельность, Российская Федерация, правовое регулирование, Оренбургская область, Сеульская конвенция.
В настоящее время совершенствование экономики требует периодического и регулярного вливания капитала, а также его рационального использования. Инвестиционная деятельность, как реализация капитала, представляет собой достаточно сложный и последовательный процесс. Она имеет свои особенности и отражает черты предпринимательской и иной экономической деятельности. Поэтому в целях обеспечения единства и последовательности инвестиционного процесса правовое регулирование направлено на создание системы организационно-правовых форм, направленных на защиту инвестиций, а также установление гарантий их безопасности.
Несомненно, исключительное право государства на установление и поддержание надлежащего правового режима является основой для развития инвестиционной деятельности. В частности, А. А. Старшов в своей научной работе отмечает: «Такая способность государства определяется большим количеством правовых механизмов, которые способствуют реализации функций собственника и регулятора» [1]. Кроме того, ряд учёных отмечают, что эффективная реализация данных функций государства определяется рядом определенных факторов, например, уровень экономического развития, политическая стабильность в государстве, ориентация на решение социальных задач, компетенция органов государственной власти в области инвестиционной политики и правовое обеспечение инвестиционной деятельности».
В своей диссертации об иностранных инвестициях А. В. Ведерников указывает, что целью правового воздействия на инвестиционную деятельность, безусловно, должно быть способствование расширению инвестиционных отношений и недопущение отношений с пороком интересов [2]. Здесь можно отметить, что эффективность инвестиционной деятельности напрямую зависит от качественной нормативной базы, регулирующей данные отношения. Анализ российской правовой базы позволяет нам выделить следующие её особенности: ориентация на постоянное совершенствование финансовых рынков, а также стремление к развитию законодательства в данной области на уровне субъектов Российской Федерации.
Эффективность и качество инвестиционного регулирования, по мнению многих учёных, достигается различными путями. Например, А. М. Хайруллина в своей публикации отмечает, что такими средствами являются: системное использование федерального и регионального законодательства, а также компетенция региональных органов в данной области права [3].
Стоит отметить, что инвестиционная деятельность в России регулируется как общегосударственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов на федеральном и ведомственном уровнях. Также в регулировании инвестиционной деятельности с участием иностранного капитала большое место отводится актам международного права. Одним из важнейших международных договоров в области регулирования инвестиционной деятельности является Сеульская конвенция «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ)», подписанная в Сеуле в 1985 г. [4]. В документах Сеульской конвенции утверждено понятие иностранного инвестирования, под которым понимается деятельность по вложению капитала в приобретение права участия в предприятии на длительный срок. Причем это предприятие должно вести свою деятельность в стране, не являющейся страной инвестора. Кроме того, механизмы разрешения экономических споров, возникающих в ходе осуществления инвестиционной деятельности, разработаны и действуют на основе Вашингтонской конвенции 1966 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» [5]. В итоге, анализ Вашингтонской и Сеульской конвенций показывает, что оба документа образуют единый механизм защиты иностранных инвестиций и исходят из принципа единого регулирования инвестиционных отношений.
Напротив, если же говорить о российском законодательстве, то к государственным нормативно-правовым актам, регулирующим инвестиционную деятельность, относят Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, а также целый ряд указов Президента РФ, регулирующих вопросы защиты прав инвесторов на финансовых и фондовых рынках. Кроме того, данную группу законов составляют основополагающие акты, например, ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и др.
Анализируя законодательство федерального уровня, важно отметить, что оно охватывает: отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестирования на территории Российской Федерации; условия для отечественных и иностранных инвестиций, направленных в поиск, разведку и добычу минерального сырья; особенности такого вида инвестиционной деятельности, как лизинг и т. д. В частности, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [6] содержит правовые и экономические основы инвестирования, формы и методы государственного регулирования, гарантии прав субъектов, ответственность в сфере инвестиционной деятельности и т. д. В нормах же Федерального закона № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [7] прослеживается необходимость разработки и реализации государственной политики в области иностранных инвестиций.
Необходимо отметить, что управление в области инвестиционного планирования требует внимательного ознакомления с основными положениями Федерального закона № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [8]. Данный закон определяет иерархию документов стратегического планирования для органов власти на всех уровнях. В частности, особым образом инвестиционный сектор экономики определен таким плановым документом, как Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. [9]. Положения Федерального закона № 156 «Об инвестиционных фондах» [10] посвящены вопросам вложения имущества в ценные бумаги и другие объекты. Также закон регулирует деятельность акционерных инвестиционных фондов и обществ по привлечению денежных средств и имущества путем размещения акций.
Анализируя правовое регулирование инвестиционной деятельности в стране, Е. Н. Парфенова отмечает, что его основным недостатком является распределение этой функции между большим количеством административных структур [11]. И связано это с тем, что каждое решение по инвестиционному проекту должно согласовываться с рядом государственных ведомств, что, безусловно, вызывает множество противоречий относительно целостности инвестиционного законодательства Российской Федерации. В свою очередь, субъекты РФ самостоятельно принимают собственные нормативным акты по отдельным вопросам инвестиционной деятельности. Например, в Оренбургской области действуют: Закон Оренбургской области от 05.10.2009 г. № 3119/712-IV-OЗ «Об инвестиционной деятельности на территории на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений» [12], Постановление Правительства Оренбургской области от 04.06.2013 № 428-п «Об утверждении положения о порядке отбора инвестиционных проектов для заключения инвестиционного договора» и др.
Также следует отметить, что регулирование инвестиционной деятельности осуществляется и на муниципальном уровне. В Федеральном законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что вопросы инвестиционной деятельности относятся к числу вопросов местного значения [13]. Иначе говоря, население муниципального образования, органы и отдельные должностные лица имеют право принимать свои правовые акты в области инвестиционной деятельности, которые будут иметь силу на территории данного муниципального образования.
В разрешение проблемы «разобщенности» законодательства на всех уровнях, А. М. Хайруллина отмечает: «Для усиления инвестиционной активности и притока иностранных инвестиций в страну в первую очередь необходимо создавать в субъектах РФ нормативную базу подзаконного регионального уровня, а также принимать акты муниципального уровня для обеспечения системного подхода регулирования инвестиционного процесса на территории любого субъекта Российской Федерации». По её мнению, именно такой способ формирования нормативной базы регионального и муниципального уровней будет способствовать не только удовлетворению интересов местного населения, но и привлечению иностранных инвесторов.
Таким образом, правовое регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства в Российской Федерации играет особую роль в организации инвестиционного процесса. Важным условием дальнейшего развития правового регулирования в данной сфере и повышения общей привлекательности страны для инвесторов является развитие и совершенствование регионального и муниципального инвестиционного законодательства.
Литература:
- Старшов А. А. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — № 2 (февраль). — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194014.htm . — С. 1.
- Ведерников А. В. «Иностранные инвестиции в Российской Федерации. Правовые аспекты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 11.
- Хайруллина А. М. Региональное инвестиционное законодательство: современное состояние и перспективы развития // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2012. — № 3 (21). — С. 39–45.
- Сеульская конвенция «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ)» от 11.10.1985 г. (ратифицирована Российской Федерацией 22.12.1992 г.).
- Вашингтонская конвенция 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» от 18.03.1965 г. // Международное публичное право: сборник документов в 2 т. — Т. 1 — М.: БЕК, 1996.
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ.
- Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». — URL: http://www.consultant.ru.
- Федеральный закон № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации». — URL: http://www.consultant.ru.
- Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 23.03.2021) <Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период 2025 года>.
- Федеральный закон № 156- ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001
- Парфенова Е. Н. Регулирование инвестиционных процессов в регионе: проблемы и перспективы // Экономика. Информатика. 2014. № 8–1 (179). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-investitsionnyh-protsessov-v-regione-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 07.11.2021).
- Закон Оренбургской области от 05.10.2009 № 3119/712-IV-ОЗ «Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений».
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. — URL: http://www.consultant.ru .
- Целовальникова, И. Ю. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. 2013. — 166 с.. 2013.
- Батчиманджи, Н. Г. Правовое закрепление становления и развития иностранных инвестиций в Российской Федерации / Н. Г. Батчиманджи. — Текст: непосредственный // Образование и право. — 2021. — № 2. — С. 204–207.