В данной статье рассматривается понятие иностранного инвестора. Вместе с этим проанализированы какие категории лиц входят в понятие «иностранный инвестор». Проанализировано значение государственных гарантий в рамках прав, предоставляемых иностранному инвестору.
Ключевые слова: иностранный инвестор, законодательство, права иностранного инвестора, государственные гарантии.
This article discusses the concept of a foreign investor. At the same time, which categories of persons are included in the concept of «foreign investor» are analyzed. The significance of state guarantees within the framework of the rights granted to a foreign investor is analyzed.
Keywords: foreign investor, legislation, rights of a foreign investor, state guarantees.
Внешняя политика России (равно как и любого другого государства), ее отношения с любыми внешними элементами зависят от внутренних событий. Тем не менее такая наиболее стабильная и довольно самостоятельная сфера общественной жизни, как экономика, всегда весьма благосклонно относилась к различным формам кооперации. В нынешнюю эпоху интеграции мировых экономик вопросы сотрудничества хозяйствующих субъектов различных стран особо значимы и актуальны. Для России такие вопросы имеют и собственное звучание: с одной стороны, необходимо участие иностранного капитала в становлении российской экономики, с другой — государственные интересы диктуют необходимость протекционизма в отношении отечественных инвесторов.
Общеизвестно, что российское законодательство нового периода отличается множеством нестыковок и противоречий, порожденных как политическими и технико-юридическими причинами, так и внутригосударственной нестабильностью. Кроме того, исполнение закона (и это уже не только российская, а общая беда) практически всегда происходит не в полном соответствии с установленными нормами. Попытаемся осветить некоторые теоретические моменты, связанные с иностранным инвестированием в РФ, а также привлечь внимание к определенным трудностям и отклонениям, возникающим на практике.
Российское законодательство не устанавливает каких-либо явных ограничений для деятельности иностранных субъектов на территории России. В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Это означает, что на территории России иностранное юридическое лицо пользуется правами и несет обязанности наравне с российскими; кроме того, в отношении них могут быть установлены дополнительные права и обязанности [1]
В законодательстве РФ по отношению к иностранному инвестору применяется следующее определение: иностранный инвестор — это лицо, деятельность которого направлена во вложение капитала в соответствующий предпринимательский объект [2]. Также законодательство РФ закрепляет категорию лиц, которая признаётся иностранным инвестором. Таковым статусом наделяются иностранное юридическое лицо; инoстpaннaя opгaнизaция, не являющаяся юридическим лицом; иностранный гражданин; лицo без гpaждaнствa; международная организация; иностранные государства, российская организация (в определенных случаях, указанных в законодательстве). Однако, анализируя законодательство, мы столкнулись со следующим пробелом: нет каких-либо положений, которые бы указывали на то, что иностранным инвестором может быть физическое лицо, у которого есть как российское, так и иностранное гражданство. Если обращаться к тому как данный вопрос разрешается практически, то суды в большинстве случаях признают такое лицо в качестве иностранного инвестора.
Говоря о правах иностранного инвестора, важно подчеркнуть, что инвестиционное законодательство России свидетельствует о полной и безусловной защите прав и интересов иностранных инвесторов [3, c. 48]. Важно отметить, что объём прав иностранного инвестора превалирует над его обязанностями. Предоставляемые иностранному инвестору права осуществляются в форме государственных гарантий, которые в отношении иностранных инвесторов связаны с участием России в международных договорах. Гарантии обладают двухсторонним направлением. Во-первых, они необходимы для развития экономики страны посредством привлечения иностранного капитала. Во-вторых, привлекая иностранные инвестиции, государство всё же стремится защитить основные отрасли экономики от неблагоприятного воздействия, которое ассоциируется с контролем в лице зарубежных стран [4, с.84–94, 166]. С учетом вышесказанного поднимается о роли правового режима в отношении иностранных инвесторов. Законодательством гарантируется, что иностранным инвесторам предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим в отношении национальных инвесторов с учетом определённых изъятий. Анализ юридической литературы говорит о том, что что на иностранных инвесторов распространяется прежде всего национальный режим. Наряду с этим на законодательном уровне закреплено то, что к иностранным инвесторам применяется режим наибольшего благоприятствования, который отсылает к тому, что правовой режим иностранных юридических лиц не должен быть менее благоприятным по сравнению с режимом иностранных инвесторов, прибывших из стран третьего мира.
Вопросы регистрации иностранных субъектов на территории России регламентируются как общим законодательством по вопросам регистрации, так и специальным законодательством об иностранных инвестициях. До настоящего времени все еще нет федерального закона о регистрации юридических лиц, принятие которого предусмотрено ст. 51 ГК. Эту правовую нишу уже длительное время занимает Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации», которым утверждено Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Пунктом 2 Указа предусмотрено, что регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется, помимо прочего, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством России об иностранных инвестициях. Федеральный закон об иностранных инвестициях от 9 июля 1999 г. (далее — Закон об иностранных инвестициях) регламентирует порядок создания и ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, а также филиалов иностранных юридических лиц. Иностранной инвестицией считается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), а также услуг и информации.
Таким образом, по нашему мнению, в настоящее время необходимо усовершенствовать законодательство по правовому регулированию правового статуса иностранных инвесторов в двух направлениях. Во-первых, требуется выработать единый подход по вопросу признания иностранным инвестором лица, у которого есть как российское, так и иностранное гражданство. Во-вторых, на законодательном уровне крайне важно детализировать особенности того режима, который применяется по отношению к иностранным инвесторам.
Литература:
- Талапина Э. В. Деятельность иностранных инвесторов в Российской Федерации: правовые проблемы
- ст. 2 ФЗ от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.09.2022)
- Доронина Н. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях. С.48.
- Юлов Д. В. Понятие и виды национально-правовых гарантий прав иностранных инвесторов // Актуальные проблемы российского права, 2016. № 7. С.84–94, 166.