Особенности и проблемы современного правового регулирования инвестиционных фондов в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 06.05.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Бурков, В. Г. Особенности и проблемы современного правового регулирования инвестиционных фондов в РФ / В. Г. Бурков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113793/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье проведен анализ законодательства в сфере деятельности паевых инвестиционных фондов, выявлены основные проблемы правового регулирования деятельности ПИФов в современных условиях функционирования финансового рынка.

Ключевые слова :инвестирование, коллективное инвестирование, паевый инвестиционный фонд, управляющая компания.

На сегодняшний день инвестиционные фонды играют одну из ключевых ролей в развитии финансового рынка Российской Федерации. Геополитическая обстановка в мире, экономические санкции — все это существенно снижает уровень инвестиций внутри страны. В этой связи формулирование особенностей и выявление теоретических и практических проблем правового регулирования инвестиционных фондов в нынешних условиях делает исследование как никогда актуальным.

Цель данного исследования заключается в выявлении особенностей правового регулирования деятельности паевых инвестиционных фондов Российской Федерации в современных условиях функционирования финансового рынка.

Формирование института коллективного инвестирования в российском законодательстве началось относительно недавно — в начале 90-х годов, когда был принят Указ Президента РФ от 07.10.1992 г. «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий», что стало толчком развития чековых инвестиционных фондов [5]. Далее был принят Указ Президента от 26.07.1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» в целях создания и обеспечения необходимых условий для инвестиционной деятельности на территории РФ [7]. 23.03.1998 г. был принят Указ Президента РФ № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов», в котором чековые инвестиционные фонды были преобразованы в паевые [6]. Наконец, был принят Федеральный закон № 156-ФЗ от 29.11.2001 г. «Об инвестиционных фондах», регулирующий деятельность акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и их управляющих компаний [4]. Важно отметить, что до сих пор в законодательстве не закреплено четкое понятие коллективного инвестирования. Таким образом, правовое регулирование деятельности рынка коллективного инвестирования началось с 1992 года c принятием подзаконных нормативно-правовых актов, и лишь спустя 10 лет был принят Федеральный закон.

Говоря о коллективном инвестировании, стоит упомянуть понятие «инвестиции», которое встречается в качестве дефиниции в Федеральном законе от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Согласно ст. 1 упомянутого нормативного правового акта, инвестиции представляют собой денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [3].

В современном законодательстве до сих пор отсутствует легальное понятие коллективного инвестирования, что создает правовую неопределенность в отношениях, складывающихся из инвестиционной деятельности. В рамках Постановления Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 785 «О государственной программе защиты прав инвесторов на 1998–1999 годы» были определены ключевые признаки коллективного инвестирования: объединение средств инвесторов в единый фонд в целях эффективного управления ими профессиональными субъектами; признаки получение дохода от инвестиций [8]. Еще один признак отдельно выделяют ученые-правоведы: управление отдельными вложениями инвесторов как единым портфелем, в котором у каждого из инвесторов есть своя доля, пропорциональная сумме его вложений [13].

Для частных инвесторов наибольший интерес представляют паевые инвестиционные фонды, поскольку они характеризуются минимальным участием инвесторов в управлении активами, простотой диверсификации вложений, а также низкими операционными расходами.

Рассмотрим более подробно правовое регулирование деятельности паевых инвестиционных фондов (далее — ПИФ). Так, согласно ФЗ № 156-ФЗ от 29.11.2001 г. «Об инвестиционных фондах», который на сегодняшний день является базовым для регулирования деятельности ПИФов, ПИФ — обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. ПИФы не имеют юридического лица. Управление имущественным комплексом ПИФ осуществляет Управляющая компания (далее — УК) — юридическое лицо (АО или ООО), которое имеет право привлекать денежные средства и прочее имущество фонда, разумно и добросовестно совершать сделки с этим имуществом в интересах пайщиков. Упомянутый ФЗ также устанавливает ответственность УК перед пайщиками в размере реального ущерба в случае причинения им убытков в результате нарушения. Однако отмечено, что долги по обязательствам, возникшие в связи с доверительным управлением имуществом, составляющим ПИФ, погашаются за счет этого имущества. При недостаточности имущества фонда только собственное имущество УК подлежит взысканию. Таким образом, благодаря данным законодательным мерам, управляющие компании ПИФов не только ограничены в принятии рисковых решений, но и обязаны надлежащим образом исполнять обязанности по доверительному управлению активами ПИФов [4].

Согласно Гражданскому кодексу РФ, УК не обладает правом собственности на имущество ПИФа, а может лишь совершать определенный действия, направленные на получения дохода посредством доверительного управления данным имуществом пайщиков [1].

Банк России также имеет ключевое значение в правовом регулировании деятельности паевых инвестиционных фондов. Так, важно отметить основные документы, среди которых [9–11]:

– Информационное сообщение Банка России от 30.10.2014 «О требованиях по составлению, представлению и публикации годовой консолидированной финансовой отчётности»;

– Инструкция Банка России от 6 ноября 2014 г. № 157-И «О порядке регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом и изменений и дополнений в них»;

– Указание Банка России от 11 мая 2017 г. N 4373-У «О требованиях к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг».

Весной 2023 г. вступило в силу Положение Банка России от 29.06.2022 N 800-П «О порядке ведения Банком России реестра паевых инвестиционных фондов, порядке и сроках представления в Банк России документов и сведений, необходимых для ведения указанного реестра, порядке предоставления выписок из него, а также о требованиях к отчетам (содержанию уведомлений), форме, порядке и сроках их направления в Банк России», предусматривающее ряд требований к составу и содержанию документов для ведения реестра ПИФов [12].

Таким образом, можно сделать следующие выводы об особенностях правового регулирования деятельности паевых инвестиционных фондов в Российской Федерации:

1) Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов в РФ является относительно молодым институтом и нуждается в конкретизации терминологии;

2) Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов имеет четкую структуру и иерархию по контролю и надзору деятельности участников данных правовых отношений;

3) Несовершенство законодательства в области защиты прав инвесторов, что существенно вызывает недоверие граждан к инвестиционной деятельности и мешает эффективному развитию финансового рынка.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 24.04.2024).
  2. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения: 24.04.2024).
  3. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения: 24.04.2024).
  4. Федеральный закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34237/ (дата обращения: 24.04.2024).
  5. Указ Президента РФ от 07.10.1992 г. «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_998/ (дата обращения: 24.04.2024).
  6. Указ Президента РФ от 23.02.1998 г. № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17954/ (дата обращения: 24.04.2024).
  7. Указ Президента РФ от 26.07.1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7340/ (дата обращения: 24.04.2024).
  8. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 785 «О государственной программе защиты прав инвесторов на 1998–1999 годы» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/179097/ (дата обращения: 24.04.2024).
  9. Инструкция Банка России от 6 ноября 2014 г. № 157-И «О порядке регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом и изменений и дополнений в них» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70725746/ (дата обращения: 24.04.2024).
  10. Информационное сообщение Банка России от 30.10.2014 «О требованиях по составлению, представлению и публикации годовой консолидированной финансовой отчётности» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70779312/ (дата обращения: 24.04.2024).
  11. Указание Банка России от 11 мая 2017 г. N 4373-У «О требованиях к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71695022/ (дата обращения: 24.04.2024).
  12. Положение Банка России от 29.06.2022 N 800-П «О порядке ведения Банком России реестра паевых инвестиционных фондов, порядке и сроках представления в Банк России документов и сведений, необходимых для ведения указанного реестра, порядке предоставления выписок из него, а также о требованиях к отчетам (содержанию уведомлений), форме, порядке и сроках их направления в Банк России» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405415321/ (дата обращения: 24.04.2024).
  13. Коновалова М. Е., Кузьмина О. Ю. Российские государственные ценные бумаги: учеб. пособие / Издательство Самарского государственного экономического университета. — Самара, 2017. — 59 с.
Основные термины (генерируются автоматически): доверительное управление, коллективное инвестирование, Правовое регулирование деятельности, фонд, Российская Федерация, инвестиционная деятельность, финансовый рынок, имущество, Управляющая компания, юридическое лицо.


Ключевые слова

управляющая компания, инвестирование, коллективное инвестирование, паевый инвестиционный фонд

Похожие статьи

Задать вопрос