Анализ внешнеторговой деятельности российских предприятий в условиях пандемии COVID-19 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 08.12.2020

Статья просмотрена: 769 раз

Библиографическое описание:

Атаев, А. М. Анализ внешнеторговой деятельности российских предприятий в условиях пандемии COVID-19 / А. М. Атаев, М. А. Филатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76257/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье даётся статистическая оценка и анализ внешнеторговой деятельности отечественных компаний в условиях распространения коронавирусной инфекции. Определена роль АПК в достижении устойчивости внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, пандемия, коронавирус, экономика, операции, процессы развития.

В связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 году состав и структура внешней торговли Российской Федерации подверглась серьезным изменениям. При этом, эти новые условия являются временными, так как пандемия коронавирусной инфекции не смогла временно и быстро изменить все основные процессы формирования добавленной стоимости в рыночной экономике на мировом уровне. Связано это с тем, что такие процессы были сформированы несколько десятков лет назад.

Актуальность рассматриваемой темы в том, что российский экспорт и внешнеэкономические операции в условиях распространения коронавирусной инфекции, значительным образом изменились, что оказало воздействие на товарную структуру и объем перевозимых грузов.

Анализируя изменения данных показателей, нужно отметить, что внешнеторговое сальдо по итогам первых 6 месяцев 2013 года обладает положительным результатом. Центральный банк устанавливает, что по данным первых шести месяцев экспорт товаров составил 162 млрд. долларов, а импорт составляет 111 млрд. долларов. [1, с.98]

Анализируя структуру продаж, можно отметить, что энергетическая отрасль уступила место другим категориям товаров и услуг. Эти изменения были определены благодаря снижению объёма валютной выручки. Резкое уменьшение цен, а также снижение экспорта за рубеж в физическом выражении нефти и нефтепродуктов, а также природного газа, привели к уменьшению курса рубля. В этом случае власти установили, что необходимо обеспечивать приток дополнительной валюты с помощью иных экономических механизмов и средств. В итоге, Россия начала заниматься продажей за границу золота и других драгоценных металлов, приостановив собственные закупки. Дополнительно начали увеличивать продажи продукции агропромышленного комплекса, среди которых можно выделить масла, сахар и пшеницу.

В соответствии со статистическими данными, полученными от Федеральной таможенной службы Российской Федерации, объём экспорта сырой нефти за период с января по июль 2020 года был равен 63 % от показателя 2019 года. Кроме того, приблизительно на 25 % уменьшились продажи нефтяных продуктов и каменного угля с учётом денежного выражения. Объём кокса как товара, который поставляется за рубеж, уменьшился на 44 %. На 50 % снизилось количество поставок газа по трубопроводам.

Вместе с этим, приблизительно на 10 % за первые семь месяцев 2020 года увеличились параметры экспорта пшеницы и масел, поскольку компании начали работать на осуществлении экспортных операций за рубеж для достижения продовольственной безопасности и возможности получить крупную выручку, ввиду увеличения цен на эти ресурсы. На 38 % увеличился объём растительного масла, который был продан за рубеж. За период с января по июль 2020 года Российская Федерация смогла осуществить продажу за границу более 2,4 млн. тонн различных масел, и стоимость их составила 1,8 млрд. долларов. Общий экспорт предприятий агропромышленного комплекса в условиях пандемии составил более 11 млрд. долларов.

Стоит отметить, что все основные перспективы для развития отечественного экспорта масличных культур будут зависеть от того, каким образом сформирована мировая конъюнктура. Такие действия дают возможность говорить о достижении существенных положительных успехов в развитии и стимулировании экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации. В основном ключевой прирост в этом случае обеспечивается благодаря зерновым и масличным культурам. Свекловичный сахар, соя и семена подсолнечника выступают основными товарами для стимулирования роста продаж.

Существует несколько основных причин для увеличения экспорта данных культур в Российской Федерации. Первой причиной является изменение географической структуры тех стран, которые будут приобретать масличные культуры и сахар в Российской Федерации. Кроме того, увеличивается объём продаж соевых культур, воска и масел на территорию Индии и Китая. Иран стал закупать большее количество подсолнечного масла в Российской Федерации, а свекловичный сахар закупают страны средней Азии и Азербайджан. [2, с.7]

Благодаря влиянию секторальных санкций со стороны европейских стран и США, а также на основании ответных мер Российской Федерации, внешняя торговля существенно развернулась на восток — по отношению к азиатским государствам. Внешняя торговля в этом случае теперь ориентирована на партнёров по евразийскому экономическому союзу, и поставки товаров производятся на территорию Индии, Китая и Сингапура.

Благодаря реализации в 2020 году национального проекта «Международная кооперация и экспорт», правительство Российской Федерации смогло выделить более 4 млрд. рублей в форме субсидий на осуществление качественной поддержки масличных культур и производственного процесса.

Уже несколько лет производится группа политических мероприятий по расширению посевных площадей под масличные культуры. В 2020 году показатель территориального уровня составляет порядка 15 млн. гектар. Важно заметить, что в России сегодня вводятся в эксплуатацию новые походные земли. Среди лидеров, которые занимают по этому показателю самые максимальные результаты, можно выделить Московскую, Брянскую и Рязанскую область.

Экспортёры смогли получить определённую выгоду от этих операций благодаря тому, что большинство переходящих запасов сои и подсолнечника являлись очень высокими, и, соответственно, не было роста цен на сырье на внутреннем рынке. Все излишки, которые были сформированы внутри российского рынка, были отправлены на проведение экспортных операций за рубежом. Существенные запасы сырья позволили предприятиям функционировать целый год, использовать максимальную мощность, а также осуществить продажу и производство большего количества подсолнечного масла.

Постоянное развитие агропромышленного комплекса, а также увеличение производства скота стали основой для создания новых комбикормов: кукурузы и соевого шрота. Рапс также стал более востребованным на рынке, поскольку его направляют на производство биологически чистого дизеля и этанола в развитые страны Западной Европы. Глобальное потепление стало основой для выращивания таких культур на территории Российской Федерации. Присутствие мягкой зимы и жаркого лета являются идеальными факторами для выращивания масличных культур. Прогнозы показывают, что зима 2020 и 2021 годов будет достаточно тёплая.

В рамках представленной статьи особенное внимание уделяется именно агропромышленному комплексу, поскольку он сыграл ключевую роль для развития экспортных операций и повышения эффективности международной торговли в условиях распространения коронавирусной инфекции. В центральном федеральном округе смогли в этом году увеличить посевные площади под масличные культуры, и огромное количество территорий засеять соей. Все эти действия позволили компенсировать крупные потери на основе неблагоприятной погоды, которая была на Дальнем Востоке. По итогу закончившейся посевной и уборочной кампании нужно отметить, что в Центральном федеральном округе увеличилось количество полученного рапса, и у переработчиков возрос спрос на него. Завод «Альтаир», который находится на территории Липецкой области, стал активно расширять свои производственные мощности для переработки льняной продукции.

Важно заметить, что в связи с повышением экспорта переработанной продукции, Российская Федерация сможет получить дополнительную валютную выручку. Осуществляя продажу переработанной продукции, и сырья, можно повысить добавленную стоимость. Все эти действия приводят к увеличению заработной платы сотрудников в отраслях, уменьшая транзакционные издержки. [3, с.74]

Таким образом, подводя итоги нужно отметить, что в условиях распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации экспортные операции в сфере сельского хозяйства стали ключевой основой для развития экономики в этом году. Благодаря уменьшению объёма транспортировки нефти и газа, агропромышленному комплексу удалось занять ключевые позиции в организации экспорта сырьевой продукции и готового товара.

Литература:

1. Литвинов Е. А. и др. Влияние коронавируса на глобальные цепочки поставок //Российский внешнеэкономический вестник. — 2020. — №. 6. –С.89–104.

2. Кравченко Р. И. Влияние пандемии коронавируса на поддержку экспортно ориентированных предприятий в российской федерации //Научный центр Innova. — С. 5–9.

3. Оболенский В. П. Коронавирус: что ждет российскую экономику и внешнюю торговлю //Российский внешнеэкономический вестник. — 2020. — №. 5. –С.67–76.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, агропромышленный комплекс, условие распространения, внешняя торговля, культура, внешнеэкономическая деятельность, Китай, подсолнечное масло, свекловичный сахар, Центральный федеральный округ.


Похожие статьи

Влияние COVID-19 на внешнеторговую деятельность: проблемы и тенденции развития

В данной статье рассматривается воздействие распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на внешнеторговую деятельность. Рассматривается специфика реализации внешнеторговой деятельности в современных реалиях рыночной экономики. Характеризуется ...

Влияние COVID-19 на внешнеэкономическую деятельность

В статье рассмотрено влияние международных явлений, как пандемия COVID-19, на ценовую политику транспортных компаний и представлена краткая характеристика понятия внешнеэкономической деятельности.

Аналитический прогноз последствий пандемии в сфере импорта товаров народного потребления

В статье дается краткий обзор состояния сферы импорта товаров иностранного происхождения в Россию в период пандемии COVID-19 и проводится анализ того, как экономические факторы, которые могут оказать значительное влияние на благополучие участников вн...

Анализ поведения потребителей на рынке товаров повседневного спроса в период пандемии коронавируса COVID-19

В статье автор проводит обзорное исследование влияния пандемии коронавируса COVID-19 на поведение потребителей России.

Особенности соблюдения валютного законодательства в условиях пандемии коронавирусной инфекции

Автором исследуется проблема соблюдения валютного законодательства Российской Федерации в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Рассмотрены основные риски для резидентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сложившихся усло...

Актуальные вопросы государственной поддержки предпринимательской деятельности в период пандемии коронавируса

В статье автором рассматриваются практические аспекты государственной поддержки предпринимательской деятельности в период пандемии коронавируса. Автором были проанализированы виды предпринимательской поддержки, предоставляемой органами власти в перио...

Мировой рынок высокотехнологичной продукции

В статье рассмотрены особенности мирового рынка высокотехнологичной продукции, факторы, оказывающие влияние на рынок, а также тенденции рынка в условиях глобализации мирового экономического развития, и функционирование мирового рынка высокотехнологич...

Инновационные процессы в экономике регионов в условиях коронавирусной пандемии

В статье исследуется ряд факторов, обуславливающих необходимость и возможности инновационного развития региональной экономики в условиях коронавирусной пандемии.

Гостиничный и туристический бизнес во время пандемии коронавируса COVID-19

В статье представлен краткий аналитический обзор современных научно-практических исследований, отражающей негативное влияние пандемии коронавируса COVID-19 на экономику стран в целом и туристический и гостиничный бизнес, в частности.

Франчайзинг в условиях санкций и спада российской экономики

В статье автор пытается определить влияние пандемии COVID-19 на франчайзинговые отношения в Российской Федерации, а также дальнейшее развитие франчайзинга в условиях экономических санкций.

Похожие статьи

Влияние COVID-19 на внешнеторговую деятельность: проблемы и тенденции развития

В данной статье рассматривается воздействие распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на внешнеторговую деятельность. Рассматривается специфика реализации внешнеторговой деятельности в современных реалиях рыночной экономики. Характеризуется ...

Влияние COVID-19 на внешнеэкономическую деятельность

В статье рассмотрено влияние международных явлений, как пандемия COVID-19, на ценовую политику транспортных компаний и представлена краткая характеристика понятия внешнеэкономической деятельности.

Аналитический прогноз последствий пандемии в сфере импорта товаров народного потребления

В статье дается краткий обзор состояния сферы импорта товаров иностранного происхождения в Россию в период пандемии COVID-19 и проводится анализ того, как экономические факторы, которые могут оказать значительное влияние на благополучие участников вн...

Анализ поведения потребителей на рынке товаров повседневного спроса в период пандемии коронавируса COVID-19

В статье автор проводит обзорное исследование влияния пандемии коронавируса COVID-19 на поведение потребителей России.

Особенности соблюдения валютного законодательства в условиях пандемии коронавирусной инфекции

Автором исследуется проблема соблюдения валютного законодательства Российской Федерации в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Рассмотрены основные риски для резидентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сложившихся усло...

Актуальные вопросы государственной поддержки предпринимательской деятельности в период пандемии коронавируса

В статье автором рассматриваются практические аспекты государственной поддержки предпринимательской деятельности в период пандемии коронавируса. Автором были проанализированы виды предпринимательской поддержки, предоставляемой органами власти в перио...

Мировой рынок высокотехнологичной продукции

В статье рассмотрены особенности мирового рынка высокотехнологичной продукции, факторы, оказывающие влияние на рынок, а также тенденции рынка в условиях глобализации мирового экономического развития, и функционирование мирового рынка высокотехнологич...

Инновационные процессы в экономике регионов в условиях коронавирусной пандемии

В статье исследуется ряд факторов, обуславливающих необходимость и возможности инновационного развития региональной экономики в условиях коронавирусной пандемии.

Гостиничный и туристический бизнес во время пандемии коронавируса COVID-19

В статье представлен краткий аналитический обзор современных научно-практических исследований, отражающей негативное влияние пандемии коронавируса COVID-19 на экономику стран в целом и туристический и гостиничный бизнес, в частности.

Франчайзинг в условиях санкций и спада российской экономики

В статье автор пытается определить влияние пандемии COVID-19 на франчайзинговые отношения в Российской Федерации, а также дальнейшее развитие франчайзинга в условиях экономических санкций.

Задать вопрос