Ключевые слова: сырая нефть, экспортируемая нефть, Россия, дальнее зарубежье, окружающая среда
В современном мире важно следить за динамикой товарооборота страны, так как статистические данные дают информацию о рынке и его деловом потенциале. Россия на текущем этапе — одна из самых крупных стран-экспортеров в мире. Важной статьей российского экспорта всегда являлась сырая нефть.
Россия, как одна из крупнейших стран Земли, обладает большим количеством природных ресурсов, среди которых особое место занимает нефть. Грамотная добыча и использование данного ресурсов, является конкурентным преимуществом страны и может приносить пользу России, как в результате пользования, так и в результате переработки и продажи другим государствам. В этом смысле сырая нефть — ключевой фактор энергетического снабжения государства и одна из наиболее важных статей экспорта. Но, с другой стороны, добыча, переработка и использование нефти оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Экологическое состояние нашей планеты вызывает тревогу уже давно. Антропогенное воздействие на окружающую среду наносит ей непоправимый вред, и одним из серьезных источников загрязнений природы является нефтяная промышленность. В данной статье рассматривается и анализируется состояние сырьевого сектора российской экономики на примере сырой нефти в 2016–2020 годах и ее влияние на экологию России.
Природа страдает не только при бурении скважин, прокладке трубопровода или сжигании мазута. Разливы сырой нефти по поверхности моря или почвы так же являются экологическим бедствием, как мазут и другие нефтепродукты, сбрасываемые в реки судами, сжигаемые на тепловых станциях и в двигателях личных автомобилей.
Как любому сырьевому рынку, нефтяному присуща сравнительно высокая волатильность, и последние несколько лет не стали исключением. Соглашение ОПЕК+, противоречия и разнонаправленные интересы ключевых участников ОПЕК, санкционная политика США против Ирана и Венесуэлы сдерживают текущее предложение нефти на рынке, а также влияют на динамику цен, инвестиции и будущий уровень добычи. Экономическая стагнация в Еврозоне и торговая война между США и Китаем вызывают серьезные опасения о совокупном приросте потребления нефти [5.c 15].
В товарной структуре РФ экспорта продолжают преобладать сырьевые товары, в основном углеводороды. Из-за роста цен на сырую нефть и ее доля в общей стоимости российского экспорта выросла на 4,5 %, составив 63,8 % за 2019 год.
Рассмотрим динамику показателей экспорта за 2016–2020 годы (см. табл. 1)
В числе тенденций, проявившихся в 2016–2017 гг., следует выделить:
во-первых, повышение глубины переработки нефти и снижение производства и экспорта мазута;
во-вторых, увеличение экспорта сырой нефти, более эффективного для государственного бюджета по сравнению с экспортом мазута;
в-третьих, снижение объема переработки нефти, что объясняется первыми двумя факторами.
В 2017 году объём экспорта сырой нефти сократился на 2,1 млн тонн. В 2017 году объём добытой нефти экспортировался в страны дальнего зарубежья в 12,97 раз больше, чем в страны СНГ.
В 2018 году объём экспортируемой сырой нефти увеличился на 7,8 млн тонн в сравнении с 2017 годом.
В 2018 году данный показатель превышения экспорта сырой нефти в страны дальнего зарубежья по сравнению с экспортом в страны СНГ увеличивается в 13,09 раз.
Наибольший вклад в рост экспорта в 2018 г. внесло увеличение экспортной выручки от продажи сырой нефти.
В первом квартале 2019 года объём экспорта сырой нефти увеличился на 5,1 млн тонн, но во втором сократился на 3 млн тонн, а в 3 вырос вновь на 5,4 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
За первые 3 квартала 2019 года количество экспортируемой сырой нефти в страны дальнего зарубежья имеет тенденцию к увеличению и составило 13,29 раза.
Таким образом, наблюдается динамика к увеличению объёмов экспорта в страны дальнего зарубежья в сравнении со странами СНГ.
Изучим динамику относительных показателей 2016–2020 годов (см. табл. 2) В 2017 году по сравнению с 2016 годом наблюдается снижение количества экспортируемой нефти на 0,08 %, но несмотря на это за данный период стоимость сырой нефти увеличилась и составила 126,7 %.
При этом в первом и 3 квартале 2017 года наблюдался рост объёмов экспорта на 1 % и 2,5 % соответственно. Стоимость имела динамику роста на протяжении всего 2017 года.
Количество экспортируемой нефти в страны дальнего зарубежья увеличивалось на протяжении первых трех кварталов 2017 года. В последнем квартале объём экспорта в эти страны составил 92,2 % в сравнении с тем же периодом 2016 года.
В 2018 году объём нефти, экспортируемый Россией, вырос на 3,1 % по сравнению с 2017 годом. Стоимость составила 138,4 % в сравнении с предыдущим годом.
Несмотря на это в первых двух кварталах 2018 года имеются темпы к снижению объёма экспорта, но при этом тенденция роста цен остается. В мае 2018 года появилась новая серьезная проблема: 20 %-й скачок цен на нефть после 13 %-го роста в апреле. Такой внезапный скачок цен был спровоцирован резким ростом экспортного паритета (экспорт продукции стал гораздо выгоднее продаж на внутреннем рынке) и резким ростом акцизов на нефтепродукты в рамках налогового маневра.
В первом квартале 2018 объём проданной нефти странам дальнего зарубежья составил 97,7 по сравнению с первым кварталом 2017 года, в дальнейшем показатель растет.
В 2018 году увеличение объёмов экспорта актуально и для стран СНГ, но во втором квартале он составил 91,3 %.
В первом квартале 2019 года прирост экспорта составил 8,3 %, стоимость так же увеличилась на 4,7 %. Но во втором квартале объём экспортируемой сырой нефти снизился на 4,9 %, при этом стоимость снизилась на 8,5 %. А в третьем квартале 2019 года объём экспорта сырой нефти увеличился, но стоимость продолжила тенденцию к снижению
В июле 2018 года Госдума в третьем, окончательном чтении приняла законопроект, который предусматривает постепенное снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с 30 до 0 % от цены нефти в течение 6 лет начиная с 1 января 2019 года. Это способствовало динамичному приросту объёмов экспортируемой нефти в 2019 году.
Для дальнейшего анализа динамики развития экспорта сырой нефти необходимо определить цены международных контрактов за баррель нефти в 2016–2020 годах (см. табл. 3).
Экспортные цены в целом имеют тенденцию к увеличению. На начало 2020 года цены имеют тенденцию к снижению и составляют 57. 53 доллара за баррель. Цены на нефть снижаются на фоне общего ухудшения настроений на глобальных площадках и росте опасений замедления мирового спроса не энергоносители. Продолжающиеся торговые конфликты и усиление геополитических противоречий повышают вероятность охлаждения темпов мирового экономического роста.
В 2020 году добыча может составить от 555 млн до 565 млн тонн нефти против 560 млн тонн годом ранее [4]. Это может отразиться на объёме экспортируемой нефти в снижении значений данного показателя.
Банк России, ведущий консервативную политику, ожидает среднегодовую цену на нефть Brent в 2020 году — $50. Столь пессимистичный прогноз связан с уверенностью ЦБ о постепенном замедлении роста мировой экономики на фоне торгового конфликта между США и Китаем и о превышении предложения над спросом на рынке нефти. Реагируя на эти вызовы, правительство России заложило в проект бюджета на три года цену на нефть Urals на уровне $42–44 за баррель. При этом Россия может воздействовать на мировой нефтяной рынок через механизм регулирования ОПЕК+. Дополнительные доходы федерального бюджета от участия России в сделке ОПЕК+ в 2019 году оцениваются примерно в 2 трлн рублей [2 c 14].
В целом динамика экспорта, а значит добычи и использования сырой нефти положительна. А это значит, что на окружающую среду с каждым годом оказывается все больше негативного воздействия от данного вида деятельности человека.
Во-первых, при добыче нефти экологические проблемы возникают практически сразу. Начиная с расчистки мест для установки бурового оборудования. Для этого производится вырубка леса или иная зачистка участка от растений. Одновременно участок, отведенный под работы, засоряется продуктами жизнедеятельности людей, отработанными материалами, грунтом, поднятым на поверхность из-за чего негативное воздействие, распространяется и на прилегающую территорию.
Во-вторых, к месту бурения прокладывают подъездные пути. Расчищают места для прокладки трубопровода.
В-третьих, с начала добычи сырья, наносимый окружающей среде ущерб возрастает в разы. Стоит обратить внимание в этом вопросе на разлив сырой нефти. Это может быть как технологический, так и аварийный разлив. В этом случае почва: наземные, подземные, водные источники получают колоссальный уровень загрязнения, восстановление после которого требует долгие годы.
Нам представляется возможным заметить, что возникающие в результате пустоты приводят к движению грунтов. Происходят провалы почвы, ее смещение и эрозия. Важным моментом в этом вопросе является то, что месторождения углеводородов находятся в природных зонах с очень хрупкой экосистемой. Экологический баланс в этих местах формировался очень сложно и может быть легко разрушен. Наибольшие проблемы с сырой нефтью для экологии возникают при транспортировке. Какой бы вид транспорта для этого ни был задействован, везде происходит ее разлив. При транспортировке трубопроводом, железнодорожным или автомобильным транспортом вылившаяся нефть попадает на почвы, если водным — остается на поверхности воды. Ее пятна долго остаются на поверхности так как она растворима в органических растворителях и не растворима в воде. Нефтью и нефтепродуктами загрязняются воды планеты. Ежегодно в Мировой океан их попадает до 10 млн тонн. Только литр нефти, плавающий пятном на поверхности морской воды, лишает ее 40 тысяч литров кислорода. Тонна же может оказать отрицательное воздействие на площадь в 12 км².
Постоянно растущее мировое потребление углеводородов привело к значительному росту в последнее время размеров танкерного флота. Помимо количественного роста, наметилась тенденция к резкому увеличению вместимости каждого отдельного нефтеналивного судна. С экономической точки зрения эксплуатация супертанкеров, разумеется, выгодна, однако такие суда обладают большой потенциальной опасностью серьезного загрязнения окружающей природной среды, поскольку в случае их аварий количество попадающих в мировой океан нефти и нефтепродуктов исчисляется десятками, а то и сотнями тысяч тонн.
В целом, за 2016–2020 годы, увеличение экспорта стало возможным благодаря мерам, понимаемыми государством по его поддержке. Ведущим фактором можно назвать увеличение физических объемов поставок из РФ за рубеж. Еще одной причиной роста российского экспорта стало повышение мировых цен. В перспективе рост мирового спроса на нефть позволяет России сохранить и даже увеличить текущие объемы нефтяного экспорта, прежде всего за счет поставок в Китай и другие страны Азии [9]. В то же время возможности развития российского нефтяного сектора будут в значительной степени зависеть от уровня мировых цен на нефть, имеющих тенденцию к уменьшению в начале 2020 года из-за конфликтов и геополитических противоречий. Положение на рынке нефти характеризуется преобладанием факторов, которые способствуют сохранению относительно низких цен на нефть.
В связи с растущим спросом на нефть страны, которые обладают большими запасами и экспортируют ее, будут наиболее заинтересованы в наращивание темпов развития этой отрасли. С развитой нефтедобычей и намного большим объемом добываемого сырья быстрыми темпами растет объем получаемой сырой нефти. А промысловые и буровые стоки являются главными источниками загрязнений. В связи с этим странам, и особенно России, как одному из ведущих экспортеров сырой нефти, следует понимать, что увеличение объёмов нефти, используемой человеком, неблагоприятно воздействует на экологию. Вредные воздействия, негативно влияющие на атмосферу, воду, почвенный покров, флору, фауну и самого человека, обусловлены высокой токсичностью добываемых углеводородов, а также разнообразными химическими веществами, которые используются в технологических операциях.
Таблица 1
Объём истоимость нефти за 2016, 2017, 2018 иIIIIII кварталы 2019 годов [7]
2016 г. 2017 г. 2018 г. |
Сырая нефть |
|||||
Всего |
в том числе: |
|||||
в страны дальнего зарубежья |
в страны СНГ |
|||||
количество, млн тонн |
стоимость, млн долларов |
количество, млн тонн |
стоимость, млн долларов |
количество, млн тонн |
стоимость, млн долларов |
|
254,9 |
73712,6 |
236,3 |
69651,9 |
18,6 |
4060,7 |
|
252,8 |
93377,2 |
234,7 |
88076,6 |
18,1 |
5300,6 |
|
260,6 |
129201,4 |
242,1 |
122325,7 |
18,5 |
6875,6 |
|
2016 год |
||||||
I квартал 2016 г. |
62,0 |
14093,6 |
56,1 |
13076,8 |
5,9 |
1016,8 |
II квартал 2016 г. |
65,8 |
18835,7 |
59,8 |
17372,5 |
6,0 |
1463,2 |
III квартал 2016 г. |
62,0 |
19276,8 |
58,5 |
18479,7 |
3,5 |
797,1 |
IV квартал 2016 г. |
65,0 |
21506,5 |
61,9 |
20723,0 |
3,1 |
783,5 |
2017 год |
||||||
I квартал 2017 г. |
62,6 |
23264,9 |
58,5 |
22107,4 |
4,0 |
1157,5 |
II квартал 2017 г. |
64,9 |
22666,4 |
59,9 |
21350,8 |
5,0 |
1315,6 |
III квартал 2017 г. |
63,6 |
22363,7 |
59,1 |
21077,1 |
4,5 |
1286,6 |
IV квартал 2017 г. |
61,7 |
25082,1 |
57,1 |
23541,3 |
4,5 |
1540,8 |
2018 год |
||||||
I квартал 2018 г. |
61,8 |
28280,6 |
57,2 |
26659,2 |
4,6 |
1621,4 |
II квартал 2018 г. |
64,6 |
32142,2 |
60,0 |
30307,3 |
4,6 |
1834,9 |
III квартал 2018 г. |
64,8 |
33809,0 |
60,3 |
32004,6 |
4,5 |
1804,4 |
IV квартал 2018 г. |
69,3 |
34969,5 |
64,6 |
33354,6 |
4,7 |
1614,8 |
2019 год |
||||||
I квартал 2019 г. |
66,9 |
29615,8 |
62,4 |
27961,0 |
4,5 |
1654,8 |
II квартал 2019 г. |
61,5 |
30051,8 |
57,3 |
28410,4 |
4,2 |
1641,4 |
III квартал 2019 г. |
70,2 |
31215,0 |
65,0 |
29443,6 |
5,2 |
1771,5 |
Таблица 2
Процентное изменение объемов истоимость сырой нефти за 2016, 2017, 2018 иI II III кварталы 2019 годов [5]
в % к соответствующему периоду предыдущего года |
||||||
Всего |
в том числе: |
|||||
в страны дальнего зарубежья |
в страны СНГ |
|||||
количество |
стоимость |
количество |
стоимость |
количество |
стоимость |
|
2016 г. |
104,2 |
82,3 |
106,6 |
83,0 |
81,2 |
72,2 |
2017 г. |
99,2 |
126,7 |
99,3 |
126,5 |
97,6 |
130,5 |
2018 г. |
103,1 |
138,4 |
103,2 |
138,9 |
101,8 |
129,7 |
2016 год |
||||||
I квартал 2016 г. |
104,4 |
62,0 |
104,6 |
61,3 |
102,9 |
72,7 |
II квартал 2016 г. |
107,6 |
74,2 |
107,6 |
73,4 |
107,6 |
85,0 |
III квартал 2016 г. |
104,5 |
89,8 |
109,1 |
91,7 |
61,6 |
61,0 |
IV квартал 2016 г. |
100,7 |
107,6 |
105,3 |
110,3 |
53,8 |
65,6 |
2017 год |
||||||
I квартал 2017 г. |
101,0 |
165,1 |
104,4 |
169,1 |
69,0 |
113,8 |
II квартал 2017 г. |
98,6 |
120,3 |
100,2 |
122,9 |
83,4 |
89,9 |
III квартал 2017 г. |
102,5 |
116,0 |
101,0 |
114,1 |
127,2 |
161,4 |
IV квартал 2017 г. |
94,8 |
116,6 |
92,2 |
113,6 |
145,5 |
196,7 |
2018 год |
||||||
I квартал 2018 г. |
98,7 |
121,6 |
97,7 |
120,6 |
113,9 |
140,1 |
II квартал 2018 г. |
99,5 |
141,8 |
100,2 |
141,9 |
91,3 |
139,5 |
III квартал 2018 г. |
101,9 |
151,2 |
102,0 |
151,8 |
100,6 |
140,2 |
IV квартал 2018 г. |
112,5 |
139,4 |
113,1 |
141,7 |
103,8 |
104,8 |
2019 год |
||||||
I квартал 2019 г. |
108,3 |
104,7 |
109,1 |
104,9 |
98,1 |
102,1 |
II квартал 2019 г. |
95,1 |
93,5 |
95,4 |
93,7 |
91,3 |
89,5 |
III квартал 2019 г. |
108,3 |
92,3 |
107,9 |
92,0 |
114,0 |
98,2 |
Таблица 3
Средние экспортные цены, долларов за баррель сырой нефти за 2016, 2017, 2018 иIIIIII кварталы 2019 годов [9]
Средние экспортные цены, долларов за баррель |
|||
Всего |
в том числе: |
||
в страны дальнего зарубежья |
в страны СНГ |
||
2016 г. |
39,56 |
40,32 |
29,91 |
2017 г. |
50,53 |
51,35 |
39,98 |
2018 г. |
67,83 |
69,12 |
50,95 |
2016 год |
|||
I квартал 2016 г. |
31,12 |
31,90 |
23,70 |
II квартал 2016 г. |
39,14 |
39,74 |
33,16 |
III квартал 2016 г. |
42,50 |
43,22 |
30,74 |
IV квартал 2016 г. |
45,23 |
45,78 |
34,34 |
2017 год |
|||
I квартал 2017 г. |
50,84 |
51,65 |
39,11 |
II квартал 2017 г. |
47,75 |
48,76 |
35,76 |
III квартал 2017 г. |
48,10 |
48,79 |
39,01 |
IV квартал 2017 г. |
55,65 |
56,39 |
46,42 |
2018 год |
|||
I квартал 2018 г. |
62,60 |
63,77 |
48,09 |
II квартал 2018 г. |
68,05 |
69,08 |
54,63 |
III квартал 2018 г. |
71,36 |
72,64 |
54,37 |
IV квартал 2018 г. |
69,00 |
70,62 |
46,86 |
2019 год |
|||
I квартал 2019 г. |
60,53 |
61,29 |
50,01 |
II квартал 2019 г. |
66,89 |
67,87 |
53,52 |
III квартал 2019 г. |
60,84 |
61,96 |
46,81 |
Литература:
- Артеменко Д. А., Челышева Э. А. Совершенствование методов и инструментов налогового регулирования природопользования в современных условиях // Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития. М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2020. С. 686–690.
- Бушуев В. В., Куричев Н. К., Громов А. И. Энергетическая стратегия — 2050: методология, вызовы, возможности // ЭСКО. Энергетика и промышленность. 2019. № 6. С. 14–19.
- Конторович А. Э., Эдер Л. В., Филимонова И. В. Состояние и прогноз развития нефтегазового комплекса (добыча, переработка, транспорт) // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2018 № 5. С. 51–61.
- Надырова Г. Р. Влияние уровня налоговой нагрузки на эффективность компании в нефтяной отрасли по странам (в России, Канаде, Мексике, США и Норвегии] // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2020. № 5–1. С. 150–154.
- Конторович А. Э., Эдер Л. В. Новая парадигма стратегии развития сырьевой базы нефтедобывающей промышленности Российской Федерации // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2020. № 5. С. 8–17.
- Эдер Л. В., Филимонова И. В., Немов В. Ю., Проворная И. В. Современное состояние и основные тенденции развития нефтяной промышленности // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2019. № 3. С. 40–51.
- Эдер Л. В., Филимонова И. В., Немов В. Ю. Современное состояние нефтяной промышленности России // Бурение и нефть. -2020. № 5. С. 8–13.
- Эдер Л. В., Филимонова И. В., Мочалов Р. А. Эффективность бизнес-стратегий российских нефтегазовых компаний // Бурение и нефть. 2019. № 3. С. 3–10.
- Энергетическая стратегия России на период до 2035 года [Электронный ресурс]. М., 2019. 263 с.