В марте 2020 года руководитель Всемирной организации здравоохранения Теодор Гебрейесус объявил о том, что распространение короновирусной инфекции достигло масштабов мировой пандемии [1].
Множественные изоляционные и запретительные нововведения карантинного периода, принятые почти одновременно во многих странах, привели в конечном итоге к серьезным негативным последствиям в мировой экономике.
Больше, чем другие сектора экономики, пострадала, сфера услуг: торговля, туризм, музеи и кино, фитнес-индустрия и т. п. Но и компании промышленных секторов экономики также ощутили на себе негативное влияние от массового закрытия границ, прекращения железнодорожных и авиационных перевозок.
Для участников внешнеэкономической деятельности, выполняющих экспортно-импортные операции на мировых рынках энергетических ресурсов, этот период стал весьма сложным. Помимо форс-мажорных обстоятельств по закрытию границ и разрыву наработанных логистических цепочек, существенную тревогу вызвали хаотичные скачки валют и неповоротливость банковских структур на финансовом рынке.
По заявлению руководителя Федеральной таможенной службы Владимира Булавина, озвученному в сентябре 2020 года, внешнеторговый товарооборот в России в январе — августе 2020 года упал на 16 %, причем если импорт потерял только 7 %, то экспорт снизился сразу на 23 %. Также Владимир Булавин пояснил, что ФТС ожидает значительных корректировок прогнозных параметров от таможенных поступлений [2].
Ранее ФТС сообщала, что экспорт товаров из РФ за I полугодие 2020 года составлял 161 миллиард долларов США (-22,5 % в годовом выражении), импорт — 106,9 миллиарда долларов США. (-6,8 %), а в целом внешнеторговый оборот РФ за январь — июнь 2020 года снижался на 17 % — до $268 миллиардов долларов США [3].
Вместе с тем многие участники ВЭД полагают что не все так плохо, и что многим секторам рано или поздно удастся приспособиться к новым реалиям. В целом поддерживает эту оптимистическую позицию и Минэкономразвития РФ. В Министерстве полагают, что снижение экспорта и импорта ограничится этим годом и окажется меньше прогнозируемого. По базовому варианту обновленного прогноза социально-экономического развития РФ до 2023 года от МЭР, экспорт товаров из РФ в 2020 году сократится на 23,5 % вместо 36 %, прогнозируемых в мае, импорт — на 7,6 % вместо 21,3 %, а в 2021–2023 годах вновь начнет расти [4].
В целом на мировом угольном рынке вследствие пандемии коронавируса наблюдаются негативные тенденции. Прежде всего это касается падения ценовых показателей, которые в среднем по рынку упали почти на четверть. Наиболее показательная, в этом отношении, ситуация на рынке Европы, где достигнут рекордный минимум за последние 17 лет — 37 долларов за тонну угля. Генерация электроэнергии за счет сжигания угля в европейских странах находится практически под запретом современных представлений об охране окружающей среды, а помимо этого сталкивается с жесточайшей конкуренцией со стороны газовых электростанций, использующих также резко подешевевший газ [5].
Снижение угольного импорта наблюдается также и в Азии, вследствие ощутимого падения промышленного производства в странах региона. Данная тенденция наблюдается в Южной Корее и Японии. Так, в Японии импорт энергетического угля в первом квартале 2020 года упал примерно на 2,7 % по сравнению с тем же периодом прошлого года до уровня менее 29 миллионов тонн [6].
Данные негативные тенденции оказали влияние и на российских угольных экспортеров. За период январь — апрель 2020 года российский угольный экспорт снизился на 12 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Но российские угольщики быстро адаптируются к негативным явлениям мирового угольного рынка. Причем, следует отметить, что среди северо-западных портов, через которые ведут отгрузку своей продукции российские экспортеры, объемы отгрузки через порты Латвии были снижены практически в 3 раза, в то время как российские порты потеряли только 6 % своих традиционных объемов. А порт в Усть-Луге даже несколько нарастил объемы обработки угольной продукции, так как некоторые рынки продолжают демонстрировать устойчивый спрос на российский уголь [7].
Что касается южных портов России, то они демонстрируют положительную динамику по отгрузке угольной продукции, увеличение составляет порядка 14 % к прошлогодним объемам экспорта. Во многом это увеличение было сформировано за счет привлечения грузов в порт Тамань. Также не сбавляют своих темпов по обработке экспортных угольных объемов порты Дальнего Востока, так как при небольшом снижении экспорта в Японию, наращивают объемы Вьетнам и Индия [8].
Российских экспортеров угля порадовало сообщение о том, что Индия, судя по всему, решает сделать ставку на российский уголь. В середине августа 2020 года замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский объявил на заседании рабочей группы Госсовета, что Индия планирует начать покупки практически всех экспортных объемов российского коксующего угля и антрацита. Было объявлено, что Москва и Дели обсуждают поставки до 40 миллионов тонн угольного сырья в год стоимостью около 4,5 миллиардов долларов США по текущим ценам [9].
С индийской стороны переговоры по этим планируемым масштабным закупкам ведет Министерство сталелитейной промышленности Индии. Его представители полагают, что российские угольные поставки будут вполне конкурентоспособными с углями из Австралии. Дело в том, что у Индии большие планы по наращиванию производства стали, но нет своего коксующегося угля.
По логистическим соображениям среди российских экспортеров будущие поставки в Индию могут быть наиболее интересны «Сибантрациту» и «Колмару». «Сибантрацит» стабильно наращивает поставки в Индию, в том числе за счет выпуска новых, востребованных видов продукции, и планирует развивать это направление. «Колмар» ведет активные переговоры с индийскими компаниями и делает спотовые поставки продукции для тестирования на металлургических заводах. Перспективные отгрузки в Индию «Колмар» планирует осуществлять посредством загрузки крупнотоннажных судов в собственном порту Ванино.
Сейчас индийский рынок уступает китайскому в емкости, но, по оценкам Fitch, к 2025 году страна сместит Китай с позиции крупнейшего потребителя коксующегося угля в мире. Переговоры между Россией и Индией об увеличении экспорта и совместной реализации угольных проектов проходили в течение всего 2019 года. «Evraz», «Колмар», «Мечел» отправляли пробные партии угля в Индию. В июне сообщалось, что со стороны Индии в переговорах участвуют крупнейшие в мире металлургические компании «ArcelorMittal», «Steel Authority of India Limited» и «Torrent Power» [10].
Если договоренности будут достигнуты, то Индия может стать ведущим рынком для российских угольных экспортеров. Заявленные объемы в 40 миллионов тонн являются колоссальными и сопоставимы с общими объемами экспорта антрацита и коксующегося угля РФ в 2019 году (46 миллионов тонн). Даже если объемы закупок угля со стороны Индии по факту будут ниже заявленных 40 миллионов тонн, эти дополнительные объемы могут стать хорошим драйвером роста добычи для российских угольных компаний, особенно в условиях падения спроса на уголь на Европейском рынке.
В заключении следует упомянуть, что существенного ужесточения экологических норм в Индии в ближайшие годы не ожидается, что будет благоприятствовать не только масштабному использования недорогого местного угля, но и расширению импорта качественной угольной продукции. Правительством страны уже объявлено о значительных инвестициях в энергетические и транспортные мощности национального угольного кластера, для вывода сферы угольного снабжения на новый уровень [11].
Литература:
- Сайт Всемирной организации здравоохранения. Европейское региональное бюро. 12.03.2020.https://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-emergencies/pages/news/news/2020/03/who-announces-covid-19-outbreak-a-pandemic
- Информационное агентство «ТАСС». 07.09.2020. Внешнеторговый товарооборот в России за восемь месяцев упал на 16 %. https://tass.ru/ekonomika/9386597
- Сайт Федеральной таможенной службы. 7 сентября 2020. Пресс-служба. Актуально. https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/249536
- Сайт Министерства экономического развития РФ. Портал внешнеэкономической информации. 14.09.2020. МЭР внесло в кабмин обновленный прогноз социально-экономического развития России. http://www.ved.gov.ru/news/27693.html
- Интернет-портал «Рамблер/финансы». 02.06.2020. Пандемия коронавируса изменила рынок угледобычи. https://finance.rambler.ru/markets/44283470-pandemiya-koronavirusa-izmenila-rynok-ugledobychi/
- Информационное агентство «РЖД-партнер.ру». Логистика. Новости. https://www.rzd-partner.ru/logistics/news/pandemiya-koronavirusa-izmenila-rynok-ugledobychi/
- Сайт компании «Новотранс». Морские порты. Компания «Усть-Луга». https://novotrans.com/морские-порты/ust-luga-comp/
- Интернет-портал «Яндекс». Кто станет следующим Китаем — Индия или Вьетнам. https://zen.yandex.ru/media/id/5ca9e1225db8e800b2928464/kto-stanet-sleduiuscim-kitaem-indiia-ili-vetnam-5ca9eb1b6b620c00b3e39a71
- Газета «Коммерсантъ» № 151/П от 24.08.2020, стр. 1. https://www.kommersant.ru/doc/4465798
- Газета «Коммерсантъ» № 151/П от 24.08.2020, стр. 1. https://www.kommersant.ru/doc/4465798
- Кондратьев В. Б. Глобальный рынок угля. Журнал «Промышленность», № 2 (132) за 2017 год. https://cyberleninka.ru/article/n/globalnyy-rynok-uglya