Тенденция развития рынка интернет-рекламы в Беларуси | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 20.01.2016

Статья просмотрена: 1042 раза

Библиографическое описание:

Шумаков, Н. В. Тенденция развития рынка интернет-рекламы в Беларуси / Н. В. Шумаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 644-647. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25354/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

Рынок рекламы в Республике Беларусь достаточно молод. Менее чем 10 лет назад начали появляться конкурентоспособные компании, и рынок рекламных услуг начал постепенно формироваться. Компании стали брать пример у зарубежных коллег и расти в профессиональном плане.

Проникновение интернета в Беларуси составляет 68 % для аудитории в возрасте от 15 до 74 лет. Все заметнее становится смещение аудитории в пользу мобильного интернета — доля non-PC трафика в декабре 2014 г. составила 7,87 %, что на 43 % больше, чем год назад (Gemius SA) [1]. Примечание: для исследования использовались данные 2014 года, так как еще нет актуальных данных за 2015 год.

По статистике крупнейших и некоторых специализированных площадок доля мобильного трафика достигает 30–40 % от общего объема [1]. Инвестиции в белорусскую интернет-рекламу на одного пользователя год от года растут, однако пока они очень малы по сравнению с другими европейскими странами. В 2014 г. этот показатель для Беларуси составил $4,0 [1]. Для сравнения, в России, даже в период кризиса, этот показатель составляет $36,2 [1]. Таким образом, медиаканал остается недооцененным, при том, что в Беларуси довольно высокий уровень проникновения интернета.

По экспертной оценке Vondel Media в 2015 году в Беларуси прогнозируется падение общего объёма медиа инвестиций на 19 % [1]. Однако на фоне отрицательной динамики интернет, единственный среди других медиаканалов, сохранит положительные темпы роста и к 2016–2017 гг. займёт четверть рынка.

Подробнее прогнозируемая динамика развития интернет рекламы до 2017 года представлена на рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Динамика объема инвестиции в интернет-рекламу в Беларуси, млн. $ [1]

Рис. 2. Доля инвестиций в интернет-рекламу от общего объема рекламного рынка Беларуси [1]

 

За 2014 г. белорусская онлайн-аудитория выросла на 3,3 % и в декабре согласно данным gemius Audience было зафиксировано максимальное количество белорусских интернет-пользователей — 5004128 человек, 83 % которых посещает интернет каждый день [2].

По итогам 2014 года Беларусь заняла третье место в Европе по темпам роста рынка интернет-рекламы.

Максимальный рост рынка интернет-рекламы в 2014 году наблюдался в следующих странах:

        Словения — 43,1 %;

        Ирландия — 28 %;

        Беларусь — 32,8 %;

Подробнее статистика роста интернет рекламы за 2014 год среди европейских стран представленная на рисунке 3.

Рис. 3. Темп роста интернет рекламы за 2014 год среди европейских стран [2]

 

Значительные события для агентств, предлагающих услуги интернет-рекламы, произошли в 2015 году.

Была образована первая Белорусская Ассоциация интерактивной рекламы (IAB Belarus), она является некоммерческой организацией, цель которой — развитие отрасли посредством интеграции отечественного рынка в мировой и создания благоприятных условий для сотрудничества участников сегмента.

Одним из первых достижений IAB Belarus стало включение Беларуси в ежегодное исследование AdEx Benchmark Survey. Именно по этому исследованию в 2014 году Беларусь заняла третье место в Европе по темпам роста рынка интернет-рекламы, как было описано выше. IAB Belarus входит в международную сеть ассоциаций The Interactive Advertising Bureau (IAB), отделения которой работают в 41 стране на 5 континентах. Ежегодно бюро проводит до 200 отраслевых мероприятий и выпускает более 50 исследований и аналитических отчетов, а также занимается формированием стандартов и руководств по всем форматам и бизнес-моделям интерактивной рекламы.

Google открыл свое представительство в Беларуси и первым проектом, который был запущен, стала программа Google Partners. Google Partners — это бесплатная платформа, которая поможет компаниям и агентствам развивать бизнес онлайн.

Google Partners предлагает помощь в обучении новым технологиям онлайн-продвижения, поиске потенциальных клиентов по всему миру, предоставляет специальные рекламные предложения AdWords. Кроме того, участвуя в данной программе, компания может получить статус Партнёра Google, что даст возможность увеличить прибыль, расширить перечень услуг и выделить свой продукт на рынке.

Сегодня всего 16 % белорусских компаний имеют свой веб-сайт, по сравнению с 68 % в регионе Центральной и Восточной Европы. При этом по данным Boston Consulting Group малый и средний бизнес растет до четырех раз быстрее посредством интернета [3].

Интернет позволяет бизнесу мыслить и действовать глобально. В Беларуси есть примеры таких компаний, которые хотят развиваться не только локально и имеют большие возможности для роста. Новая программа Google помогает агентствам выступить в качестве партнера и консультанта для всех участников белорусского рекламного рынка, помочь привлечь новых клиентов как в Байнете, так и за рубежом.

Так же в начале 2016 года Google запускает обучающую программу для студентов «The Graduate» Программа рассчитана на три месяца. Обучение происходит под руководством сотрудников Google и Сертифицированных тренеров Google. После завершения программы лучшие выпускники получат возможность пройти стажировку в одной из ведущих IT-компаний или рекламном агентстве Беларуси. Таким образом программа Google готовит квалифицированные кадры для начала работы в сфере интернет-рекламы, чем помогает растущему рынку интернет-рекламы и рекламным агентствам.

Самой важной новостью в связи с открытием представительства Google стало объявила о запуске «YouTube Беларусь» — локализованной версии популярной видеоплатформы, которая позволит белорусским интернет-пользователям общаться, создавать видео и делиться им на домене youtube.by, ведь белорусы уже давно смотрят и загружают видео на глобальном домене youtube.com, создают собственный видеоконтент.

По данным исследовательской компании TNS, охват YouTube в Беларуси составляет 64 % интернет-пользователей старше 18 лет. Каждый третий смотрит онлайн-видео так же часто, как и ТВ, а 27 % заходят на платформу ежедневно [4].

Наиболее популярные категории контента для белорусского пользователя YouTube: музыка, комедийные шоу, детский контент, любительское видео, обучающие видеоинструкции, а основными мотивами для просмотра являются возможности узнать что-то новое, найти информацию и приятно провести время.

Теперь любой белорус, который создает оригинальный контент, может стать участником Партнерской программы YouTube и активировать монетизацию.

Важность запуска YouTube на локальном рынке в первую очередь определяется запуском локального домена — стал доступен YouTube.by, до этого из Беларуси был доступен только YouTube.com. Здесь пользователи могут видеть рекомендуемый локальный контент — то есть тот контент, который смотрят другие белорусы. На YouTube.com они видели большинство американских «рекомендаций». Сейчас для пользователей начнут работать более интересные и актуальные рекомендации локального контента.

Рекламодатели — не важно, белорусские или глобальные — теперь могут покупать рекламу и идти именно на белорусский рынок. До этого, если они покупали рекламу на YouTube, они могли таргетировать ее только на те локальные рынки, которые уже были запущены.

Правообладатели из Беларуси теперь смогут стать официальными партнерами YouTube, а значит, смогут зарабатывать на своем контенте благодаря рекламе, размещенной на канале. Причем это касается как крупных правообладателей, так и блогеров.

Партнерская программа предназначена для всех производителей контента в Беларуси. О том, что изменится в Беларуси, мы можем предположить по примеру других рынков.

Контента станет намного больше, так как авторы смогут получать доход, обучаться и улучшать свои навыки, это простимулирует их. Те авторы, которые работали на агентства в других странах, смогут перейти на рынок Беларуси. Также появятся новые авторы и рынок видеоконтента в Беларуси начнет расти.

С приходом YouTube видеоблогеры и другие креаторы получили возможность производить новый контент и окупать его производство с помощью монетизации.

Появление Youtube на локальном рынке даст сильный толчок к росту спроса на видеорекламу в интернете. Появление новых возможностей простимулирует и агентства, и клиента инвестировать в создание видеорекламы для локального рынка.

В целом можно сказать, что интернет-реклама как инструмент для рекламы показывает хорошую эффективность и в условии нестабильности рынка является лучшим выбором для проведения рекламной коммуникации.

Интернет продолжает лидировать по темпам роста среди других медиаканалов. Этому способствует большое количество факторов:

          наличие качественного аудиторного исследования;

          один из самых высоких уровней проникновения в Европе — 68 % [1] населения Беларуси в возрасте от 15 до 74 лет хотя бы один раз в месяц посещают интернет;

          широкие возможности размещения (баннерная, мобильная, видеореклама, нестандарт, спецпроекты, pr-статьи и новости), настройки таргетинга по полу, возрасту, географии, времени, интересам, ремаркетинг и т. д., возможность ограничения частоты;

          проведение обучения, конференций, семинаров и воркшопов ведущими игроками рынка.

Наиболее интенсивными темпами в 2016 году продолжит расти мобильная и онлайн-видеореклама. Благодаря активной деятельности мобильных операторов в Беларуси доступен качественный и недорогой мобильный интернет, пользование которым стимулируется активным продвижением смартфонов и планшетов. Все это обеспечивает хороший уникальный охват мобильным рекламным кампаниям, результаты которых показывают также и высокую эффективность: CTR на мобильных устройствах в 2–4 раза выше, чем на стационарных.

В развитии сегмента видеорекламы важную роль играет легализация больших массивов видеоконтента в крупнейших социальных сетях ВКонтакте и Одноклассники, а также выход на белорусский рынок локального представительства Youtube и запуск локального канала youtube.by.

Теперь онлайн-видео становится весомой альтернативой, а для некоторых возрастных групп полноценной заменой ТВ. При этом сегмент предоставляет рекламодателю широкие возможности для более точного планирования, узкой настройки и глубокого анализа проведённых рекламных кампаний.

Будет расти и контекстная, и таргетированная реклама, в первую очередь, за счёт малого и среднего бизнеса. В условиях кризиса, когда сокращаются рекламные бюджеты и приходится экономить, данный вид размещения помогает решать мелким рекламодателям поставленные перед ними маркетинговые задачи: за счёт узкого таргетинга и низкой стоимости контакта можно построить эффективную коммуникацию с «горячей» аудиторией в рамках ограниченного бюджета.

Таким образом, интернет в Беларуси имеет большой потенциал для дальнейшего развития и даже в период экономической стагнации у данного медиаканала прогнозируется значительный рост.

 

Литература:

 

  1.      Web — дайджест апрель 2015 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.webexpert.by/wp-content/uploads/2015/02/Web-daydzhest-aprel-2015.pdf Дата доступа: 8.12.2015.
  2.      Беларусь на 3-м месте по темпам роста рынка интернет-рекламы в Европе // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://marketing.by/analitika/belarus-na-3-m-meste-po-tempam-rosta-rynka-internet-reklamy-v-evrope/ Дата доступа: 8.12.2015.
  3.      Google представил в Беларуси программу Google Partners // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dev.by/lenta/main/google-predstavil-v-belarusi-programmu-google-partners Дата доступа: 8.12.2015.
  4.      Google запустила белорусскую версию YouTube // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://42.tut.by/466554 Дата доступа: 8.12.2015.
Основные термины (генерируются автоматически): Беларусь, IAB, Европа, интернет, интернет рекламы, локальный рынок, белорусский рынок, интерактивная реклама, общий объем, партнерская программа.


Задать вопрос