В статье рассматриваются социальные и экономические аспекты относительно нового способа Интернет-коммуникации — видеохостинга YouTube. Автор проводит анализ доходов граждан РФ, занимающихся деятельностью в исследуемом Интернет-сервисе, а также описывает пути развития данной системы.
Ключевые слова: доходы граждан, средства массовой информации, информационные технологии, налоговый контроль
Современное общество в настоящей его форме невозможно без существования связующего коммуникационного элемента между его структурными единицами — средств массовой информации. Либеральным, интерактивным средством масс-медиа, где каждый может стать автором контента, на сегодняшний день стал Интернет. В связи с развитием Интернет-пространства появилась возможность создания «персонифицированного» конкурента телевидению — видеохостинг. Он представляет собой цифровой ресурс (личный канал на каком-либо портале), позволяющий его пользователям публиковать и делиться со всем миром информацией в формате видео. Одним из первых и самым массовым на данный момент является видеохостинг YouTube, основанный в феврале 2005 года бывшими работниками электронной системы платежей PayPal Стивом Ченом, Чадом Херли и Джаведом Каримом. 13 ноября 2006 года видеохостинг был куплен корпорацией Google за 1,65 миллиарда долларов США [1].
Подобно телевидению, основной формой получения дохода на YouTube стала реклама: изначально в виде рекламных видеороликов, а затем и в форме встроенной контекстной рекламы. Так, первым успешным рекламным видеороликом на видеохостинге стала реклама компании по производству спортивной одежды Nike. С появлением 13 ноября 2007 года локальной версии YouTube на русском языке тема получения дохода от деятельности на данном Интернет-ресурсе стала приобретать свою значимость и в России.
В связи с возрастающим охватом аудитории рассматриваемого ресурса, нарастанием его социально-культурной значимости, стоит отметить актуальность данного научного направления. В периоды экономического упадка (в т. ч. в России) люди все активнее прибегают к извлечению альтернативного дохода, не попадающего под налогообложение государства, а, как будет описано далее, доход на видеохостинге YouTube не облагается подоходным налогом в России.
Для дальнейшего понимания исследуемого явления стоит обозначить принципы работы сервиса YouTube. Видеофайлы, выложенные в доступ на хостинге, может просматривать любой человек, даже не зарегистрированный в системе, однако, чтобы получить возможность публиковать собственные видеоролики и оставлять комментарии к видео, пользователю нужно пройти бесплатную авторизацию на ресурсе. Вместе с авторизацией пользователь получает свою собственную страницу-канал, схожий по своему действию с каналами на телевидении, на котором формируется со временем своя собственная аудитория — подписчики.
На данный момент на исследуемом ресурсе существует два основных вида заработка:
1) Получение дохода с помощью встроенной контекстной рекламы (в состоянии партнерства с YouTube или сторонними программами);
2) Получение дохода с помощью привлечения сторонних рекламодателей.
В текущем исследовании рассматривается первый вид получения дохода, так как второй вид индивидуален и требует непосредственного опроса каждого пользователя-создателя контента YouTube, что значительно затрудняет получение исходных статистических данных.
Система партнерства, введенная Google в мае 2007 года [2], состоит в том, что пользователям ресурса предоставляется возможность монетизировать свой видеоконтент (извлекать доход из него), происходит это в следующем порядке:
- Персонал сервиса ищет рекламодателей;
- Подбирается реклама, тематически подходящая под контент пользователя;
- Подобранная реклама визуализируется при просмотре видеоролика пользователя в форме встроенных баннеров или рекламных видеовставок;
- Пользователь получает процент дохода от выплат рекламодателя.
Существуют также официальные сторонние партнерские программы, которые связаны с YouTube, но находят рекламодателей собственными силами и, следовательно, получают собственную выручку. Алгоритм получения дохода пользователя YouTube с помощью таких программ аналогичен сотрудничеству с партнерской программой YouTube, но каждая сторонняя программа предлагает свои условия оплаты, размеры дохода и бонусы. Стоит отметить, что партнером сервиса YouTube может стать не каждый участник видеохостинга. Пользователь должен пройти авторизацию своих паспортных данных, а его канал должен содержать оригинальный и качественный контент, не противоречащий законодательству и не нарушающий авторские права других пользователей ресурса [3].
Согласно данным, опубликованным Международным союзом электросвязи (ITU) к концу 2016 года количество пользователей сети Интернет составило 47,1 % населения земного шара, что равняется примерно 3,53 млрд человек [4]. В России количество людей, подключенных к Интернету составило в этом же году порядка 84 млн человек [5]. Исходя из исследований аналитического агентства Mediascope, ежемесячная аудитория сети YouTube в России в январе 2017 составила около 44,25 млн человек [6]. Из такого охвата аудитории можно сделать вывод, что ресурс имеет значительное влияние на общественную жизнь граждан страны почти наравне с телевидением.
Можно сделать предположение, что размер доходности канала YouTube зависит от количества просмотров видео на нем. Для проверки предположения (рис. 1) на основе рейтинга 500 самых просматриваемых каналов YouTube за февраль-март 2017 года, представленного компанией SocialBlade, сертифицированной YouTube и занимающейся статистикой социальных сетей, было отобрано путем механической выборки 50 каналов и собрана информация об их доходах [7].
Рис. 1. Данные о количестве просмотров и размере дохода каналов на портале Youtube за февраль-март 2017 года
Как видно из графика, зависимость между количеством просмотров видео на канале и доходом действительно существует. Почти идеально связь аппроксимируется линейной функцией:
(1)
Полученные с помощью корреляционно-регрессионного анализа параметры статистически значимы на уровне вероятности p=0,99:
– a0=0,512 и a1=0,245 значимы, т. к. tрасч а0,1>tтабл (4,25>2,68 и 330,97>2,68 соответственно);
– уравнение регрессии в целом адекватно, т. к. Fрасч> Fтабл (110535,76>7,19);
– коэффициент корреляции, равный 0,9998, значим, т. к. tрасч.корр>tтабл (332,47>2,68).
Таким образом, из полученного значения коэффициента регрессии можно сделать вывод, что каждый миллион просмотров на канале в среднем приносит 245 долларов в месяц. Найденный коэффициент корреляции говорит о почти функциональной связи между рассматриваемыми факторами.
Далее в исследовании данная генеральная совокупность была разбита на 5 групп в зависимости от количества просмотров на канале. Также было найдено количество российских рейтинговых каналов среди мировых, найдено общее количество просмотров по группам и в совокупности, общий доход по группам и в совокупности и средний доход на один канал. Данные представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Доходы рейтинговых каналов пользователей YouTube за февраль-март 2017 года вмире иРоссии
Просмотры на одном канале, млн штук |
Количество каналов |
Общее количество просмотров, млн штук |
Общий доход, тыс. дол. |
Средний доход на один канал, тыс. дол. |
||||||
Мир |
РФ |
% РФ от мировых |
Мир |
РФ |
% РФ от мировых |
Мир |
РФ |
Мир |
РФ |
|
менее 100 |
272 |
13 |
4,78 % |
20217 |
1062 |
5,25 % |
4953,17 |
260,19 |
18,21 |
20,01 |
100–150 |
111 |
5 |
4,50 % |
13728 |
611 |
4,45 % |
3363,36 |
149,70 |
30,30 |
29,94 |
150–200 |
47 |
2 |
4,26 % |
8208 |
359 |
4,37 % |
2010,96 |
87,96 |
42,79 |
43,98 |
200–250 |
26 |
1 |
3,85 % |
8208 |
235 |
2,86 % |
2010,96 |
57,58 |
77,34 |
57,58 |
более 250 |
44 |
2 |
4,55 % |
23021 |
585 |
2,54 % |
5640,15 |
143,33 |
128,19 |
71,66 |
Итого |
500 |
23 |
4,60 % |
73382 |
2852 |
3,89 % |
17978,59 |
698,74 |
- |
- |
Среднее |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
35,96 |
30,38 |
Доля ежемесячных просмотров российских рейтинговых каналов от мировых составляет 3,89 %, что принесло владельцам доход в рассматриваемом периоде 698,74 тысяч долларов США. По количеству каналов доля рынка рейтинговых каналов РФ в мировом масштабе невысока и составляет 4,6 %. Стоит отметить, что в общей информационной сводке по странам за март 2017 года, опубликованной официальной партнерской медиа-сетью YouTube VSP Group, доля просмотров всех видеоканалов российского сектора составляет 3,50 % от мировых или 6 миллиардов просмотров [8]. Количество российских каналов на YouTube составляет 362 тысячи. На основе оценок средней стоимости одного миллиона просмотров и их общего количество за месяц можно рассчитать примерный совокупный доход российского рынка YouTube за март 2017 года — 1,47 млн долларов США. Следовательно, доля доходов 23 самых просматриваемых российских каналов в российском секторе YouTube составляет 47,53 %. Таким образом, если поделить совокупный доход российского рынка YouTube за месяц на количество всех каналов, то среднемесячный доход граждан, ведущих развлекательную и информационную деятельность на YouTube за март 2017 года составит 4,06 доллара.
Из проведенных расчетов видно, что проблемой достаточно молодого рынка YouTube в России является сильная неравномерность доходов. Почти 50 % всех доходов получают только самые рейтинговые каналы, из-за этого факта удельная прибыль пользователя достаточно мала. Данный недостаток обусловлен пока еще низкой освоенностью рынка. Хотя на видеохостинге, в частности, в российском секторе, представлено достаточно большое количество пользователей, многим не хватает профессионализма для дальнейшего успешного продвижения своей деятельности.
Однако стоить упомянуть, что видеохостинг развивается очень быстрыми темпами: так, по сравнению с 2014 годом, в 2015 году ежедневная посещаемость ресурса увеличилась на 40 % [9]. Государство также пытается освоить этот рынок, предвидя потенциальные денежные и информационные выгоды, но главной проблемой монетизации сервиса YouTube государством является невозможность сбора налогов на данном этапе организации контроля: доходы российских граждан от деятельности в Интернете трудно отслеживать в силу отсутствия у государства должных инструментов контроля.
На сегодняшний день среди мягких мер правительства Российской Федерации по получению прибыли на исследуемом ресурсе стоит выделить появление YouTube-аналогов государственных телеканалов, например, «Первого канала», «России-1». Среди жестких мер следует подчеркнуть принятие Федерального закона № 97-ФЗ от 5.05.14 г. «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, который обязывает пользователей социальных сетей, в том числе YouTube, с аудиторией более 3000 человек регистрироваться как “распространители информации” в Роскомнадзоре и в дальнейшем строго следить за собственной публикуемой информацией, исключая распространение экстремистских материалов и сведений о чьей-либо частной жизни, а также платить налоги с рекламы, что приравнивает блогеров к СМИ [10]. Однако из-за несовершенства средств государственного контроля в Интернете, выполнение требований этого закона реально почти никак не контролируется. Также после появления в 2012 году в России реестров запрещенных сайтов Роскомнадзор не раз блокировал YouTube для доступа российских граждан по причине присутствия там экстремистской информации и “пиратства” (случаев нарушения авторского права), однако обычно доступ к ресурсу быстро восстанавливался, и ситуация называлась Роскомнадзором “технической ошибкой” [11]. В настоящее время государство по причине неспособности разработки эффективных инструментов контроля лишь тормозит развитие видеохостинга в России. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман писал: «Опасность заключается не только в том, что политическое сопротивление блокирует переход к свободному рынку, но и в том, что сами меры по преодолению такого сопротивления могут помешать реализации преимуществ либерализации» [12].
Для успешного будущего использования YouTube в своих целях государству желательно наладить партнерские отношения с Google Inc. Оптимальным будет вариант создания государственной партнерской программы YouTube с собственными расценками и льготами, которые будут адаптированы для граждан страны. Это также позволит собрать сведения для определения налогооблагаемой базы в данном секторе, а также позволит контролировать уплату налогов. Самым пессимистичным вариантом будет полная и окончательная блокировка видеохостинга, что приведет к точечному информационному «занавесу» между Россией и остальным миром.
Литература:
- Google To Acquire YouTube for $1.65 Billion in Stock [Электронный ресурс] // Официальные новости компании Google. URL: http://googlepress.blogspot.ru/2006/10/google-to-acquire-youtube-for-165_09.html (дата обращения: 20.03.2017).
- YouTube Launches Revenue Sharing Partners Program, but no Pre-Rolls [Электронный ресурс] // Новостной портал TechCrunch. URL: https://techcrunch.com/2007/05/04/youtube-launches-revenue-sharing-partners-program-but-no-pre-rolls/ (дата обращения: 20.03.2017).
- О партнерской программе YouTube [Электронный ресурс] // Сайт поддержки компании Google. URL: http://support.google.com/youtube/answer/72851?hl=ru (дата обращения: 20.03.2017).
- Пресс-релиз: МСЭ обнародовал ежегодные глобальные данные по ИКТ и рейтинг стран по Индексу развития ИКТ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Международного союза электросвязи. URL: http://www.itu.int/ru/mediacentre/Pages/2016-PR53.aspx (дата обращения: 22.03.2017).
- Исследование GfK: Тенденции развития Интернет-аудитории в России [Электронный ресурс] // Информационное агентство GfK. URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/ (дата обращения: 20.03.2017).
- Отчеты по проекту Web Index [Электронный ресурс] // Аналитическое агентство Mediascope. URL: http://mediascope.net/services/media/media-audience/internet/information/ (дата обращения: 20.03.2017).
- Top 500 youtubers in the past 30 days [Электронный ресурс] // Статистическое агентство Socialblade. URL: https://socialblade.com/youtube/top/50030d/mostviewed (дата обращения: 20.03.2017).
- Cтатистическая сводка данных YouTube по странам [Электронный ресурс] // Статистическое агенство VSP Stats. URL: http://vspstats.com/ru/statistics/summary/countries (дата обращения: 20.03.2017).
- Статистика YouTube для прессы [Электронный ресурс] // Видеохостинг YouTube. URL: https://www.youtube.com/yt/press/ru/statistics.html (дата обращения: 20.03.2017).
- Федеральный закон от 05.05.2014 N 97-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» // СПС КонсультантПлюс
- Роскомнадзор впервые всерьез заблокировал YouTube [Электронный ресурс] // CNews — издание в сфере высоких технологий. URL: http://www.cnews.ru/news/top/roskomnadzor_vpervye_vserez_zablokiroval (дата обращения: 20.03.2017).
- Фридман М. Рынок как средство развития общества // Cato Journal. Vol. 8. — 1989. — № 3. — С. 567–579.