Анализ уровня конкурентоспособности китайских товаров на российском рынке
Авторы: Васюхин Олег Валентинович, Лу Цзяцзя
Рубрика: 11. Маркетинг, реклама и коммуникации
Опубликовано в
III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 21.10.2013
Статья просмотрена: 874 раза
Библиографическое описание:
Васюхин, О. В. Анализ уровня конкурентоспособности китайских товаров на российском рынке / О. В. Васюхин, Цзяцзя Лу. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4340/ (дата обращения: 16.12.2024).
Для исследования конкурентоспособности китайских товаров на российском рынке мною выбрана бурно развивающаяся в Китае сфера — фармацевтика, так как абсолютное большинство производственных марок китайских лекарств и товаров неизвестно для российского рынка. Китайским фармацевтическим предприятиям понадобится достаточно много времени, чтобы освоить российский рынок. [1]Например, в 2001 году Харбинская фармацевтическая корпорация зарегистрировала в России фармацевтический стандарт инъекции цефазолина и стала первым китайским фармацевтическим предприятиям, успешно зарегистрированным в России, только в начале 2011 года первая фармацевтическая фабрика, учрежденная этой корпорацией в России, начала официальное инвестирование.
Что касается качества лекарств, имеющих отношение к жизни и здоровью потребителей, гарантия качества фармацевтических товаров является социальной ответственностью каждого фармацевтического предприятия. Последним необходимо настаивать на стратегии «успеха за счет качества», ни в коем случае нельзя продвигать на российский рынок низкокачественные товары по низким ценам. В 2014 году российские фармацевтические производственные предприятия примут европейские стандарты качества. Эти факторы означают, что китайские предприятия, осваивающие российский фармацевтический рынок, должны поставить на первое место качество продукции. Гарантируя качество, они будут повышать ценностные пропорции китайских фармацевтических товаров и увеличивать конкурентоспособность на российском фармацевтическом рынке.
Самая большая и авторитетная фармацевтическая организация внутри страны по импорту и экспорту — Китайская коммерческая палата импортеров и экспортеров медицинской и полезной для здоровья продукции «CCCMHPIE» поддерживает тот факт, что Куньминская фармацевтическая компания «DIHON», фармацевтическое предприятие «Шэньвэй» и другие успешно зарегистрировали в России девять полезных для здоровья товаров. Эта коммерческая палата также проводит исследования по развитию специальных товаров, организует планы по сбыту товаров, делает запросы по стратегии развития предприятий в России, что позволяет выходить на организацию многих двусторонних международных взаимодействий, чтобы создать условия для развития торговых инвестиций фармацевтических предприятий в России.
Для оценки конкурентоспособности в данной сфере мною была предложена модифицированная методика оценки конкурентоспособности. [2]
Необходимость специального методического подхода к оценке конкурентоспособности ЛС в оптовых и розничных организациях объясняется тем, что перед этими участниками потребительского рынка стоит проблема выбора из всего ассортимента ЛС таких, которые в лучшей степени удовлетворяют конкретные потребности больных. Алгоритм оценки конкурентоспособности ЛС представлен ниже:
Рис. 1. Алгоритм оценки конкурентоспособности ЛС
Методика включает следующие этапы:
1. Изучение рынка и выбор ассортимента ЛС, удовлетворяющих определенную потребность.
Исследование начинают с выявления существующего ассортимента синонимов, аналогов, дженериков конкретного ЛС, конкурентоспособность которого необходимо определить. Для этого проводят контент-анализ Государственного реестра лекарственных средств, Регистров лекарственных средств и другой справочной литературы.
2. Выбор параметров конкурентоспособности ЛС и определение их весовых коэффициентов (методика 1). Параметры конкурентоспособности ЛС представлены ниже:
Рис. 2. Параметры конкурентоспособности ЛС
3. Определение интегральных показателей конкурентоспособности.
Интегральный показатель конкурентоспособности отражает различие сравниваемых ЛС в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителя, связанных с приобретением и использованием товара.
Определение интегрального показателя конкурентоспособности ЛС рекомендуется проводить на основании экспертных оценок выбранных параметров. С этой целью составляется анкета с ассортиментом альтернативных ЛС, в которой эксперту предлагается дать оценку каждому ЛС по всем параметрам конкурентоспособности.
Параметры ЛС оцениваются по пятибалльной шкале. Максимальный балл (5) присваивается параметру, имеющему очень хорошие характеристики и удовлетворяющему данную потребность на 100 %. Три балла присваивается параметру, имеющему удовлетворительные характеристики (наличие отдельных негативных элементов), один балл — параметру, имеющему плохие характеристики (преобладающее большинство негативных элементов).
На основании полученных экспертных оценок определяют интегральный показатель конкурентоспособности ЛС по следующему математическому алгоритму.
1. Рассчитывается потребительский индекс, который характеризует качественные признаки ЛС и по существу представляет собой коэффициент качества;
2. Далее определяют экономический индекс ЛС, который рассчитывается по той же схеме, что и потребительский индекс.
Для некоторых товаров набор экономических параметров конкурентоспособности ограничивается затратами на приобретение, поскольку расходы на эксплуатацию практически равны нулю (продукты питания, лекарственные средства и т. д.). В этом случае экономический индекс определяется упрощенно на основании цены покупки.
Для наглядности результатов полученные интегральные показатели конкурентоспособности ранжируют. Из всего анализируемого перечня альтернативных ЛС выбираются те, которые имеют высокий рейтинг и наибольшие значения интегрального показателя конкурентоспособности. Именно эти ЛС рекомендуется включать в ассортиментный портфель оптовых или розничных организаций.
Предприятия внимательно следят за ситуацией на российском рынке. В 2011 году в Китае насчитывалось 2450 предприятий, вовлеченных в торговлю между Китаем и Россией, что на 61 % больше, чем в предыдущем году, т. е. рекордно высокий уровень.
С прошлого года, под эгидой Ассоциации китайской медицины и здравоохранения прошло «Мероприятие по продвижению российской фармацевтической продукции», в ходе которого выяснилось, что все больше предприятий КНР заинтересованы в выходе на российский рынок. [3]
Россия стала главным экспортным рынком Китая в сфере фармацевтики.
Китай и Россия являются стремительно развивающимися рынками лекарственных препаратов, за их изменениями активно следит вся мировая общественность. Благодаря их взаимодополняемости, развитие фармацевтической отрасли имеет широкое пространство для сотрудничества между двумя странами. После многих лет совместной работы, рынки обеих стран приобрели зрелость, стали гораздо более открытыми, а сотрудничество между предприятиями стало теснее. В последние годы, рыночная осведомленность обеих сторон значительно возросла, большинство продукции получило соответствующие сертификаты качества.
Литература:
1. http://www.legal-way.ru/news1661.php
2. Параметры конкурентоспособности товаров
3. http://www.znaytovar.ru/s/Parametry_konkurentosposobnost.html
4. Жэньминь Жибао