Легализация параллельного импорта в России в условиях санкций 2022–2023 годов: нормативная база, проблемы, с которыми сталкивается бизнес, и возможные последствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 28.09.2023

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Анисимова, К. А. Легализация параллельного импорта в России в условиях санкций 2022–2023 годов: нормативная база, проблемы, с которыми сталкивается бизнес, и возможные последствия / К. А. Анисимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106251/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статье автор рассматривает текущую нормативную базу и сложности, связанные с параллельным импортом в условиях санкций, а также приводит примеры последствий ввоза товаров на территорию РФ посредством схемы параллельного импорта.

Ключевые слова: параллельный импорт, принципы исчерпания прав, валютный контроль, международная торговля

Международная торговля привела к возникновению крупных международных компаний, которые занимаются распространением своего товара по всему миру. Из-за различий в доходах, технических стандартах и вкусовых предпочтениях, эти компании разделяют национальные рынки на продажу своих товаров в соответствии с определенными критериями. Разделение товарных рынков приводит к появлению различного ассортимента товаров на национальных рынках, что ограничивает доступ к товарам для покупателей из разных стран. Если покупатель хочет приобрести товар, который не продается на национальном рынке, ему приходится импортировать товар из-за границы, что может нарушить права правообладателя товарного знака, который разделил товарные рынки по странам. Такой импорт называется параллельным, так как он осуществляется в разрез с основным каналом импорта.

Тема параллельного импорта стала появляться на слуху почти у каждого жителя России с марта 2022 года. Все о ней много говорят в новостях, политики, экономисты и предприниматели пытаются разобраться, что это за экономическое явление, как с ним можно работать, и какие выгоды и риски оно в себе несет.

Параллельный импорт — это ввоз товаров на территорию страны без согласия правообладателя [1, c.3]. Самым главным условием остается то, что товар должен быть оригинальным и введен в оборот на территории другой страны с разрешения правообладателя или владельца товарного знака.

Вопрос о том, может ли быть запрещен параллельный импорт, зависит от того, какой принцип исчерпания прав на интеллектуальную собственность и средства идентификации товаров применяется в стране, в которую импортируется товар. Различные страны используют различные принципы исчерпания прав, включая национальный, региональный или международный принцип, чтобы разрешить или запретить параллельный импорт.

  1. Национальный принцип [2] предполагает действие исключительного права только на территории той страны, в которой этот товар был произведен и введен в оборот правообладателем либо по его согласию. Если применяется режим национального исчерпания прав на товарный знак, то параллельный импорт запрещен, потому что права интеллектуальной собственности в таком случае рассматриваются как имеющие независимое существование на каждом национальном рынке из-за их территориальной защиты. Это означает, что, если товары вводятся в гражданский оборот на рынке одной страны, это не исчерпывает исключительное право на товарный знак на рынке другой страны.
  2. Региональный принцип исчерпания интеллектуальных прав по своему определению имеет характеристики национального, но распространяется на определенные регионы, чаще всего географические. Это могут быть группы стран, например Центральная Азия, или же зоны свободной торговли и так далее.
  3. Международный принцип исчерпания прав на товарный знак разрешает параллельный импорт и гласит, что введение товаров на рынке одной страны исчерпывает права на объект интеллектуальной собственности на рынке другой страны.

Страны выбирают принцип исчерпания прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в зависимости от того, какую защиту они хотят предоставить своим производителям. Национальный принцип исчерпания прав используется для большей защиты производителей, региональный принцип исчерпания прав — для защиты определенных объединений стран, а международный принцип исчерпания прав — для стран, ориентированных на экспорт. Каждый принцип имеет свои исключения, направленные на защиту деловой репутации правообладателя и потребителей. Параллельный импорт обычно возникает из-за различий в ценовой политике на национальных рынках или из-за отсутствия на рынке определенного товара.

Для того, чтобы понять систему параллельного импорта, обратимся к рис. 1 и 2.

Схема прямого импорта

Рис. 1. Схема прямого импорта

При прямом импорте с учетом национального и регионального принципа исчерпания интеллектуальных прав поставки оригинального товара распространяются в стране-импортере только за счет официального дистрибьютора, назначенного производителем.

При параллельном импорте же ввоз оригинального товара может осуществляться не только официальным дистрибьютором, но и другими участниками рынка.

Статья 1487 ГК РФ [3] устанавливает принцип исчерпания прав в Российской Федерации, согласно которому применяется национальный принцип исчерпания прав на товарный знак. Этот принцип позволяет свободно использовать товарный знак без необходимости получения разрешения правообладателя после введения товара в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

Схема параллельного импорта

Рис. 2. Схема параллельного импорта

До 29 марта 2022 года параллельный импорт в России считался нелегальным импортом с нарушением законодательства о защите интеллектуальных прав. Однако после вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации [4] применение статьи 1487 ГК РФ упразднилось для ряда компаний-владельцев товарных знаков, которые поименованы в перечне Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторг). В данный перечень попали торговые знаки тех компаний, которые ушли с рынка России в поддержку иностранных санкций после начала спецоперации на Украине.

Таким постановлением Правительство РФ разрешило ввоз необходимых населению страны товаров без разрешения правообладателя товарного знака. Однако, рассмотрев тщательнее структуру документа, можно обнаружить, что Россия не стала применять международный принцип исчерпания права. Другими словами, просто появился список товарных знаков, которые можно ввезти на территорию страны при соблюдении некоторых условий.

Такое положение вещей создает значительные трудности для работы компаний-импортеров. С какими проблемами сталкивается бизнес при осуществлении поставок по параллельному импорту? [5, c.10–13]

  1. Проблема поиска зарубежного поставщика, готового продать товар на территорию России.

В настоящее время множество компаний из стран Европы, Северной Америки и ряда азиатских стран предпочитают избегать взаимодействия с российскими компаниями, даже если продаваемые ими товары не подпадают под санкционные меры. Это обусловлено рисками и неопределенностью, связанными с возможными последствиями для бизнеса. Компаниям приходится искать посредников в третьих странах, и чаще всего такими посредниками выступают Турция, Арабские Эмираты и Гонконг.

Однако более серьезные проблемы возникают, когда товары подпадают под санкционные ограничения. Список санкций можно найти в журнале Федерального регистра Правительства США [6], и нарушение санкций может повлечь за собой серьезные юридические последствия, включая лишение свободы до 25 лет. Именно поэтому компании аккуратно выбирают своих партнеров и клиентов, а также тщательно анализируют каждую сделку.

Многие компании в Европе и США даже не пытаются разбираться в том, подпадает ли их товар под санкционные меры, так как список санкций регулярно обновляется и отслеживание этих изменений требует дополнительных усилий. Вместо этого, многие предпочитают упростить процесс и просто отказывают в сотрудничестве с российскими компаниями, избегая потенциальных рисков.

  1. Проблема финансовой логистики

Когда зарубежная компания все же согласна на продажу покупателю из третьей страны, то возникает важный аспект — финансовая логистика. В свете текущей обстановки, валютный контроль, осуществляемый российскими банками, стал более строгим, хотя изначально он должен был облегчить ситуацию. Это является отдельной проблемой, требующей дополнительного обсуждения. При проведении сделок с третьими странами, средства направляются на счет компании-посредника, и такие сделки могут быть связаны с огромными суммами. Это влечет за собой значительный риск для компании-импортера. В случае невыполнения сделки, возможны серьезные последствия, такие как блокировка активов и репутационные утраты в банковской системе. Следует учитывать, что нарушение валютного контроля может привести к включению компании в черный список и возбуждению уголовных дел по факту вывода валюты за рубеж, что может повлечь за собой лишение свободы на срок до 12 лет.

Открытие собственного торгового дома в другой стране, несмотря на видимую простоту, сталкивается с некоторыми ограничениями. Производители товаров проводят тщательные проверки на благонадежность партнеров. Это связано с влиянием контроля со стороны правительства страны-производителя. Открывая собственное представительство, компания подвергается дополнительному вниманию со стороны валютного контроля, который может рассматривать такие сделки как платежи между взаимозависимыми лицами. В данной ситуации результаты таких действий могут быть разнообразными и иметь серьезные последствия от применения закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ [7] до корректировки таможенной стоимости импортных товаров по причине сделки со взаимосвязанными и взаимозависимыми компаниями.

  1. Проблемы транспортной логистики

Проблематика приобретения и перемещения товаров через третьи страны в контексте международной торговли представляет собой сложный процесс, который подвержен ряду ограничений и юридических аспектов. В данном контексте, к примеру, когда рассматривается схема покупки товаров в Европе у компании, расположенной в Турции, с последующей пересылкой в Россию, возникают значительные трудности.

Особенность данной схемы заключается в том, что производители товаров могут ограничивать возможность напрямую отправлять их продукцию в Россию. Поэтому товар, согласно данной схеме, должен быть доставлен физически в Турцию. По прибытии в Турцию, товар подвергается процедуре реэкспорта, после чего направляется в Россию. Это предполагается в случае, если не имеется ограничений со стороны производителя, запрещающих отправку товара в Россию.

Однако на этом этапе возникают сложности, связанные с использованием так называемых «серых» схем реэкспорта. В процессе реализации данных схем, посреднику часто приходится воспользоваться поддельными или манипулированными документами. В контексте данного успешного примера, который мы рассматриваем, предполагается, что товар достигает границы России после всех переходов и манипуляций.

Следовательно, данная схема сталкивается с рядом сложностей и юридических ограничений, и даже в случае удачного завершения, она включает в себя несоответствия и нарушения законодательства в области международной торговли.

  1. Проблема законного таможенного декларирования товаров

Главной сущностью, которая оказывает влияние на успешную таможенную очистку товаров по схеме параллельного импорта, является несогласованность действий между Минпромторгом и Федеральной таможенной службой (ФТС). Основным источником этой несогласованности является разное толкование норм и положений в законодательстве. Минпромторг предоставил разрешение на ввоз товаров различных марок. Однако, в тексте закона присутствует выражение «с согласия правообладателя», которое ФТС интерпретирует как «согласие правообладателя на отправку товаров в Россию». Вероятно, Минпромторг имел в виду «согласие правообладателя на введение товаров в оборот другой страны». Таким образом, при декларировании товара под торговой маркой, указанной в списке Минпромторга, таможенные органы требуют предоставления письма от правообладателя, которое импортер не в состоянии предоставить. В результате возбуждается уголовное дело о контрафактной продукции, которая затем изымается у импортера.

Если же товар все-таки получает разрешение на ввоз для внутреннего потребления, на этом этапе возникают дополнительные риски. Вступает в действие отделение по контролю за таможенной стоимостью. Поскольку поставка товаров связана с большим количеством третьих сторон, часто взаимосвязанных между собой, таможенная стоимость может быть скорректирована, что может привести к увеличению таможенных пошлин и сборов, иногда в несколько раз.

Таким образом, отсутствие согласованности между различными органами и интерпретациями законодательства создает сложности и неопределенность в процессе таможенной очистки товаров, ввозимых по схеме параллельного импорта, что может привести к серьезным финансовым и юридическим последствиям для импортеров и других участников международной торговли.

  1. Проблема проведения качественного сервисного обслуживания товаров, ввезенных по схеме параллельного импорта

Дополнительной аспект, который встает на пути параллельного импорта, связан с обеспечением обслуживания импортированного оборудования. В прошлом, запасные части, например, как те, которые предназначены для брендовых погрузчиков, были доступны для приобретения в течение 1–2 дней. Однако в настоящее время данный процесс может занять не менее трех месяцев. Это означает, что оборудование может оставаться нерабочим, что в свою очередь приводит к финансовым потерям для компании. С учетом данной динамики, экономическая целесообразность владения оборудованием, ввезенным путем параллельного импорта, становится вопросом, на который стоит обратить внимание, поскольку она может оказаться невыгодной.

Итак, вышеизложенные аспекты подчеркивают сложности и риски, связанные с параллельным импортом товаров в Россию. Несогласованность действий между органами государственного регулирования, а также различные интерпретации законодательства, создают неопределенность и препятствуют эффективной таможенной очистке и обслуживанию импортированных товаров. Эти проблемы могут иметь существенное влияние на деятельность компаний, приводя к финансовым потерям, задержкам в производственных процессах и снижению экономической выгодности владения импортированными товарами. В свете этих сложностей, компании, занимающиеся международной торговлей, должны тщательно оценивать все аспекты параллельного импорта и рассматривать возможные стратегии для соблюдения законодательных требований и минимизации рисков. На сегодняшний день параллельный импорт в России осуществим, но все же является «серой» схемой закупки и доставки товаров через таможенную границу страны.

Литература:

  1. Intellectual Property Rights, Parallel Imports and Strategic Behavior / Maskus, E. Keith, Ganslandt, Mattias. — Текст: непосредственный // IFN Working Paper. — Stockholm: Research Institute of Industrial Economics (IFN), 2007. — С. 3.
  2. Дарбинян, С. Что такое международный режим исчерпания права на товарный знак, и почему это актуально? / С. Дарбинян. — Текст: электронный // ZAKON.RU: [сайт]. — URL: https://zakon.ru/blog/2022/5/26/chto_takoe_mezhdunarodnyj_rezhim_ischerpaniya_prava_na_tovarnyj_znak_i_pochemu_eto_aktualno (дата обращения: 27.09.2023).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 13.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.06.2023). — Текст: электронный // Консультан плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/d385de69e4ce009809fb698159d15e2abc56ba1c/ (дата обращения: 27.09.2023).
  4. Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия». — Текст: электронный // Альта Софт: [сайт]. — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22a01532/ (дата обращения: 27.09.2023).
  5. Анистен, Т. Несовершенный и с побочными эффектами: кому нужен такой параллельный импорт? / Т. Анистен. — Текст: непосредственный // Федеральный бизнес-журнал. — 2023. — № 4–5. — С. 10–13.
  6. Implementation of Additional Sanctions Against Russia and Belarus Under the Export Administration Regulations (EAR) and Refinements to Existing Controls. — Текст: электронный // Federal Register. The daily journal of the United States Government: [сайт]. — URL: https://www.federalregister.gov/documents/2023/05/23/2023–10774/implementation-of-additional-sanctions-against-russia-and-belarus-under-the-export-administration (дата обращения: 27.09.2023).
  7. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ. — Текст: электронный // Консультант плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (дата обращения: 27.09.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): параллельный импорт, Россия, товар, товарный знак, международная торговля, валютный контроль, компания, Турция, интеллектуальная собственность, Российская Федерация.


Ключевые слова

валютный контроль, международная торговля, параллельный импорт, принципы исчерпания прав

Похожие статьи

Влияние реторсий и репрессалий на рынок автоперевозок в России

В настоящей статье раскрывается суть понятий «санкций», «реторсий» и «репрессалий». Анализируется влияние антироссийских санкций 2014–2020 годов на объем сельскохозяйственного импорта и рынок автоперевозок в Российской Федерации.

Перевозка автомобильным транспортом импортных товаров в Россию в условиях санкций

В статье автор исследует существующую модель организации грузоперевозок в Россию в условиях введенных санкций.

Аналитический прогноз последствий пандемии в сфере импорта товаров народного потребления

В статье дается краткий обзор состояния сферы импорта товаров иностранного происхождения в Россию в период пандемии COVID-19 и проводится анализ того, как экономические факторы, которые могут оказать значительное влияние на благополучие участников вн...

Анализ международного разделения труда и положение России в нем

В статье раскрывается сущность международного страхования. Проводиться анализ положения России в международном разделение труда. Сценарии развития российской экономики, как участника международного рынка.

Инструменты нетарифного регулирования в рамках действующих норм ВТО

Исследование посвящено изучению современных тенденций ограничения внешнеторговой деятельности, особенностей нетарифного регулирования в области Интернет-торговли в России; путей устранения проблем.

Размещение прямых иностранных инвестиций

В данной работе представлен обзор основных определений прямых иностранных инвестиций, представленные международными финансовыми институтами, современных подходов к изучению роли прямых иностранных инвестиций, роли и последствий их привлечения в реаль...

Франчайзинг в условиях санкций и спада российской экономики

В статье автор пытается определить влияние пандемии COVID-19 на франчайзинговые отношения в Российской Федерации, а также дальнейшее развитие франчайзинга в условиях экономических санкций.

Азиатский вектор внешнеторговой политики Российской Федерации

В статье исследованы последствия экономических санкций 2014–2015 гг., проанализированы убытки и потери РФ в различных отраслях производства, динамика экспортно-импортных потоков. На основе проведенного анализа был выделен новый вектор внешнеторговой ...

Перспективы использования механизма редомициляции как инструмента увеличения прямых иностранных инвестиций в РФ

Статья посвящена исследованию проблемы иностранных инвестиций в РФ. В рамках исследования был проведен анализ действующего правового регулирования иностранных инвестиций в РФ и определены преимущества и недостатки действующей модели редомициляции.

Разработка методологических подходов по повышению экспортной ориентации страны с учетом транспортных расходов

В статье анализируются вопросы международной торговли и логистических систем. Целью исследования является создание рейтинговой системы для оценки уровня привлекательности экспортоориентированной страны, вовлеченной в промышленное производство.

Похожие статьи

Влияние реторсий и репрессалий на рынок автоперевозок в России

В настоящей статье раскрывается суть понятий «санкций», «реторсий» и «репрессалий». Анализируется влияние антироссийских санкций 2014–2020 годов на объем сельскохозяйственного импорта и рынок автоперевозок в Российской Федерации.

Перевозка автомобильным транспортом импортных товаров в Россию в условиях санкций

В статье автор исследует существующую модель организации грузоперевозок в Россию в условиях введенных санкций.

Аналитический прогноз последствий пандемии в сфере импорта товаров народного потребления

В статье дается краткий обзор состояния сферы импорта товаров иностранного происхождения в Россию в период пандемии COVID-19 и проводится анализ того, как экономические факторы, которые могут оказать значительное влияние на благополучие участников вн...

Анализ международного разделения труда и положение России в нем

В статье раскрывается сущность международного страхования. Проводиться анализ положения России в международном разделение труда. Сценарии развития российской экономики, как участника международного рынка.

Инструменты нетарифного регулирования в рамках действующих норм ВТО

Исследование посвящено изучению современных тенденций ограничения внешнеторговой деятельности, особенностей нетарифного регулирования в области Интернет-торговли в России; путей устранения проблем.

Размещение прямых иностранных инвестиций

В данной работе представлен обзор основных определений прямых иностранных инвестиций, представленные международными финансовыми институтами, современных подходов к изучению роли прямых иностранных инвестиций, роли и последствий их привлечения в реаль...

Франчайзинг в условиях санкций и спада российской экономики

В статье автор пытается определить влияние пандемии COVID-19 на франчайзинговые отношения в Российской Федерации, а также дальнейшее развитие франчайзинга в условиях экономических санкций.

Азиатский вектор внешнеторговой политики Российской Федерации

В статье исследованы последствия экономических санкций 2014–2015 гг., проанализированы убытки и потери РФ в различных отраслях производства, динамика экспортно-импортных потоков. На основе проведенного анализа был выделен новый вектор внешнеторговой ...

Перспективы использования механизма редомициляции как инструмента увеличения прямых иностранных инвестиций в РФ

Статья посвящена исследованию проблемы иностранных инвестиций в РФ. В рамках исследования был проведен анализ действующего правового регулирования иностранных инвестиций в РФ и определены преимущества и недостатки действующей модели редомициляции.

Разработка методологических подходов по повышению экспортной ориентации страны с учетом транспортных расходов

В статье анализируются вопросы международной торговли и логистических систем. Целью исследования является создание рейтинговой системы для оценки уровня привлекательности экспортоориентированной страны, вовлеченной в промышленное производство.

Задать вопрос