Правовые проблемы туризма в обстоятельствах COVID-19 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 16.05.2020

Статья просмотрена: 1126 раз

Библиографическое описание:

Сергиенко, С. Ю. Правовые проблемы туризма в обстоятельствах COVID-19 / С. Ю. Сергиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70115/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье автор исследует актуальные проблемы нормативно-правового регулирования туристической деятельности РФ в условиях пандемии COVID-19.

Ключевые слова: туризм, проблемы нормативно-правового регулирования туризма; защита интересов туристов; меры поддержки туризма.

На сегодняшний день, из-за пандемии нового коронавируса COVID-19, сложилась очень сложная ситуация на рынке туристских услуг. Начиная с конца января 2020 года, прекращаются туристические полеты в КНР. Постепенно, по мере возникновения новых очагов заражения, принимаются решения правительствами различных стран о прекращении авиасообщений. Правительство Российской Федерации, также вводит ограничения для предотвращения распространения инфекции.

Участники туристического рынка: туроператоры, турагенты и потребители туристских услуг (туристы) оказываются в непростой ситуации. Туроператоры не могут оказать услуги по причинам независящим от них, а туристы, соответственно, не могут воспользоваться оплаченными услугами. В связи с этим потребители туристских услуг повсеместно начинают обращаться с претензиями о возврате денежных средств. Туроператоры не в состоянии возвращать денежные средства по требованию потребителей, так как практически все денежные средства, полученные от потребителей — заказчиков туристских услуг, оплачены третьим лицам для исполнения обязательств.

Туристическая индустрия оказывается в исключительной ситуации — неспособность оказывать услуги ни по одному направлению. Такой ситуации еще никогда не было на современном этапе развития туристического рынка.

Актуальность данной темы подтверждается беспрецедентностью сложившейся ситуации, в связи с чем, у участников туристического рынка, возникает большая масса вопросов, как поступать в той или иной ситуации.

В данной работе рассматриваются правовые нормы законодательства Российской Федерации, которыми необходимо руководствоваться при разрешении спорных моментов, возникших из-за введения ограничений, а также действия, предпринимаемые государством, для предотвращения негативных последствий на туристическую сферу, как часть экономики страны, в сложившейся ситуации.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность участников правоотношений туристической сферы, являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Помимо этого также подлежат применению положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», в части не противоречащей выше упомянутым нормативно-правовым актам [1].

Для предотвращения распространения эпидемии COVID-19 вводятся ограничения. Правительством Российской Федерации рекомендуется не посещать туристам некоторые страны в связи с небезопасностью для жизни и здоровья туристов. Также постепенно страны популярных туристических направлений начинают закрывать свои границы для туристов.

Следует обратить внимание, в связи с чем, прекратились туристические сообщения между странами, так как это влияет на правовую оценку ситуации и соответственно на определение степени ответственности участников туристской деятельности.

В соответствии с действующим законодательством, регулирующим органом туристской деятельности в Российской Федерации является Федеральное агентство по туризму Министерства экономического развития Российской Федерации (далее Ростуризм) [2]. Соответственно все требования и рекомендации, которые предъявляет упомянутый орган, обязательны для всех исполнителей туристских услуг.

На сайте Ростуризма представлена следующая информация:

«В настоящий момент Ростуризмом не рекомендованы к посещению в связи с режимом угрозы безопасности, следующие страны: с 24.01.2020 г. — Китайская Народная Республика; с 27.02.2020г. — Итальянская Республика, Республика Корея, Исламская Республика Иран» [3].

Соответственно, только посещение этих четырех стран не рекомендованы в связи с угрозой безопасности, все остальные страны сами ограничили посещения в той или иной степени.

На основании статьи 14 Федерального закона N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности здоровью и жизни, стороны вправе расторгнуть договор реализации туристских услуг. «При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг» [4].

Таким образом, если происходит расторжение договора реализации туристской услуги связанной с одной из стран, которую регулятор не рекомендует к посещению в связи с угрозой безопасности здоровья и жизни, то исполнитель обязан вернуть либо все денежные средства, лицо часть пропорционально стоимости не оказанных услуг.

При рассмотрении ситуации, когда государство страны само ограничило въезд, необходимо руководствоваться следующими положениями. Так в соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора [5]. В соответствии с частью 6 статьи 10 упомянутого Федерального закона, к существенным изменениям обстоятельств относится невозможность совершения туристом поездки, по не зависящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства) [6]. Статьей 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время, оплатив исполнителю фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по договору [7]. Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов [8]. На основании указанных норм права туроператор обязан вернуть туристу оплаченные за туристский продукт денежные средства за вычетом фактически понесенных расходов, размер которых должен быть доказан.

Между тем, невозможность оказания туроператорами туристских услуг находится в причинно-следственной связи с эпидемией COVID-19, так как именно из-за эпидемии отменены туристические авиасообщения со странами и ряд стран закрыли свои границы для туристов. Соответственно сложившаяся ситуация является обстоятельством непреодолимой силы для исполнения условий договора туроператорами. В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнитель не несет ответственность за неисполнение своих обязательств. Таким образом, туроператор освобождается от штрафов и неустоек за неисполнение взятых на себя обязательств.

Но освобождения от ответственности в силу упомянутой нормы закона не освобождает исполнителя от обязательств по договору. В силу закона заказчик вправе отказаться от услуг и потребовать денежные средства и в случае если туроператор по каким-либо причинам не возвращает заказчику денежные средства, то за просрочку возврата может наступить ответственность в виде штрафов и неустоек. При этом отсутствие денежных средств у исполнителя для возврата по требованию заказчика, не является основанием для применения обстоятельств непреодолимой силы и освобождение от ответственности. До сих пор суды придерживались четкой позиции: отсутствие денежных средств у сторон договора форс-мажором не является, но возможно нынешняя сложившаяся ситуация породит иную судебную практику.

Итак, сложившаяся ситуация в туристической отрасли является обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), что освобождает от исполнителя от ответственности за неисполнения взятых от себя обязательств, но не освобождает от обязательств по договору. Исполнитель вправе, изменить условия договора, но с согласия заказчика, при этом заказчик вправе отказаться от услуги в соответствии со статьей 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» и потребовать возврата уплаченных денежных средств. Также необходимо учесть, что законом предусмотрено досудебное урегулирование споров связанных с оказанием туристских услуг.

Таким образом, в случае массового требования заказчиками туристских услуг денежных возвратов, ставит исполнителей в очень тяжелое положение, которое может привести к краху всей туристической отрасли. В сложившейся ситуации на государственном уровне необходимо принятие срочных мер, для сохранения туристической отрасли, как части экономики страны.

На сегодняшний день туризм признан пострадавшей отраслью экономики. Для поддержания туристской отрасли предусматриваются различные льготы и субсидии. Но в связи с вышеизложенным данные меры не спасают туризм. В случае массовых судебных исков со стороны потребителей. Необходимы изменения и дополнения законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Так 1 апреля 2020 года Федеральный закон N 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» был дополнен статьей 11.8. Это дополнение позволяет в ситуациях, подобных нынешней, выплачивать денежные средства из средств фонда персональной ответственности туроператора [9]. Данная мера может быть достаточной только в случае, если не происходят массовые закрытия туристических направлений.

Но в данном случае эта мера не является достаточной, так как по причине массовости происходящего, размера фонда персональной ответственности будет недостаточно для удовлетворения требований всех заказчиков (потребителей). Таким образом, принятая мера не защищает туристическую отрасль при нынешних обстоятельствах. Необходима разработка и принятие дополнительных мер.

На данный момент рассматривается законопроект № 953580–7 от 07.05.2020 года. В статье 4 упомянутого проекта, рассматривается дополнить статью 10 Федеральный Закон N 132-ФЗ «об основах туристкой деятельности в Российской Федерации». Согласно планируемому дополнению к Федеральному закону, туроператоры по решению Правительства Российской Федерации в сложившейся ситуации смогут правомерно удерживать у себя денежные средства, уплаченные заказчиками за туристские услуги [10].

Но необходимо отметить, что планируемые поправки практически никак не предусматривают защиту турагентов на удержание размера своего агентского вознаграждение. У заказчика все также останется возможность требовать возврата денежных средств в размере агентского вознаграждения, несмотря на то, что турагенты полностью выполнили свои обязательства перед туристами. В новых поправках следовало бы закрепить за турагентом право не возвращать агентское вознаграждение, в случаях, если турагентом надлежащим образом выполнены все обязательства по договору заключенному с туристом, но турист по каким-то причинам, не зависящим от турагента, не воспользовался оплаченной услугой.

Таким образом можно сделать вывод, что принятие такого нормативно-правового акта сможет защитить интересы туроператора и поддержать туристическую отрасль в целом, но при этом оставить в сложной ситуации турагентства, которые непосредственно занимаются консультацией потребителей и реализацией туристских продуктов.

Литература:

  1. Кудрявцева Л. В. Особенности защиты прав потребителей в сфере туристской индустрии.- Текст: электронный// Бизнес в законе.- 6’2015. С. 44
  2. Указ президента Российской Федерации от 14.09.2018г. N 514. О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности// Справочно-правовая система Консультант плюс http://www.consultant.ru дата обращения 10.05.2020.
  3. Сайт Федерального агентства по туризму Министерства экономического развития Российской федерации//URL: https://www.russiatourism.ru/news/16616/ дата обращения 25.04.2020
  4. Федеральный закон от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», статья 14.// Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru дата обращения 11.05.2020
  5. Федеральный закон от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», статья 10, часть 5.// Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru дата обращения 9.05.2020
  6. Федеральный закон от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» статья 10, часть 6.// Справочно-правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru дата обращения 10.05.2020
  7. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», статья 32.// Справочно-правовая система Консультант Плюс. http://www.consultant.ru дата обращения 10.05.2020.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 782, пункт 1. // Справочно-правовая система Консультант Плюс. http://www.consultant.ru дата обращения 11.05.2020.
  9. Федеральный закон от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», статья 11.8.// Справочно-правовая система Консультант Плюс http://www.consultant.ru дата обращения 11.05.2020
  10. Законопроект № 953580–7 от 07.05.2020 года С. 9–14// Справочно-правовая система Консультант плюс. http://www.consultant.ru дата обращения 12.05.2020.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, туристская деятельность, сложившаяся ситуация, туристическая отрасль, услуга, средство, туристский продукт, Гражданский кодекс, непреодолимая сила, туристический рынок.


Ключевые слова

туризм, проблемы нормативно-правового регулирования туризма, защита интересов туристов, меры поддержки туризма

Похожие статьи

Влияние реалий современности на развитие внутреннего туризма в РФ

В статье автор старается определить, какое влияние оказывают такие вызовы современности, как пандемия COVID-19, экономические и политические санкции на развитие внутреннего туризма в России.

Влияние COVID-19 на внешнеэкономическую деятельность

В статье рассмотрено влияние международных явлений, как пандемия COVID-19, на ценовую политику транспортных компаний и представлена краткая характеристика понятия внешнеэкономической деятельности.

Роль и взаимодействие государства и бизнеса: теоретико-правовой анализ с учетом посткоронавирусного кризиса

Целью статьи является дать краткий теоретико-правовой анализ к актуальной проблеме роли и взаимодействия государства и бизнеса с учетом тенденции настоящего времени — посткоронавирусный кризис. Методология и концептуальные подходы ученых практиков эк...

Последствия влияния пандемии на туристскую сферу России и направления государственной политики

В статье проанализированы статистические данные об изменениях в сфере туризма России в связи с пандемией и влиянием, которая она оказала. Также рассмотрены меры государственной поддержки туристской сферы.

Взаимосвязь экономических контекстов в деятельности организаций туристской сферы в период кризиса

Статья содержит анализ экономических контекстов, а также основных факторов, влияющих на деятельность туристских предприятий в период пандемии. Расчет количества туродней, коэффициента неравномерности туристского потока, а также корреляционно-регресси...

Франчайзинг в условиях санкций и спада российской экономики

В статье автор пытается определить влияние пандемии COVID-19 на франчайзинговые отношения в Российской Федерации, а также дальнейшее развитие франчайзинга в условиях экономических санкций.

Развитие туристической отрасли в Азербайджане после пандемии

Целью данной научной статьи является изучение анализа на национальном уровне влияния пандемии COVID-19 инфекции на туристическую отрасль Азербайджана. В результате анализа установлено, что после ликвидации пандемии туристическая отрасль продолжила ра...

Проблемы трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии COVID-19

В данной статье рассмотрены ключевые аспекты трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии. Анализируются основные проблемные вопросы, связанные с трудоустройством молодежи с социальной и правовой точек зрения.

Проблемы правового регулирования предоставления льгот иностранным инвесторам

В статье рассмотрены актуальные и современные методы правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации. Указаны законодательные акты, регулирующие данное направление. Проведен анализ нормативно правовых актов, регулирующих иностра...

Право и экономика современной индустрии туризма: в поисках баланса

Статья посвящена анализу российского законодательства о туристской деятельности в контексте его стимулирующей роли, возможностей правовых средств по ускоренному развитию данной отрасли.

Похожие статьи

Влияние реалий современности на развитие внутреннего туризма в РФ

В статье автор старается определить, какое влияние оказывают такие вызовы современности, как пандемия COVID-19, экономические и политические санкции на развитие внутреннего туризма в России.

Влияние COVID-19 на внешнеэкономическую деятельность

В статье рассмотрено влияние международных явлений, как пандемия COVID-19, на ценовую политику транспортных компаний и представлена краткая характеристика понятия внешнеэкономической деятельности.

Роль и взаимодействие государства и бизнеса: теоретико-правовой анализ с учетом посткоронавирусного кризиса

Целью статьи является дать краткий теоретико-правовой анализ к актуальной проблеме роли и взаимодействия государства и бизнеса с учетом тенденции настоящего времени — посткоронавирусный кризис. Методология и концептуальные подходы ученых практиков эк...

Последствия влияния пандемии на туристскую сферу России и направления государственной политики

В статье проанализированы статистические данные об изменениях в сфере туризма России в связи с пандемией и влиянием, которая она оказала. Также рассмотрены меры государственной поддержки туристской сферы.

Взаимосвязь экономических контекстов в деятельности организаций туристской сферы в период кризиса

Статья содержит анализ экономических контекстов, а также основных факторов, влияющих на деятельность туристских предприятий в период пандемии. Расчет количества туродней, коэффициента неравномерности туристского потока, а также корреляционно-регресси...

Франчайзинг в условиях санкций и спада российской экономики

В статье автор пытается определить влияние пандемии COVID-19 на франчайзинговые отношения в Российской Федерации, а также дальнейшее развитие франчайзинга в условиях экономических санкций.

Развитие туристической отрасли в Азербайджане после пандемии

Целью данной научной статьи является изучение анализа на национальном уровне влияния пандемии COVID-19 инфекции на туристическую отрасль Азербайджана. В результате анализа установлено, что после ликвидации пандемии туристическая отрасль продолжила ра...

Проблемы трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии COVID-19

В данной статье рассмотрены ключевые аспекты трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии. Анализируются основные проблемные вопросы, связанные с трудоустройством молодежи с социальной и правовой точек зрения.

Проблемы правового регулирования предоставления льгот иностранным инвесторам

В статье рассмотрены актуальные и современные методы правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации. Указаны законодательные акты, регулирующие данное направление. Проведен анализ нормативно правовых актов, регулирующих иностра...

Право и экономика современной индустрии туризма: в поисках баланса

Статья посвящена анализу российского законодательства о туристской деятельности в контексте его стимулирующей роли, возможностей правовых средств по ускоренному развитию данной отрасли.

Задать вопрос