Нарушение законодательства в сфере туризма в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 17.04.2020

Статья просмотрена: 905 раз

Библиографическое описание:

Болдохонова, Е. Н. Нарушение законодательства в сфере туризма в Российской Федерации / Е. Н. Болдохонова, М. В. Зубакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68886/ (дата обращения: 18.11.2024).



В настоящее время активно развивается туристическая деятельность, как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Исходя из этого, данная статья будет посвящена исследованию нарушений законодательства в сфере туризма в Российской Федерации, а также причинам их появления.

Ключевые слова: туризм, туроператоры, турагентства, законодательство Российской Федерации.

Currently, tourism is actively developing, both in the Russian Federation and abroad. Based on this, this article will be devoted to the study of violations of the law in the field of tourism in the Russian Federation, as well as the reasons for their occurrence.

Keywords: tourism, tour operators, travel agencies, legislation of the Russian Federation.

В последние десятилетия наблюдаются тенденции развития туристической деятельности по всему миру. Это отмечает в своей статье Зедгенизова И.И: «В 1950 году число туристов по всему миру составляло 25 миллионов человек, а по данным 2002 года количество туристов по всему миру составило более 500 миллионов человек». [6] Создаются туристические компании и агентства, которые предоставляют различные условия отдыха в России и за ее пределами. В связи с этим этот процесс требует законодательного урегулирования данной сферы. Так 24 ноября 1996 года был принят Федеральный закон № 132 «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», в котором содержатся основополагающие принципы организации туристической деятельности в России. Помимо вышеуказанного закона существуют и другие нормативно-правовые акты, которые не только наиболее тщательно контролируют деятельностью туристических агентств, но и создают гарантии для защиты прав потребителей. Поэтому в 2007 году Постановлением Правительства РФ были утверждены «Правила оказания услуг по реализации туристического продукта». Также принимается закон РФ «О защите прав потребителей» и другие нормативно-правовые акты. Государство стремится принимать такие законы, которые будут соответствовать нормам и принципам международного права, а также законодательствам стран, в которых достаточно хорошо развит туризм.

В современном мире в отрасли туризма пересекаются различные сферы такие как: сферы международных отношений, транспорта, культуры, гостиничного дела и безопасности, что является значимым для государства в целом. В некоторых странах туристический рынок является фундаментальной основой экономики. Туризм играет важную роль для экономической системы государства как внутри него, так и за его пределами. Благодаря развитию туристической деятельности может меняться положение страны на мировой арене. Все это порождает возникновение нарушений туристическими компаниями действующего законодательства на различных этапах своей деятельности. Например, регистрация организации или заключение договоров с потребителями.

В настоящее время участились случаи нарушения прав потребителя (заказчика) из-за стремления туристическими фирмами получить максимальное количество прибыли при этом имея минимальное число расходов. Чтобы понять, что значит нарушение прав потребителя необходимо понять, кто им является. В законе «О защите прав потребителей» сказано, что потребителем признается лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. [5] Из этого следует, что под нарушением прав заказчика понимаются такие действия турагентства, при которых у потребителя отсутствует право на получение того товара, услуги или работы, на которое он был вправе рассчитывать по условиям договора. Туристические фирмы стремятся получить как можно больше выгоды, поэтому совершают различные нарушение. Какие-то нарушения более весомые, какие-то менее. Выделяют два вида нарушений. Первым является нарушение договоров, а вторым — нарушение деликтов, т. е. причинение вреда. Также принято разделять на причинение имущественного и неимущественного (морального) вреда.

Одним из основных нарушений является отсутствие достоверной информации о туристском продукте и об оказываемых услугах, в которую входят сведения о проживании, перевозке, экскурсиях и датах поездки, что прямо нарушает права туристов, указанных в статье 6 Федерального закона № 132. [4] Кроме этого также возможна замена положений договора со стороны туристического агентства без уведомления или согласования этого с потребителем, что прямо противоречит действующему законодательству. Еще одним нарушением выступает возложение туристическим агентством ответственности за некачественно оказанную услугу на своих партнеров, например на туристического оператора. Главное различие заключается в том, что турагентства выступают посредником между потребителем и туроператором и они же несут ответственность, так как именно от лица турагентства заключается договор. В связи с незнанием этого у граждан возникают вопросы в процессе восстановления нарушенного права или его защите, когда им отказывают в исполнении того или иного иска судебными органами в отношении туроператоров или турагентств. Этому могут послужить примеры из судебной практики, которых существует немало на сегодняшний день. Чтобы уменьшить число этих вопросов в статье 9 настоящего закона № 132 разделяются полномочиями между турагентствами и туроператорами и их взаимодействие между собой.

Также нередки случаи, когда нарушаются не условия договора, а сам процесс осуществления деятельности туристическим агентством, когда она является незаконной. Как нами было отмечено ранее, это связано с тем, что туризм является востребованной сферой на рынке товаров и услуг. В соответствии со статьей 20 ФЗ № 132 нарушение законодательства РФ о туристической деятельности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Турагентства могут совершать как правонарушения, так и преступления. За правонарушения может наступать административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и эколого-правовая, а за преступления — уголовная ответственность.

К примеру, можно привести, возникновение неограниченного количества различных турагентств, которые либо нелегально осуществляют свою деятельность, либо нелегальными способами. Данное нарушение регулируется статьей 14.51 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в которой указано, что осуществление такой деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, — влечет наложение административного штрафа. [2] Еще один вид наказаний — это дисциплинарный, который наступает за невыполнение должностных обязанностей работником фирмы. Например, предоставление потребителю недостоверной информации о выбранном туристском продукте. За данное нарушение работник может получить замечание, выговор или увольнение. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора или причинение неимущественного (морального) вреда туристические организации будут привлечены к гражданской ответственности в соответствии со статьей 401 и 151 Гражданского кодекса РФ. [1] Также турагентствами и туроператорами может быть совершены нарушения в области охраны окружающей среды, за которые предусмотрены как административная: статья 7.13 КоАП РФ, в которой сказано о нарушениях правового режима объектов культурного наследия, так и уголовная ответственность: уничтожение или повреждение памятников истории и культуры — статья 243 Уголовного кодекса РФ. Помимо правонарушений туристические агентства могут совершать преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Примером может послужить деятельность туроператоров и турагентств, вследствие которой был нанесен вред жизни и здоровью потребителя из-за того, что данные действия не отвечали требованиям безопасности, наказывается в соответствии со статьей 238 УК РФ. [3]

Таким образом, туризм — это одна из развивающихся сфер в обществе, которая играет значимую роль для экономики государства и его места на мировой арене. Чтобы выявить нарушения в данной деятельности необходимо серьезный подход к законодательной базе и нормативно-правовым актам, которые должны регулировать эти нарушения. Для борьбы со сложившейся ситуацией туристическую организацию могут привлечь к уголовной, административной, гражданской или дисциплинарной ответственности. А для этого следует внести изменения или дополнения, которые определят и закрепят ответственность турагентств и туроператоров перед потребителем.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301
  2. Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. — 2012. — № 19. — Ст. 2281
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954
  4. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // СЗ РФ. — 1996. — № 49. — Ст. 5491
  5. О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ. — 2006. — № 192. — Ст. 4942
  6. Зедгенизова И. И. TOURISM DEVELOPMENT PREDICTION MODEL FOR IRKUTSK OBLAST / RPTSS 2018 International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. — 2018. — С. 2–3
Основные термины (генерируются автоматически): туристическая деятельность, нарушение, потребитель, Российская Федерация, турагентство, уголовная ответственность, мировая арена, Россия, туристическое агентство, условие договора.


Ключевые слова

туризм, законодательство Российской Федерации, туроператоры, турагентства

Похожие статьи

Проблемные аспекты федерального и регионального законодательства в сфере туризма в Российской Федерации

В статье проанализировано современное состояние отдельных аспектов правового регулирования туристской деятельности. Развитие туристической деятельности на современном этапе испытывает многочисленные трудности. Это характерно как для России в целом, т...

Незаконное предпринимательство в Российской Федерации

Данная статья освещает современное понимание незаконного предпринимательства в Российской Федерации. Кроме того, в статье рассмотрены последствия, которые могут наступить для лица, которое занимается незаконным предпринимательством и как легализовать...

Правовой статус самозанятых в предпринимательских отношениях

В данной статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с правовым положением лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть самозанятых. Это исследование направлено на то, чтобы осветить и выя...

Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации

Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики. Существование в Российской Федерации существенных диспропорций в туристской сфере выявило необходимость исследования состояния туризма на современн...

К вопросу о правовом регулировании рекламной деятельности в Российской Федерации с использованием русского и иностранного языков

На сегодняшний день не существует такого человека, который хоть раз не сталкивался с рекламой. По этой причине государство, осознавая важность рекламы и деятельность по размещению рекламных средств, устанавливает специальные ограничения на использова...

Правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности

В статье рассматривается правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности, обосновывается актуальность защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности. Дается определение понятия рекламы, представлены основные но...

Развитие малого бизнеса в сфере туризма в России

Статья посвящена оценке и анализу перспектив развития малого предпринимательства в сфере туризма России, приводятся теоретические и нормативно-правовые понятия и сведения, связанные с деятельностью малого бизнеса в России в целом и в отрасли туризма ...

Значение малого бизнеса в России

Развитие малого бизнеса рассматривается как одна из основных задач экономики страны. Несмотря на активную позицию государства по реализации существующих мер, по оказанию помощи молодым предпринимателям, малый бизнес не успешно развит в нашей стране. ...

Проблема квалификации хищений в сфере информационных продуктов

Современное развитие технологий в информационной сфере диктует свои условия в развитии правовой сферы. Это касается и уголовно-правовой деятельности. В статье рассматриваются проблемные вопросы квалификации хищений в сфере информационных продуктов, и...

Проблемы государственного регулирования строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа актуальных проблем государственного регулирования строительной отрасли в России. Актуальность исследования обусловлена тем, что коммерческая деятельность строительных компаний играет важн...

Похожие статьи

Проблемные аспекты федерального и регионального законодательства в сфере туризма в Российской Федерации

В статье проанализировано современное состояние отдельных аспектов правового регулирования туристской деятельности. Развитие туристической деятельности на современном этапе испытывает многочисленные трудности. Это характерно как для России в целом, т...

Незаконное предпринимательство в Российской Федерации

Данная статья освещает современное понимание незаконного предпринимательства в Российской Федерации. Кроме того, в статье рассмотрены последствия, которые могут наступить для лица, которое занимается незаконным предпринимательством и как легализовать...

Правовой статус самозанятых в предпринимательских отношениях

В данной статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с правовым положением лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть самозанятых. Это исследование направлено на то, чтобы осветить и выя...

Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации

Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики. Существование в Российской Федерации существенных диспропорций в туристской сфере выявило необходимость исследования состояния туризма на современн...

К вопросу о правовом регулировании рекламной деятельности в Российской Федерации с использованием русского и иностранного языков

На сегодняшний день не существует такого человека, который хоть раз не сталкивался с рекламой. По этой причине государство, осознавая важность рекламы и деятельность по размещению рекламных средств, устанавливает специальные ограничения на использова...

Правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности

В статье рассматривается правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности, обосновывается актуальность защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности. Дается определение понятия рекламы, представлены основные но...

Развитие малого бизнеса в сфере туризма в России

Статья посвящена оценке и анализу перспектив развития малого предпринимательства в сфере туризма России, приводятся теоретические и нормативно-правовые понятия и сведения, связанные с деятельностью малого бизнеса в России в целом и в отрасли туризма ...

Значение малого бизнеса в России

Развитие малого бизнеса рассматривается как одна из основных задач экономики страны. Несмотря на активную позицию государства по реализации существующих мер, по оказанию помощи молодым предпринимателям, малый бизнес не успешно развит в нашей стране. ...

Проблема квалификации хищений в сфере информационных продуктов

Современное развитие технологий в информационной сфере диктует свои условия в развитии правовой сферы. Это касается и уголовно-правовой деятельности. В статье рассматриваются проблемные вопросы квалификации хищений в сфере информационных продуктов, и...

Проблемы государственного регулирования строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа актуальных проблем государственного регулирования строительной отрасли в России. Актуальность исследования обусловлена тем, что коммерческая деятельность строительных компаний играет важн...

Задать вопрос