Младший школьный возраст (в особенности его ранняя ступень) является сензитивным периодом для формирования ряда психических особенностей ребенка. Это касается как высших психических функций, к примеру, активно тренируется произвольное внимание, происходит овладевание мнемоническими приемами и т. д., так и ряда прикладных навыков и отношения к обучению, которое может оказать влияние на учебную деятельность на многие годы вперед, определив успешность и мотивированность ребенка.
Таким образом, обучение детей в начальной школе тесно связано с вопросами повышения эффективности урока для раскрытия потенциала ребенка, а также в целом более глубокого и быстрого его развития.
Один из способов повышения эффективности обучения (а под этим мы понимаем модернизацию методов и средств образовательного процесса, таким образом, чтобы они учитывали индивидуально-личностные особенности каждого ученика) — адаптация образовательной программы и используемых средств к ведущей перцептивной модальности школьников. В подавляющем большинстве современных школ используются классические формы урока — занятия лекционного типа, фронтальный опрос, самостоятельные и проверочные работы в тестовом или близком к нему виде — удобные и проверенные формы, но, очевидно, что если урок исчерпывается исключительно ими, то «расслоение» класса на группы успевающих, отстающих и одарённых учеников становится практически неизбежным (причем, как правило, последние две группы остаются «вне поля зрения» педагога). Происходит это во многом по причине не учитывания предрасположенности отдельных учеников к способу восприятия информации от педагога. Стоит предположить, что модификация урока с учётом индивидуальных перцептивных особенностей учащихся (ведущей перцептивной модальности) поможет улучшить успеваемость по классу в среднем и каждого ученика в отдельности. Ведущая перцептивная модальность — это главный канал восприятия, который человек предпочитает использовать в своей деятельности (обучение, общение и т. д.) в большинстве случаев, в различных условиях. Мы предполагаем модификацию по принципу ведущего канала восприятия по той причине, что выявление ведущей модальности у среднего класса (примерно 25 человек) не требует больших временных затрат или средств, доступно для педагога (определение посредством наблюдения за учебной деятельностью учеников в первое время или проведение специализированного тестирования самостоятельно или педагогом-психологом), а также позволяет построить совместный урок для каждой группы по модальности.
Средством определения модальности может быть диагностика ведущей перцептивной модальности С. Ефремцевой, методика тестирования модальностей Л. Канца, С. Кокова, тест на выявление поведенческих стратегий по И. Н. Носс, наблюдения педагога за выполнением учениками творческих работ и т. д.
Определив ведущую модальность каждого ученика, педагог может приступить к подготовке уроков, и здесь у него есть два способа модернизации урока: 1. Разделить учеников на группы по модальностям, предоставляя каждой группе задание, которое максимально удовлетворяет ведущей модальности данной группы; 2. Использовать в работе с классом задания для разных модальностей попеременно. В первом случае упор делается на то, что одна и та же тема рассматривается через различные задания для разных групп. Во втором же случае педагог делает ставку на то, что каждый ученик углубиться в тему, когда на уроке очередь дойдет до задания, адаптированного именно под его особенности восприятия, т. к. на уроке как минимум одно задание будет адаптировано под визуальную, аудиальную и кинестетическую систему восприятия.
Обучение ребенка-визуала: быстро запоминают видимые признаки объектов, визуально запоминают написание слов и формулы, опираясь не на правила орфографии или обозначения букв в формуле, у них развита мелкая моторика в силу одновременного взаимодействия зрительного аппарата и мускулатуры рук. Им легко дается письмо, запоминание алфавита и таблицы умножения.
Адаптация заданий для ребенка-визуала:
– Визуальные ассоциации: карточки с картинками для изучения букв или слов на иностранном языке, обозначение цветом (гласные — красный цвет и т. д.).
– Вспомогательные изображения: подчеркивание во время чтения, выделение важной информации яркими цветами, использование рисунков и схем в математических задачах и примерах.
– Формы заданий: рисование схем и карт местности, составление планов, схематичное изображение математических задач, задания с элементами аппликации, классификация объектов, создание иллюстраций, составление слов из визуализированных (вырезанные, нарисованные и др.) слогов, работа у доски.
– Дополнительные средства: разноцветные обложки на тетради разных предметов, вознаграждение в виде наклеек или значков на тетрадь, создание мнемонических карточек (flash-cards).
Обучение ребенка-кинестетика: у таких детей на высоком уровне развита моторика, предпочитают активный отдых и игры. Дети-кинестетики хорошо усваивают информацию, если имеют материализованную форму изучаемого объекта перед собой, могут взаимодействовать с ней. Для них важно ведение конспектов (предполагающее задействование мелкой моторики), однако почерк, как правило, плохой из-за слишком сильного нажима. Им особенно сложно в школе, ведь таким детям требуется большое количество активности и движений, что не практикуется в классическом 40-минутном уроке.
Адаптация заданий для ребенка-кинестетика:
– Включение двигательной активности: обучение счету по количеству прыжков, физкультминутки, уроки окружающего мира во дворе школы, выход к доске.
– Организация времени: короткие перерывы между заданиями,
– Формы заданий: практические работы, поделки, взаимодействие с одноклассниками, возможность дополнительно двигаться (например, подносить тетрадь учителю после завершения задания).
– Дополнительные средства: записывание правил, способов решения в свою тетрадь, объемные геометрические тела, модели планет, эксперименты при изучении.
Обучение ребенка-аудиала: хорошо развиты речь и слуховая память, легко осваивают иностранный язык, задают много вопросов, отвлекаются на разговоры, хорошо решают математические задачи на слух, важны слова похвалы.
Адаптация заданий для ребенка-аудиала:
– Возможность проговаривать материал: обсуждение пройденного материала, объяснение его друг другу, разыгрывание сценок, выступления с докладами, чтение вслух.
– Полезно в конце урока подводить его итог — резюмировать изученное, кратко вспомнить то, что удалось сделать успешно.
– Формы заданий: подробное объяснение своего решения, сочинения, сочинение стихов и сценок, работа с текстами, диктанты
– Дополнительные средства: прослушивание музыки, проговаривание обратной связи ученику, а не письменное исправление ошибок.
Таким образом, мы находим верным, что каждый ученик обладает большим потенциалом в школьном обучении, проблема в отставании часто кроется в том, что построение урока не учитывает образовательных потребностей учащихся. Адаптируя учебные задания, педагог создает развивающую среду для своих учеников, что особенно важно в начальной школе, когда формируется отношение к учебе в будущем, самооценка, отношения с одноклассниками и эмоциональная привязанность к школе.
Литература:
- Волков, Б. С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение / Б. С. Волков. — Санкт-Петербург: Питер, 2011. — 304 c. — Текст: непосредственный.
- Водяха, Ю. Е. Психология детей младшего школьного возраста / Ю. Е. Водяха. — Текст: электронный // Elar.Uspu.ru: [сайт]. — URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11652/1/uch00290.pdf (дата обращения: 24.12.2022).
- Психологические особенности начального периода школьной жизни ребенка: учеб.-метод. пособие / сост. Ч. Р. Громова. — Казань: Казан. ун-т, 2012. — 30 с.