Двигательная активность — неотъемлемая часть образа жизни человека.
От уровня двигательной активности, от образа жизни, от социальных, экономических и экологических условий зависит в целом уровень здоровья.
Феномен движения человека с древних времен изучался различными исследователями, педагогами, психологами, а природа движения ребенка является наиболее сложной и интересной, поскольку имеет колоссальное функциональное значение в его развитии. Анализ научной литературы (Н. А. Бернштейн, А. А. Леонтьев, Э. И. Леонгард, В. И. Лубовский, Н. А. Шивирев и др.) позволяет утверждать, что именно дошкольный возраст является тем важным периодом, когда усиленно формируются все органы и системы организма. И в этот же период развиваются те двигательные навыки и умения ребенка, которые в дальнейшем станут основой его полноценного психического и физического развития.
Для всестороннего развития дошкольников, по мнению Вавиловой Е. Н., чрезвычайно важно выполнять различные движения: бег, прыжки, лазание, ползание, метание и т. д. Они улучшают функции всего организма, укрепляют опорно-двигательный аппарат, регулируют деятельность нервной системы и другие физиологические процессы.
Большое значение двигательной активности придавал профессор доктор медицинских наук Ю. Ф. Змановский, им была разработана технология «Здоровый дошкольник», а которой описывались пути и принципы оптимизации здоровья дошкольников.
М. М. Кольцова, исследуя практику применения с детьми специальной тренировки пальцев — пальчиковой гимнастики, показывает существенное улучшение результатов решения арифметических задач. Было так же доказано, что с развитием движений параллельно идет процесс развития речи. Двигательная деятельность способствует пониманию слов, формированию понятий и увеличивает словарный запас дошкольников.
«Двигательный дефицит» — понятие, которое характерно для современных дошкольников, и оно говорит о том, что в течение дня дети недостаточно двигаются. В детском саду дети много времени проводят сидя за столами, на стульчиках в течение всей непосредственно образовательной деятельности. Дома же заняты просмотром мультфильмов или играми за компьютером. По многочисленным опросам детей, в выходные дни дети очень редко выходят на прогулку, на детскую площадку, прогулка ограничивается лишь посещением торговых центров. Постоянное сидячее положение вызывает утомление, далее — снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие и ухудшение здоровья в целом.
Как показали результаты изучения психолого-педагогической и специальной литературы (Н. П. Вайзман, В. М. Мозговой), у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) имеются определенные особенности в развитии, а так же некоторые отклонения в развитии двигательной активности. Дошкольники с ОНР характеризуются замедленным физическим развитием, отстают в психическом развитии с проявлением общего недоразвития речи, двигательной расторможенностью, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. По нашим наблюдениям дети на занятиях часто отвлекаются, теряются в мыслях, сбиваются, путаются в высказываниях, не могут дать полного ответа на поставленный вопрос. Чаще всего имеются нарушения в равновесии, координации движений, моторики пальцев рук.
Исследованиями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия было доказано, что общая и речевая моторика тесно взаимосвязаны. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное и динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов.
Для повышения двигательной активности данной категории детей, для ее совершенствования, мы рассматривали такую форму работы в ДОО как досуговая деятельность. Так как жизнь ребенка в ДОО невозможна без веселых, интересных, увлекательных и шумных досугов, праздников и соревнований. Которые воспитывают у ребенка потребность в движениях, эмоциональное восприятие жизни, дружеские отношения. А так же развивают сообразительность, смекалку, воображение и творчество.
Учитывая то, что дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) посещают общеобразовательные дошкольные группы, такая форма работы нам показалась наиболее приемлемой. Исследования проводились на базе ГБОУ Школа № 853 города Зеленограда. На основании проведенного наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности в группе и на прогулке в утреннее и вечернее время, диагностики физической подготовленности, использования шагомеров и изучения медицинских карт дошкольников, нами был составлен календарно-тематический план проведения спортивно-музыкальных досугов в течение года.
Таблица 1
Календарно-тематическое планирование досуговой деятельности
Месяц |
Тема |
Задачи |
октябрь |
«Юные туристы, или в гости к Лесовичку» |
развивать двигательные способности детей, направленные на укрепление здоровья, осваивать простейшие туристические умения и навыки; |
«С днем рождения, любимый город!» |
развивать положительных эмоций, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания. Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу; |
|
ноябрь |
«Мамочка любимая моя!» |
создавать условия для развития эмоционально — волевой сферы и двигательной деятельности детей; |
«Путешествие к игрушкам из разных стран» |
побуждать детей к активному участию в подвижных играх; |
|
декабрь |
«Снег-снежок, белая метелица». |
воспитывать у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через выполнение игровых упражнений и заданий; |
«Птицы — наши верные друзья» |
совершенствовать технику видов ходьбы, бега. развивать быстроту, ловкость, совершенствовать координацию движений; воспитывать чувства сострадания, учить заботиться о братьях наших меньших; |
|
январь |
«В поисках волшебного сугроба» |
обеспечивать детям полноценный активный отдых на зимней прогулке; способствовать формированию здорового образа жизни; воспитывать интерес к зимним спортивным упражнениям. |
«Мы мороза не боимся, от души повеселимся». |
приобщать детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности. |
|
февраль |
«Защитники Отечества» |
популяризация здорового образа жизни среди дошкольников. |
«К нам Масленица пришла» |
знакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей. Развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор |
|
март |
«Мамины помощники» |
создавать условия для развития интереса у детей к домашнему труду, к помощи старшим по хозяйству, через участие в спортивном мероприятии. |
апрель |
«Приключения Буратино» |
совершенствовать двигательные навыки детей |
После всех музыкально-спортивных мероприятий, мы снова провели такие же диагностики: шагометрия, физическая подготовленность и наблюдение за свободной и игровой деятельностью и сделали выводы. Разработанная серия досугов позволила улучшить двигательные качества, повысить двигательную активность и общее физическое состояние у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Также мы подготовили консультацию для родителей по совершенствованию двигательной активности в домашних условиях, рекомендации для педагогов по проведению индивидуальных и групповых занятий, которые будут способствовать возникновению еще более сильной мотивации к общению и взаимодействию, как со своими сверстниками, так и с взрослыми.
Здесь мы рассмотрели работу с детьми с ОНР в условиях общеобразовательной группы.
Таким образом, наше небольшое исследование показало, что:
− двигательная активность является важным компонентом в развитии как нормальных детей, так и дошкольников с ОНР;
− у дошкольников с ОНР двигательная активность не соответствует нормативам;
− разработанная нами программа по развитию двигательной активности дошкольников с ОНР с помощью досуговой деятельности в инклюзивной группе способствовала повышению двигательной активности как дошкольников с ОНР, так и их нормальных сверстников.
Литература:
- Дворкина, Н. И. Развитие физических качеств детей дошкольного возраста на основе подвижных игр / Н. И. Дворкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2013. — № 2. — с. 65–68.
- Змановский, Ю. Ф. Авторская программа «Здоровый дошкольник» / Ю. Ф. Змановский // Обруч. 1996. — № 3. — С. 4–5.
- Педагогика инклюзивного образования: учебник / Т. Г. Богданова, А. М. Гусейнова, Н. М. Назарова [и др.]; под ред. Н. М. Назаровой. — Москва: ИНФРА-М, 2016. — 335 с.
- Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова — М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 255 с.
- Соловьева, Т. В. Модель организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении для детей с нарушением речи // Развитие теоретико-методологических основ физической культуры в условиях Болонского процесса / Материалы науч. практ. конференц. «Герценовские чтения». — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — С. 99–102.
- Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников: пособие / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова. — Москва: Аркти, 2009. — 72 с.
- Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.