Развитие психофизиологической базы речи у старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 03.04.2018

Статья просмотрена: 651 раз

Библиографическое описание:

Юмабаева, О. Р. Развитие психофизиологической базы речи у старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности ДОУ / О. Р. Юмабаева, С. А. Тимофеева, И. Г. Лебедева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3270/ (дата обращения: 15.11.2024).



Наблюдения показали, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР психофизиологическая база речи сформирована недостаточно. Под психофизиологической базой речи понимают сформированность артикуляционных движений, движений пальцев, кистей рук, общих движений, ориентировки в пространстве, чувства равновесия, координации движений тела в пространстве.

Двигательная сфера дошкольников с ОНР часто характеризуется качественным своеобразием: регуляция произвольных движений нарушена, техника выполнения движений не сформирована, ограничен объём выполнения движений как по подражанию, так и по словесной инструкции, дети испытывают трудности в координации тела в пространстве, в нахождении заданного пальца на руке, в различении левой и правой руки, в удержании равновесия. Многими исследователями (К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ф. Марковская, Е. М. Мастюкова, А. В. Семенович) установлено, что существует тесная связь между речевым и двигательным развитием ребёнка, что важнейшим условием психического и речевого развития ребёнка является развитие двигательной сферы. Несформированность координации всех видов движений, чувства равновесия, а также недостаточность кинестетических ощущений приводят к трудностям формирования графомоторных навыков детей младшего школьного возраста, к снижению темпа всех видов деятельности и работоспособности учеников на уроке, к трудностям формирования письменной речи.

Возникло противоречие между тем, что необходимо сформировать психофизиологическую базу речи у дошкольников с ОНР и тем, что традиционные современные технологии не позволяют эффективно этого достичь. Назрела необходимость разработки инновационной технологии, позволяющей решить данную проблему.

С этой целью мы разработали и применяем на подгрупповых логопедических занятиях систему речедвигательных игр и упражнений, основанных на сочетании и одновременном выполнении артикуляционных движений, движений пальцев, кистей рук, общих движений тела, дыхательной гимнастики с использованием балансировочной воздушной подушки Discosit. Мы предположили, что проведение речедвигательных упражнений на воздушной подушке Discosit поможет с большей эффективностью сформировать у детей двигательную, сенсомоторную сферу, чувство равновесия, координацию движений тела в пространстве, решать задачи формирования речевых умений. Мозжечковая стимуляция обеспечивает прорыв в обучении и коррекции речевых нарушений детей с ОНР.

Начиная с 2016 год авторами проводилась работа по отбору и апробации специальных комплексов речедвигательных упражнений, которые выполняются детьми, стоя на воздушной подушке Discosit.

Над изучением данной проблемы работала психолог и логопед С. В. Коноваленко. Ею были разработаны комплексные разминки, которые выполняют дети, стоя на балансировочной полусфере. Однако, это направление разработано не в полной мере. Мы пошли дальше и пополнили количество речедвигательных упражнений, которые можно использовать практически по всем направлениям логопедической работы.

Значимость речедвигательных упражнений заключается в комплексном подходе, когда одновременно и синхронно у ребёнка задействованы несколько анализаторов (речедвигательный, речеслуховой, кинестетический, кинетический, вестибулярный аппарат, орган координации тела), что приносит больший эффект в работе. Ребёнку предлагается встать на подушку Discosit, удержать и сбалансировать равновесие, начать выполнять речевое упражнение, сопровождая речь движениями пальцев, кистей рук, движениями рук и ног. При этом используются дополнительные средства коммуникации, сопровождение речи общеупотребительными жестами, имитирующими движение. Речедвигательные упражнения можно проводить практически по всем направлениям логопедический работы: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, автоматизация, дифференциация звуков, развитие звукового анализа, связной речи.

Мы систематически и последовательно включаем речедвигательные упражнения как динамические паузы и как часть логопедического занятия. Работа с детьми проходит динамично, эмоционально, неутомительно, разнообразно и нравится воспитанникам.

Виды речедвигательных упражнений и игр:

  1. Комплексная разминка

Выполнение артикуляционной гимнастики, стоя на подушке Discosit, в сопровождении движениями пальцев, кистей рук.

  1. Дыхательные упражнения

Выполнение дыхательной гимнастики, стоя на подушке Discosit, с движениями рук.

  1. Упражнение «Слово на звуки по порядку разбери»

Выполнение звукового анализа, стоя на подушке Discosit, с движениями пальцев, кистей, рук. Движениями обозначают характеристики гласных, согласных звуков.

  1. Игра «Покажи чистоговорку»

Рассказывание чистоговорки, стоя на подушке Discosit, с движениями рук, ног.

  1. Игра «Расскажи рассказ руками»

Ребёнок стоит на подушке Discosit, смотрит на схему описательного рассказа или на картинки сюжетного рассказа, выставленные на доске, составляет описательный или сюжетный рассказ, сопровождая движениями пальцев, кистей, рук, ног согласно содержанию.

  1. Игра «Я загадаю, вы отгадайте»

Ребёнок молча стоит на подушке, движениями пальцев, рук, ног изображает рассказ (животное, птицу, предмет мебели и др.), не произнося слов. Дети по движениям отгадывают предмет.

«Комплексная разминка» Общий комплекс

Выполняем, стоя на воздушной подушке Discosit

1. «Болтушка»рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Широкий мягкий язык выдвинут изо рта, совершает движения вперёд — назад. Одновременно в такт с этими движениями расслабленные кисти рук движутся вперед — назад (локти не сгибать). Выполняется 5 секунд.

2. Чередование упражнений «Улыбка», «Трубочка», «Рупор», «Окно».

«Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, зубы видны, руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки.

«Трубочка» — губы вытянуть вперёд трубочкой, пальцы обеих рук вместе, ладони прижаты друг к другу и направлены вперёд на уровне груди.

«Рупор»зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Руки в локтях согнуты и прижаты к бокам. Пальцы и ладони округлены, образуют шар перед грудью.

«Окно» — рот широко открыть (верхние и нижние зубы видны в «окне»), одновременно и резко прямые руки резко выбросить вперёд, пальцы с силой разведены.

3. «Болтушка»

4. «Качели снаружи» — рот открыт, язык выдвинут изо рта, движение языка вверх — вниз. Руки вытянуты вперёд, кисти рук при этом также двигаются синхронно вверх — вниз (голова неподвижна). Выполнять 3–5 раз.

5. «Качели внутри» — рот открыт, язык в полости рта, движение языка за верхние зубы вверх — за нижние зубы вниз. Руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу с боков, кисти рук при этом также двигаются синхронно вверх — вниз (голова неподвижна). Выполнять 3–5 раз.

6. «Болтушка»

7. «Часики снаружи»рот раскрыт, язык выдвинут изо рта, движение языка влево — вправо. Руки вытянуты вперед, кисти рук одновременно двигаются вправо — влево (голова неподвижна). Выполнять 3–5 раз.

8. «Часики внутри»рот раскрыт, язык в полости рта, движение языка влево — вправо с упором в щёки. Руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу с боков, кисти рук одновременно двигаются вверх– вниз (голова неподвижна). Выполнять 3–5 раз.

9. «Болтушка»

10. «Царапаемся— кусаемся»губы в улыбке, покусывать кончик языка, руки перед собой, согнуты в локтях, одновременно выполнять движения пальцами, имитирующие царапание когтей. Выполняется 5 секунд.

11. «Болтушка»

12. «Хомяк»надуваем правую щёку, одновременно правую руку вытянуть в сторону, сдуть щёку, опустить руку. То же в левую сторону. Выполнять 3–5 раз.

13. «Болтушка»

14. «Толстый хомяк— худой хомяк»надуть щёки, руки развести в стороны. Втянуть щёки, руки крест — накрест, обхватить себя впереди. Повторить. Смена рук (другая сверху). Выполнять 3–5 раз.

15. «Болтушка»

16. «Салют»по команде язык совершает цокающее движение, одновременно прямые руки выбрасываются резко вперёд, пальцы раскрываются в стороны. Выполняется 2- 3 раза.

17. «Болтушка»

18. «Лифт»рот открыт. Широкий язык выдвинут изо рта. Движение вверх, облизывает верхнюю губу. Возвращается в рот. Одновременно прямые руки с движениями кистей вверх — вниз. Выполнять 3–5 раз.

Комплекс клексической теме «Обитатели холодных стран»

  1. «Рыба плещется»рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Широкий мягкий язык выдвинут изо рта, совершает движения вперёд — назад. Одновременно в такт с этими движениями расслабленные кисти рук движутся вперед — назад (локти не сгибать). Выполняется 5 секунд.
  2. Чередование упражнений «Улыбка белого медведя», «Клюв пингвина», «Тюлень хочет поймать рыбу», «Пингвин прыгает вводу».

«Улыбка белого медведя»губы растягиваются в улыбке, зубы видны, руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки.

«Клюв пингвина»губы вытянуть вперёд трубочкой, пальцы обеих рук вместе, ладони прижаты друг к другу и направлены вперёд на уровне груди.

«Тюлень хочет поймать рыбу»зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Руки в локтях согнуты и прижаты к бокам. Пальцы и ладони округлены, образуют шар перед грудью.

«Пингвин прыгает вводу»рот широко открыть (верхние и нижние зубы видны в «окне»), одновременно и резко прямые руки выбросить вперёд, пальцы с силой разведены.

  1. «Рыба плещется»
  2. «Тюлень высматривает рыбу»рот открыт, язык выдвинут изо рта, движение языка вверх — вниз. Руки вытянуты вперёд, кисти рук при этом также двигаются синхронно вверх — вниз (голова неподвижна). Выполнять 3–5 раз.
  3. «Рыба плещется»
  4. «Тюлень поймал рыбу, рыба хочет вырваться»рот раскрыт, язык выдвинут изо рта, движение языка влево — вправо. Руки вытянуты вперед, кисти рук одновременно двигаются вправо — влево (голова неподвижна). Выполнять 3–5 раз.
  5. «Рыба плещется»
  6. «Писец царапается— кусается»губы в улыбке, покусывать кончик языка, руки перед собой, согнуты в локтях, одновременно выполнять движения пальцами, имитирующие царапание когтей. Выполняется 5 секунд.
  7. «Рыба плещется»
  8. «Морж перекатывается по льдине»надуваем правую щёку, одновременно правую руку вытянуть в сторону, сдуть щёку, опустить руку. То же в левую сторону. Выполнять 3–5 раз.
  9. «Рыба плещется»
  1. «Толстый морж— худой морж»надуть щёки, руки развести в стороны. Втянуть щёки, руки крест — накрест, обхватить себя впереди. Повторить. Смена рук (другая сверху). Выполнять 3–5 раз.
  1. «Рыба плещется»
  2. «Северный олень скачет» — по команде язык совершает цокающее движение, одновременно прямые руки выбрасываются резко вперёд, пальцы раскрываются в стороны. Выполняется 2- 3 раза.
  3. «Рыба плещется»
  4. «Олень смотрит на северное сияние»рот открыт. Широкий язык выдвинут изо рта. Движение вверх, облизывает верхнюю губу, возвращается в рот. Одновременно прямые руки с движениями кистей вверх — вниз. Выполнять 3–5 раз.

Литература:

1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6–12 лет. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. —20 с. (Практическая логопедия)

2. Коноваленко С. В, Кременицкая М. И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 112 с.

3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. — М.: Издательство «Гном и Д», 2007.

4. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. — М.: Изд-во «Гном-пресс», 1998.

5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. –– М.: Издательство Московского университета, 1985

Основные термины (генерируются автоматически): рука, кисть рук, рот, движение языка, движение пальцев, палец, раз, движение, рыба, воздушная подушка.

Похожие статьи

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Похожие статьи

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Задать вопрос