Коррекция психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 16.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Шиян, Е. А. Коррекция психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Е. А. Шиян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — URL: https://moluch.ru/archive/545/119347/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье автор исследует коррекцию психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, психомоторное развитие, коррекция движений, развитие межполушарного взаимодействия, графомоторные навыки, релаксация.

Психосенсомоторные навыки обеспечивают единство моторного, когнитивного и эмоционального компонентов. Они способствуют развитию всех сторон личности ребенка и раскрытию его потенциала.

Сформированность всех психосенсомоторных функций и процессов влияет на речевое развитие ребёнка. Если скорректировать психосенсомоторное развитие (создать условия для этого), то появятся положительные изменения в речевом развитии ребенка.

Проанализировав результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента, который проходил на базе Государственного казённого учреждения дошкольная образовательная организация Запорожской области «Константиновский детский сад № 2 «Радуга» Мелитопольского района, был выявлен низкий уровень психсенсомоторного развития у детей с ОВЗ в исследовании принимали участие 48 воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет. Оценка уровня психосенсомоторного развития у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня осуществлялась в соответствии с критериями, показателями и методиками, представленными в таблице 1.

Таблица 1

Диагностическая карта констатирующего этапа эксперимента

Критерии

Показатели (уровни)

Диагностическое задание

Поведенческие

Умение располагать предмет по форме в соответствии с образцом

Диагностическое задание 1

«Группировка игрушек»

(Л. А. Венгер)

Умение находить предмет по форме

Умение называть предмет по форме

Умение располагать величину в соответствии с образцом

Диагностическое задание 2

«Разбери и сложи матрешку четырехсоставную»

(Е. А. Стребелева)

Умение находить величину по называнию взрослого

когнитивный

Знает название величины

Знает, как различать предметы на ощупь (гладкие, шершавые, мягкие, твердые) и называть их

Диагностическое задание 3 «Какой предмет на ощупь. Что из чего

сделано?» (М. И. Земцова)

Эмоционально-мотивационные

проявляет желание, интерес и умение зарисовывать линии в соответствии с образцом

Диагностическое задание 4

«Методика «Дорожки» (Л. А. Венгер)»

проявляет желание, интерес и умение располагать ладони в соответствии с образцом

Диагностическое задание 5

«Упражнение ладонь, кулак, ребро» (М. Озьяз, Л. А. Венгер,

Н. О. Озерецкий, Н. И. Гуревич)

проявляет желание, интерес и умение показывать действия ладонью в соответствии с образцом (кулак, ладонь, ребро)

Критерии сформированности сенсомоторных функцийиперцептивно-когнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста

сенсорная сфера

двигательная сфера

слухо-моторная координация

зрительно-моторная координация

Умеет складывать по форме, цвету и величине, умеет различать предметы на ощупь (гладкие, шершавые, мягкие, твердые) и называть их. Знает цвета, форму и величину, проявляет интерес к сенсорным эталонам, возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость и осознанность восприятия

—умеет выполнять одновременно два вида движений располагать ладони в соответствии с образцом; умения показывать действия ладонью в соответствии с образцом (кулак, ладонь, ребро)

—умеет подпрыгивать, меняя ноги

— умеет прыгать через скакалку, качая ее вперед-назад

Умеет слышать и понимает задания

Умеет видимый предмет делить на части и затем, объединять их в целое, прежде чем, подобного рода операции будут выполнены в практическом плане

Диагностическое задание 6 экспериментальная диагностика ведущей сенсорно-перцептивной модальности у детей с ОНР. Г. А. Ванюхиной [21]

На формирующем этапе исследования были реализованы условия активизации психосенсомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития:

  1. Создание развивающей среды (уголок «Развивайка» в котором содержаться игры, пособия).
  2. Использование нейрогимнастики и кинезиологических упражнений в работе с детьми по коррекции психосенсомоторного развития.
  3. Взаимосвязь с родителями, законными представителями.

Уголок «Развивайка»

— создание условий для обогащения зрительного сенсорного опыта детей;

— разработку игр, направленных на формирование тактильного, осязательного и сенсорного опыта детей;

— организацию центра сенсорного развития с учётом возможности детей играть как самостоятельно, так и совместно;

— обеспечение доступности и мобильности игр, представленных в уголке.

Данный уголок несёт в себе следующие функции:

— стимуляция сенсорные функции (зрительное восприятие, осязание, слух и т. д.);

— развитие мелкой моторики рук;

— снятие мышечного и эмоционального напряжения;

— активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти.

На втором этапе был использован комплекс кинезиологических упражнений и нейрогимнастики для создания условий правильного речевого и психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.

Тренажер «Левое-правое» мы с детьми использовали следующим образом: проходим по лабиринту пальцами рук, специальными деревянными насадками (которые удобно держать в руках), а также мелками, заполняем пространство в лабиринте фасолью, горохом и другими предметами при этом развивается мелкая моторика, а вместе с ней и речь. Не забывая при этом соединять действия с речью. В последующем усложняем задачи и используем дощечки с разными рисунками либо разворачиваем одну из них на 90 градусов. Этот процесс так увлек детей, что совместно с родителями мы решили подобрать и изготовить новые пособия. При создании пособия дети и родители высказывались в каком виде хотели видеть нейроигру: карточки, плакат, стенд. Решение было принято: многоразовые карточки. А также, подбирали необходимые материалы для создания пособия. Учитывали ряд требований, которые предъявляются к дидактическим материалам, используемым в детском саду:

— материал должен быть безопасным для дошкольников;

— цветовая гамма должна быть насыщенной и контрастной;

— материал должен быть прочным;

— используемые материалы должны быть гипоаллергенными.

С детьми мы начинаем с самой простой игры это проведи по линиям. В ней ребенок проводит по линиям указательными пальцами одновременно обеими руками при это этом проговаривая любой стихотворение или скороговорку. К примеру: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

В группе, на боковых стенках мебели мы расположили «Зарядку для ума». Дети периодически в течении дня подходят и играя развиваются. Здесь дети указательными пальцами обеих рук одновременно проводят по линиям, а где кружочки подушки пальцев отрывают от линии и касаются кружков, все действия сопровождают речью: считалочкой, стихотворением.

В течение дня использовали такие упражнения:

1) рисование двумя руками одновременно начиная с простого круг, треугольник, постепенно усложняя рисуя яблоко, облако. Высшая ступень этой игры — это рисование с закрытыми глазами.

2) Рисунок дети штрихуют, раскрашивают действия выполняют двумя руками вместе.

3) Играя, дети выкладывают орнамент, рисунок из фасоли, гороха и других подручных материалов одновременно двумя руками.

Используя эти игры, дети проговаривают стихотворение, скороговорку, пословицу, придумывают небольшой рассказ и даже поют песни.

На третьем этапе исследования проводилась работа с родителями. Были проведены консультации «Нейроигры для детей с проблемами речевого развития», «Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и развития речи у дошкольников», «Что такое нейроигры». Мастер-класс для родителей «Нейроигры в домашних условиях».

После проведения формирующего этапа исследования был проведен анализ результатов контрольного этапа исследования, можно сделать вывод, что, в основном, показатели речевого и сенсомоторного развития в экспериментальной группе повысились относительно констатирующего этапа на выше среднего и нормы.

Таким образом, по результатам проведения контрольного этапа эксперимента был сделан вывод, что подобраны оптимальные условия для активизации психосенсомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология- 2003- № 5. с.45–51.
  2. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду — 2003 — № 5 — С. 31–34.
  3. Лурия А. Р. «Основы нейропсихологии» Учебное пособие для студентов высш. Уч. Завед. –М.: Издательский центр «Академия», 2003. -384 с.
  4. Семенович А. В., Ланина Т. Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка — фундамент коррекции общего недоразвития речи // Практическая психология и логопедия. — № 2–2004 — С. 44–50.
Основные термины (генерируются автоматически): диагностическое задание, ребенок, III, развитие, соответствие, старший дошкольный возраст, умение, дошкольный возраст, психомоторное развитие, речевое развитие.


Ключевые слова

релаксация, интеллектуальные нарушения, графомоторные навыки, психомоторное развитие, коррекция движений, развитие межполушарного взаимодействия

Похожие статьи

Задать вопрос