В статье автор исследует коррекцию психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, психомоторное развитие, коррекция движений, развитие межполушарного взаимодействия, графомоторные навыки, релаксация.
Психосенсомоторные навыки обеспечивают единство моторного, когнитивного и эмоционального компонентов. Они способствуют развитию всех сторон личности ребенка и раскрытию его потенциала.
Сформированность всех психосенсомоторных функций и процессов влияет на речевое развитие ребёнка. Если скорректировать психосенсомоторное развитие (создать условия для этого), то появятся положительные изменения в речевом развитии ребенка.
Проанализировав результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента, который проходил на базе Государственного казённого учреждения дошкольная образовательная организация Запорожской области «Константиновский детский сад № 2 «Радуга» Мелитопольского района, был выявлен низкий уровень психсенсомоторного развития у детей с ОВЗ в исследовании принимали участие 48 воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет. Оценка уровня психосенсомоторного развития у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня осуществлялась в соответствии с критериями, показателями и методиками, представленными в таблице 1.
Таблица 1
Диагностическая карта констатирующего этапа эксперимента
Критерии |
Показатели (уровни) |
Диагностическое задание |
Поведенческие |
Умение располагать предмет по форме в соответствии с образцом |
Диагностическое задание 1 «Группировка игрушек» (Л. А. Венгер) |
Умение находить предмет по форме |
||
Умение называть предмет по форме |
||
Умение располагать величину в соответствии с образцом |
Диагностическое задание 2 «Разбери и сложи матрешку четырехсоставную» (Е. А. Стребелева) |
|
Умение находить величину по называнию взрослого |
||
когнитивный |
Знает название величины |
|
Знает, как различать предметы на ощупь (гладкие, шершавые, мягкие, твердые) и называть их |
Диагностическое задание 3 «Какой предмет на ощупь. Что из чего сделано?» (М. И. Земцова) |
|
Эмоционально-мотивационные |
проявляет желание, интерес и умение зарисовывать линии в соответствии с образцом |
Диагностическое задание 4 «Методика «Дорожки» (Л. А. Венгер)» |
проявляет желание, интерес и умение располагать ладони в соответствии с образцом |
Диагностическое задание 5 «Упражнение ладонь, кулак, ребро» (М. Озьяз, Л. А. Венгер, Н. О. Озерецкий, Н. И. Гуревич) |
|
проявляет желание, интерес и умение показывать действия ладонью в соответствии с образцом (кулак, ладонь, ребро) |
||
Критерии сформированности сенсомоторных функцийиперцептивно-когнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста сенсорная сфера двигательная сфера слухо-моторная координация зрительно-моторная координация |
Умеет складывать по форме, цвету и величине, умеет различать предметы на ощупь (гладкие, шершавые, мягкие, твердые) и называть их. Знает цвета, форму и величину, проявляет интерес к сенсорным эталонам, возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость и осознанность восприятия —умеет выполнять одновременно два вида движений располагать ладони в соответствии с образцом; умения показывать действия ладонью в соответствии с образцом (кулак, ладонь, ребро) —умеет подпрыгивать, меняя ноги — умеет прыгать через скакалку, качая ее вперед-назад Умеет слышать и понимает задания Умеет видимый предмет делить на части и затем, объединять их в целое, прежде чем, подобного рода операции будут выполнены в практическом плане |
Диагностическое задание 6 экспериментальная диагностика ведущей сенсорно-перцептивной модальности у детей с ОНР. Г. А. Ванюхиной [21] |
На формирующем этапе исследования были реализованы условия активизации психосенсомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития:
- Создание развивающей среды (уголок «Развивайка» в котором содержаться игры, пособия).
- Использование нейрогимнастики и кинезиологических упражнений в работе с детьми по коррекции психосенсомоторного развития.
- Взаимосвязь с родителями, законными представителями.
Уголок «Развивайка»
— создание условий для обогащения зрительного сенсорного опыта детей;
— разработку игр, направленных на формирование тактильного, осязательного и сенсорного опыта детей;
— организацию центра сенсорного развития с учётом возможности детей играть как самостоятельно, так и совместно;
— обеспечение доступности и мобильности игр, представленных в уголке.
Данный уголок несёт в себе следующие функции:
— стимуляция сенсорные функции (зрительное восприятие, осязание, слух и т. д.);
— развитие мелкой моторики рук;
— снятие мышечного и эмоционального напряжения;
— активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти.
На втором этапе был использован комплекс кинезиологических упражнений и нейрогимнастики для создания условий правильного речевого и психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
Тренажер «Левое-правое» мы с детьми использовали следующим образом: проходим по лабиринту пальцами рук, специальными деревянными насадками (которые удобно держать в руках), а также мелками, заполняем пространство в лабиринте фасолью, горохом и другими предметами при этом развивается мелкая моторика, а вместе с ней и речь. Не забывая при этом соединять действия с речью. В последующем усложняем задачи и используем дощечки с разными рисунками либо разворачиваем одну из них на 90 градусов. Этот процесс так увлек детей, что совместно с родителями мы решили подобрать и изготовить новые пособия. При создании пособия дети и родители высказывались в каком виде хотели видеть нейроигру: карточки, плакат, стенд. Решение было принято: многоразовые карточки. А также, подбирали необходимые материалы для создания пособия. Учитывали ряд требований, которые предъявляются к дидактическим материалам, используемым в детском саду:
— материал должен быть безопасным для дошкольников;
— цветовая гамма должна быть насыщенной и контрастной;
— материал должен быть прочным;
— используемые материалы должны быть гипоаллергенными.
С детьми мы начинаем с самой простой игры это проведи по линиям. В ней ребенок проводит по линиям указательными пальцами одновременно обеими руками при это этом проговаривая любой стихотворение или скороговорку. К примеру: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
В группе, на боковых стенках мебели мы расположили «Зарядку для ума». Дети периодически в течении дня подходят и играя развиваются. Здесь дети указательными пальцами обеих рук одновременно проводят по линиям, а где кружочки подушки пальцев отрывают от линии и касаются кружков, все действия сопровождают речью: считалочкой, стихотворением.
В течение дня использовали такие упражнения:
1) рисование двумя руками одновременно начиная с простого круг, треугольник, постепенно усложняя рисуя яблоко, облако. Высшая ступень этой игры — это рисование с закрытыми глазами.
2) Рисунок дети штрихуют, раскрашивают действия выполняют двумя руками вместе.
3) Играя, дети выкладывают орнамент, рисунок из фасоли, гороха и других подручных материалов одновременно двумя руками.
Используя эти игры, дети проговаривают стихотворение, скороговорку, пословицу, придумывают небольшой рассказ и даже поют песни.
На третьем этапе исследования проводилась работа с родителями. Были проведены консультации «Нейроигры для детей с проблемами речевого развития», «Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и развития речи у дошкольников», «Что такое нейроигры». Мастер-класс для родителей «Нейроигры в домашних условиях».
После проведения формирующего этапа исследования был проведен анализ результатов контрольного этапа исследования, можно сделать вывод, что, в основном, показатели речевого и сенсомоторного развития в экспериментальной группе повысились относительно констатирующего этапа на выше среднего и нормы.
Таким образом, по результатам проведения контрольного этапа эксперимента был сделан вывод, что подобраны оптимальные условия для активизации психосенсомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста.
Литература:
- Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология- 2003- № 5. с.45–51.
- Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду — 2003 — № 5 — С. 31–34.
- Лурия А. Р. «Основы нейропсихологии» Учебное пособие для студентов высш. Уч. Завед. –М.: Издательский центр «Академия», 2003. -384 с.
- Семенович А. В., Ланина Т. Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка — фундамент коррекции общего недоразвития речи // Практическая психология и логопедия. — № 2–2004 — С. 44–50.