Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 17.06.2018

Статья просмотрена: 1252 раза

Библиографическое описание:

Алпатикова, С. В. Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности / С. В. Алпатикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51509/ (дата обращения: 19.10.2024).



Одной из важнейших проблем психологии и педагогики является проблема познавательного интереса у детей. В ряде исследований познавательный интерес — ведущая мотивационная тенденция игровой деятельности. Интерес — это особый механизмом поведения, который определяет положительный эмоциональный фон и степень увлеченности деятельностью.

У ребенка в дошкольном возрасте происходит перестройка всей психической жизни, а также его отношение к окружающему миру. В этом возрасте ребенок открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественных функций людей. Дошкольник старается активно участвовать во взрослой жизни. В этом возрасте ребенок может реализовать себя только через игру.

Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. Она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.

Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.

Познавательное развитие ребенка связано, прежде всего, с органами чувств, а также с совершаемыми им движениями.

Одним из важных аспектов развития дошкольника, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Значимость развития мелкой моторики получила научное обоснование.

Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты.

Игровая деятельность стимулирует развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В работах В. М. Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Исходя из выше сказанного, зарубежными и отечественными педагогами и исследователями были разработаны упражнения для развития кистей рук и пальцев. Например, в Китае распространены упражнения ладоней с камнями и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая» и т. п.

Дети с ЗПР в игре преимущественно затрагивают бытовую тематику, у них снижен интерес к игре, сюжет игры тяготеет к стереотипам, замысел игры возникает с трудом. Ролевое поведение в игре отличается импульсивностью. Игра не сформирована и как совместная деятельность. Такие дети мало общаются между собой в игре, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается. Все особенности игры детей с ЗПР описаны Е. С. Слепович и подтверждены наблюдениями за свободным поведением детей и подтверждены данными других исследований [1].

В игре реализуются потенциальные возможности личности ребенка, первые творческие проявления, как следствие, формируется личность ребенка. Функции игры находятся в прямой зависимости от психологических особенностей, раскрытыми в исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского и др.

К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире [2].

Специфика обучающей игры заключается в ее структуре. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Быстро и удачно найденное решение, успех, радость победы, одобрение со стороны педагога оказывают на ребенка положительное воздействие, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности, активизируют мышление.

Следовательно, игровые приемы — это основные приемы, которые используют воспитатели, логопеды и дефектологи на занятиях с детьми с ЗПР. Эти приемы повышают познавательную активность детей данной категории, стимулируют развитие внутренней мотивации и поддерживают интерес к занятиям. Благодаря игровым приемам решаются основные образовательно-воспитательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Я в своей деятельности использую нетрадиционный метод работы с манной крупой. Существует широкий спектр ее использования для развития мелкой моторики у детей. Создание рисунков цветной манкой, развивающие игры «Нарисуй узор», «Найди заданный предмет».

Рисование манной крупой развивает мелкую моторику ребенка, познавательную сферу (память, речь, образно-логическое мышление, пространственное представление, процессы психоэмоциональной саморегуляции, формируют творческий потенциал, совершенствуют коммуникативные навыки).

Таким образом, познавательный интерес — многогранное и обширное понятие. Развитие и формирование познавательного интереса — это часть проблемы всестороннего развития личности. Невозможно переоценить роль познавательного интереса в жизни ребенка. Необходимость его развития и формирования не вызывает сомнений и имеет психологическое, педагогическое и социальное значение.

Литература:

  1. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. — М., 2005.
  2. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М., 2008.
  3. Кордуэлл М. Психология. А — Я: Словарь-справочник. — М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, познавательный интерес, ребенок, мелкая моторика, игровая деятельность, манная крупа, окружающий мир, познавательная деятельность, прием, прямая зависимость.


Похожие статьи

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Формирование познавательного интереса у дошкольников через организацию игровой деятельности

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Похожие статьи

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Формирование познавательного интереса у дошкольников через организацию игровой деятельности

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Задать вопрос