Формирование познавательного интереса и регуляции поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
Авторы: Кошкина Елена Александровна, Шикова Мария Вячеславовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.
Дата публикации: 20.03.2023
Статья просмотрена: 200 раз
Библиографическое описание:
Кошкина, Е. А. Формирование познавательного интереса и регуляции поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ / Е. А. Кошкина, М. В. Шикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 27-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8185/ (дата обращения: 16.12.2024).
Авторы рассуждают о том, как важно удерживать познавательный интерес у детей с ОВЗ, делятся практическим опытом и вариантами, игр, вызывающих интерес к математике с детского сада.
Ключевые слова: ДОУ, дошкольное образовательное учреждение, КРР, коррекционно-развивающая работа, математическое развитие, ОВЗ, особые образовательные потребности.
В последние годы внимание общества обращено на изучение тех условий, которые помогают развивать социально активную личность, и тут, остро стал вопрос формирования произвольной регуляции деятельности и поведения у детей дошкольного возраста. Этот вопрос становится актуальным, практически у каждого ребенка с ОВЗ, при подготовке к школьному обучению, т. к. в школе надо действовать целенаправленно, осознанно, последовательно.
К сожалению, во всем мире отмечается рост количества детей с теми или иными проблемами в развитии, поэтому многие педагоги в области дошкольного образования большое внимание уделяли процессу развития детей с ОВЗ.
Отечественные ученые: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев отмечали суть произвольности в контексте проблемы мотивации . Познавательный интерес, как отмечено в ФГОС ДО: это «избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизируют психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека».
Нет единых ярко выраженных характерных особенностей в развитии детей с ОВЗ, которые отрицательно сказываются на своевременном формировании всех видов дошкольной деятельности: познавательной, игровой, социально-коммуникативной и др. Нормально развивающийся ребенок может самостоятельно направлять поведение в соответствии с задачей, и сам конструировать эту норму саморегуляции на основе «эмоционально — гностических комплексов», которые являются особой формой ориентировки в действительности.
Целенаправленное ежедневное включение детей с особенностями в развитии в обучающий процесс — это возможность для каждого ребенка в восполнение дефицита в развитии с использованием его потенциала.
Но, учителя-логопеды ДОУ 165 г.Чебоксар, отмечают, что у большинства детей с ОВЗ, есть ряд общих нарушения в структуре личностного и интеллектуального развития: импульсивность действий и низкий уровень самоконтроля; отсутствие целенаправленности; отказ в выполнении «неудобных» заданий; непринятие правил поведения. Произвольная регуляция считается основой социальной зрелости ребенка, без которой активность к школе практически невозможна.
Практикующие педагоги дошкольного учреждения целенаправленно ведут коррекционно-педагогическую работу с дошкольниками с ОВЗ, через подборку специальных игр и упражнений, которые создают «предпосылки» мышления, различных видов восприятия, развивая моторные функции и межсенсорные связи, постепенно пробуждая познавательную и творческую активность ребенка. Узкие специалисты целенаправленно создают необходимые образовательные условия для развития ведущих видов деятельности, в условиях развивающей среды группы и кабинета. Главная стратегия педагогического воздействия заключается в обеспечении определенных условий, реализующих индивидуальный потенциал ребенка.
Регулятивная поведения детей с нарушениями в развитии недостаточно объективна и в основном, развивается в процессе целенаправленного познавательного развития на занятиях в ДОУ. Коррекционная работа должна состоять из нескольких этапов (от простых заданий до более сложных, с подбором разнообразного материала), упражнения важно использовать индивидуально, и фронтально.
Необходимо сделать ритуалом и ежедневно «снимать» напряжение мышц, не только лица, но конечностей тела ребенка, желательно использовать простые хороводные игры и упражнения, под спокойное музыкальное сопровождение («Ходит Ваня», «Кот и мыши», Море волнуется раз», «Тили-рам» и т. п.)
Ежедневная работа, в ходе которой дети постепенно учатся подчинять свои действия определенным правилам, слышать и выполнять инструкции взрослого. Настольно-печатные игры развивают усидчивость, умение сдерживать себя, ждать свою очередь, постепенно развивает произвольность действий, (хорошо содействуют этому, настольно-печатные игры: «Домино», «Лото», «Пазлы», и др.).
Тренировка и развитие навыков самоконтроля у детей с нарушениями в развитии важны, при выполнении любого действия, умение по завершении действия проверить качество выполнения. Тут хорошо использовать дежурство в уголке природы или оформление рабочего места перед занятием, выполнение не больших инструкций («Принеси пожалуйста красную машинку, с полки»; упражнение: «Кулак-ладонь-ребро»; игры по определенным правилам: «Расскажем и покажем»; «Да» и «нет» не говори» и т. п.
Вся коррекционная работа устремляется на решение задач по развитию познавательной деятельности, адаптации ребенка с ОВЗ к условиям жизни в современном социум. Для успешного развития ребенка, особенно, с особенностями в развитии, важна и нужна постоянная поддержка и помощь взрослого. Обязанность педагогов видеть и сопровождать каждого, ценить и уважать их чувства, улавливать настроение и общаться с детьми о вещах, которые важны и влияют на их жизнь.
Формирование интереса к знаниям и трудовым навыкам у детей с нарушениями в развитии имеет большое значение для их учебной деятельности. Поддержание постоянного интереса повышает тонус ребенка, создает позитивное настроение, позволяет преодолевать трудности, положительно влияет на качество выполнения работы. дети становятся более дисциплинированными, дружными и инициативными. Интересная задания, с знакомым сюжетом или картинками оживляет замкнутых детей, активизирует трудных, неспокойных на полезное дело. Быстро утомляемые дети тоже проявляют интерес, к хорошо знакомой игре, после небольшого перерыва, что содействует наблюдательности и углублению знаний об окружающем.
Взрослые стараются сбалансировать настроение ребенка, позволяют детям играть, предлагая несколько вариантов игры, самостоятельно принимая решения, при выборе действий и игры. Чтобы чувствовать себя комфортно, детям необходимо чувствовать уважение к себе, осознавать собственную важность. Успешно выполненное задание дает почувствовать ребенку быть уверенным в собственных возможностях, и обрести уверенность в себе.
Литература:
- Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников // Э. А. Баранова — СПб.: Питер, 2005. — 295 с.
- Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. // Ю. Ю. Березина — М.: Педагогические науки. — 2013. — № 8. — 192–195 с.
- Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Русское слово, 2020.
- Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
Ключевые слова
дошкольное образовательное учреждение, ДОУ, коррекционно-развивающая работа, ОВЗ, математическое развитие, особые образовательные потребности, КРРПохожие статьи
Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями ин-теллектуального развития в инклюзивной образовательной среде
В статье представлены результаты исследования отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Рассматриваются особенности формирования межличностных отношений младших школьников, обо...
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
В статье говорится о важности экологического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с природой, о том, как важно вовлекать детей в условиях ДОУ в практическую деятельность. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...
Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...
Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду
В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...
Взаимодействие с родителями специалистов по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. В связи с этим, в семье и закладываются основы личности ребенка, его нравственность, поведенческие черты, происходит развитие всех психических процессов. В ходе организации коррекционно-п...
Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников с нарушением речи
В статье представлены результаты экспериментальной работы учителя-логопеда по ознакомлению старших дошкольников с ОНР со сказками народов Поволжья. Показана зависимость возросшего интереса к сказке и характера вопросов детей до и после исследования в...
Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ
Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...
Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО
Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается ...
Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками
В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...
Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения
В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...
Похожие статьи
Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями ин-теллектуального развития в инклюзивной образовательной среде
В статье представлены результаты исследования отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Рассматриваются особенности формирования межличностных отношений младших школьников, обо...
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
В статье говорится о важности экологического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с природой, о том, как важно вовлекать детей в условиях ДОУ в практическую деятельность. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...
Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...
Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду
В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...
Взаимодействие с родителями специалистов по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. В связи с этим, в семье и закладываются основы личности ребенка, его нравственность, поведенческие черты, происходит развитие всех психических процессов. В ходе организации коррекционно-п...
Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников с нарушением речи
В статье представлены результаты экспериментальной работы учителя-логопеда по ознакомлению старших дошкольников с ОНР со сказками народов Поволжья. Показана зависимость возросшего интереса к сказке и характера вопросов детей до и после исследования в...
Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ
Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...
Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО
Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается ...
Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками
В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...
Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения
В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...