Ключевые слова: старший дошкольный возраст, метод проектов, познавательный интерес.
Современная система дошкольного образования ориентирована на применение новых, более перспективных и даже инновационных технологий обучения и воспитания детей. Это необходимо для развития у них ряда знаний, навыков и умений, которые в последующем можно применить в различных жизненных ситуациях, а также требуемых для начала освоения школьной образовательной программы. Для этого современными ДОУ в ходе воспитательно-образовательной деятельности детей активно применяется перспективная и результативная технология — метод проектов.
По мнению Н. О. Лебедевой, «ключевой целью организации проектной деятельности в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности. Следует отметить, что возрастные особенности накладывает определенные ограничения на организацию проектной деятельности дошкольников, тем не менее, обязательно необходимо начинать вовлекать детей в проектную деятельность с раннего возраста. Обуславливает эту необходимость то, что именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные установки, личностные качества и отношения. Если данное обстоятельство не принимать во внимание, если этот возраст рассмотреть в качестве малозначимого, «проходного» для метода проектов, то происходит нарушение преемственности между этапами развития учебно-познавательной деятельности воспитанников и в дальнейшем значительная их часть не может достигать желаемых результатов в проектной деятельности» [2, с. 122].
Метод проектов в основном применяется в работе со старшими дошкольниками, т. к. дети этого возраста более внимательные, самостоятельные, наблюдательные, у них в достаточной степени развиты способности к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремление к совместной деятельности. Метод проектов может быть ориентирован как на самостоятельную деятельность ребенка, так и на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Такая деятельность может носить поисковый, творческий, познавательный или и иной деятельности. Проект является конечным результатом деятельности ребенка, который отражает уровень развития познавательного интереса, творческий активности, коммуникативных навыков, социальной адаптации и т. д.
Старший дошкольный возраст (5–7 лет) является последним периодом дошкольного детства, в рамках которого у детей формируется достаточно широкий перечень знаний, умений и навыков, который они используют в своей дальнейшей жизнедеятельности, в частности, при обучении в школе. Этот период характеризуется интенсивным личностным развитием ребенка, активизацией физических и психических возможностей, совершенствованием его социализации, развитием навыков коммуникативного общения. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте у детей совершенствуется речь, активизируется воображение, формируется познавательный интерес, проявляются творческие способности, развивается словесная память, повышается уровень мыслительных операций и т. д. К концу дошкольного периода у ребенка уже в достаточной степени сформированы предпосылки к трудовой и учебной деятельности.
Развитие познавательного интереса дошкольника является центральным вопросом его воспитания в рамках ДОУ, что подтверждается нормами ФГОС ДО. Вместе с этим детям старшего дошкольного возраста свойственны активное проявление любознательности, склонность к экспериментированию, длительному концентрированию внимания на каком-либо объекте, выдвижению собственных предположений. Они задают много вопросов взрослым людям и используют полученные знания в собственных целях, применяют их в игровой, поисковой, творческой и прочей деятельности. Для того, чтобы помочь детям старшего дошкольного возраста сформировать и развить в достаточной степени познавательный интерес современными ДОУ активно применяется метод проектов.
Методика применения метода проектов с целью формирования и развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ подразумевает включение не только детей, но и педагогов и родителей. Она подразумевает реализацию ряда действий по 7 основным этапам. Они предполагают постановку цели проекта, поиск формы его реализации, разработку содержания учебно-воспитательного процесса, организацию предметной среды, определение направления поисковой деятельности, организацию совместной деятельности (творческой, поисковой, практической), осуществление работы над частями проекта и демонстрацию полученных результатов.
Таким образом, работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Литература:
- Давлетшина О. В. Проектная деятельность в ДОУ / О. В. Давлетшина // Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату: Материалы Международной научно-практической конференции. Главный редактор М. П. Нечаев. 2017. — С. 129–131.
- Лебедева Н. О. Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — № 41. — С. 120–123.
- Пузарина Е. Л. Проектный метод как средство внедрения педагогических инноваций в ДОУ / Е. Л. Пузарина // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: III Международная научно-практическая конференция: сборник статей. Под редакцией А. И. Улзытуевой. 2015. — С. 285–290.
- Циценко В. С. Организация проектной деятельности в ДОУ / В. С. Циценко, Т. Н. Красноперова // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 384–387.
- Чукалина Т. А. Проектные технологии в системе образования / Т. А. Чукалина // Образовательные инновации: опыт и перспективы: Сборник материалов межрегиональной заочной научно-практической конференции. Под редакцией Е. А. Рязанцевой, Л. Ю. Петровой, Н. В. Стребковой. 2017. — С. 280–283.