Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру
Авторы: Шиянова Людмила Алексеевна, Шиянова Юлия Николаевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 19.12.2016
Статья просмотрена: 2027 раз
Библиографическое описание:
Шиянова, Л. А. Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру / Л. А. Шиянова, Ю. Н. Шиянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1758/ (дата обращения: 21.12.2024).
В статье рассматривается метод проектов как эффективное средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста и как механизм вовлечения ребенка в самостоятельное решение проблемных ситуаций.
Ключевые слова: познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность; проектная деятельность
В современном обществе одним из основных аспектов повышения качества образования является его переориентирование на развитие активной творческой личности дошкольника, формирование его познавательных интересов, в том числе и к окружающему предметному миру. Вопросу формирования у дошкольников познавательных интересов к окружающему миру в дошкольной педагогике традиционно уделяется много внимания. В тоже время, существует проблема выбора средств развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира. В качестве одного из наиболее эффективных средств следует рассматривать использование проектной деятельности.
Современный социальный заказ общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, касается, прежде всего, не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.
В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда более или менее активен, успешен. Познавательный интерес, его проявление связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях, взаимодействия с окружающим миром и избирательной направленности на него.
В силу психологических особенностей дошкольного возраста (эмоциональность, наблюдательность, подражательность, стремление выражать свои впечатления в игровой и продуктивных видах деятельности) специального внимания заслуживает историческая информация о предметном мире, как продукте деятельности взрослого и творении его человеческой мысли. Высокая эмоциональность дошкольника обуславливает значение получаемых сведений для дальнейшего развития личности. В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее (начальные формы диалектического рассмотрения и анализа окружающих предметов, так называемые методологические знания). В тоже время процесс развития познавательного интереса к истории предметного мира в настоящее время не является предметом специального исследования, и при изучении особенностей познавательного развития, интересов детей категория исторической информации о предмете, интерес к ней не анализируется.
Следует отметить, что современная образовательная практика недооценивает значимость самостоятельной познавательной деятельности ребенка, в то время как развитие познавательного интереса зависит не только от качественных особенностей объекта, но и от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск.
Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. Такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать историческую информацию о предмете, является проектная деятельность.
Долгое время в педагогической науке не уделялось особого внимания развитию познавательных интересов дошкольников. Одними из первых познавательный интерес в качестве одного из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению, стали рассматривать такие ученые как Б. Г. Ананьева, Л. Н. Божович, Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, А. Г. Запорожец [1, c. 18]. Их исследования показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.
В настоящее время сформировались различные подходы к определению понятия познавательного интереса. Он рассматривается как:
‒ избирательная направленность человека (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо);
‒ проявление умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рушинштейн);
‒ активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
‒ специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А. К. Ковалев);
‒ активное познавательное отношение человека к миру (В. Н. Мясищев);
‒ избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира (Т. А. Куликова, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина) [7, c. 34–40].
В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса.
Так Г. И. Щукина, рассматривает содержательные компоненты познавательного интереса: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы.
А. Валлон анализирует познавательный интерес через призму эмоционального отношения к предмету познания. По его мнению, одним из первых объектов познания маленького ребенка является предметный мир, и формирование познавательного отношения к предметному миру обуславливает успешность его освоения ребенком и во многом определяет процесс его социализации.
Метод проектов как средство развития познавательного интереса к истории предметного мира имеет комплексный интегрированный характер.
Ряд авторов рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова). Другие анализируют сущность проектной деятельности, ее проблемный характер, место в воспитательно-образовательном процессе (Дж. Дьюи, Т. А. Данилина, Б. В. Игнатьев, У. Килпатрик, М. В. Крупенина, Н. Г. Чернилова) [7, c. 52–57]. При этом в большинстве исследований недостаточно изучены все потенциальные возможности проектной деятельности, ее роль в развитии познавательного интереса к истории предметного мира.
Проектная деятельность имеет определенную структуру, предполагающую следующие компоненты: оценка ситуации, прогнозирование (построение гипотез); моделирование действий; реализация предполагаемых действий, коррекция исследовательского поведения; анализ получаемых результатов.
В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности дошкольников. Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду: в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых; развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Содержание проектной деятельности определяется темой, целями и образовательными задачами и реализуется в различных видах детской деятельности и формах организации образовательной деятельности.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения и получить ощутимый результат.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Таким образом, благодаря оправданному и целесообразному сочетанию теории и практики, проектная деятельность способствует актуализации представлений, умений и навыков детей для самостоятельного нахождения и решения проблемы, стимулирует интересы, потребность в творческой деятельности, создает условия для сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Литература:
1. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. — 1982.- № 3 С. 17–19
2. Веракса Н.Е, Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика — Синтез, 2010.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., АСТ, 2009. — 672 с.
4. Годовикова Д. Б. Форма общения с взрослым и познавательная активность дошкольника // Проблемы возрастной психологии: Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989, 143 с.
5. Денисенкова Н. С. Формирование познавательной направленности у детей шестилетнего возраста на занятиях в детском саду. — М., ИМПЕКС, 1992, 122 с.
6. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1. — М., Просвещение, 1986. — 176 с.
7. Кузина А. Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Кузина Анна Юрьевна; [Место защиты: ГОУВПО «Российский государственный педагогический университет»]. — Санкт-Петербург, 2009. — 200 с.: ил.
8. Куликова Т. О воспитании у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание, 1996 г. № 9 С. 23–25.
Ключевые слова
проектная деятельность, познавательный интерес, , самостоятельная познавательная деятельностьПохожие статьи
Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной технологии, охарактеризована педагогическая ценность испо...
Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста
В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...
Приемы развития исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста в среде дополнительного образования
В статье рассматриваются приемы формирования и развития исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в студии раннего развития детей в среде дополнительного образования.
Конструктивная деятельность как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются возможности развития творчества дошкольников в конструктивной деятельности, обозначаются некоторые методические аспекты его развития в конструировании по замыслу.
Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы
В статье рассматриваются эффективность и особенности использования проектного метода в обучении одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.
Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе проектной деятельности
Данная статья посвящена изучению формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе проектной деятельности. В работе рассматриваются подходы к изучению познавательного интереса, исследуется природа и этапы его формирования. Кроме ...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования
В данной статье представлен педагогический опыт по организации детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста. Представлены критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста и разработа...
Проектная деятельность в работе с одаренными детьми
В статье рассматривается понятие «одаренности». Представлена проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми. Рассмотрены основные этапы работы над проектом, а также представлены особенности проведения исследования в разных возрастных гру...
Организация проектной деятельности как средство развития исследовательских умений учащихся 7 класса на уроках биологии
В статье рассматривается развитие исследовательских умений учащихся через организацию проектной деятельности на уроках биологии в 7 классе и выявление условий их реализации через модель изучения темы «Рыбы»
Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...
Похожие статьи
Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной технологии, охарактеризована педагогическая ценность испо...
Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста
В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...
Приемы развития исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста в среде дополнительного образования
В статье рассматриваются приемы формирования и развития исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в студии раннего развития детей в среде дополнительного образования.
Конструктивная деятельность как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются возможности развития творчества дошкольников в конструктивной деятельности, обозначаются некоторые методические аспекты его развития в конструировании по замыслу.
Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы
В статье рассматриваются эффективность и особенности использования проектного метода в обучении одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.
Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе проектной деятельности
Данная статья посвящена изучению формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе проектной деятельности. В работе рассматриваются подходы к изучению познавательного интереса, исследуется природа и этапы его формирования. Кроме ...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования
В данной статье представлен педагогический опыт по организации детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста. Представлены критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста и разработа...
Проектная деятельность в работе с одаренными детьми
В статье рассматривается понятие «одаренности». Представлена проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми. Рассмотрены основные этапы работы над проектом, а также представлены особенности проведения исследования в разных возрастных гру...
Организация проектной деятельности как средство развития исследовательских умений учащихся 7 класса на уроках биологии
В статье рассматривается развитие исследовательских умений учащихся через организацию проектной деятельности на уроках биологии в 7 классе и выявление условий их реализации через модель изучения темы «Рыбы»
Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...