В статье кратко представлена эмпирическая часть исследования влияния командно-ролевой игры «Мафия» на психоэмоциональное состояние студентов психологов.
Ключевые слова: психоэмоциональное состояние студентов психологов, экспериментальная группа, контрольная группа, Сравнение результатов, шкала проявлений тревоги, личностная тревожность, психоэмоциональное состояние, ситуативная тревожность, влияние игры.
Данное исследование разрабатывалось с целью найти какой-либо способ оказать практическую помощь студентам, которые в силу различных обстоятельств наблюдают у себя ухудшение психоэмоционального состояния, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Важность влияния психоэмоционального состояния человека, на его учебную или рабочую деятельность достаточно подробно изучена, и уже подтверждена как теоретически, так и эмпирически. Поэтому перед нами стоял вопрос, как преодолеть обозначенное выше угнетение психоэмоционального состояния.
Актуальность также заключается в выбранной нами группе исследуемых, а именно, студентов психологов, которые благодаря совокупности специфики своего: возраста, социального статуса, а также специфики обучения — могут находиться сразу в нескольких кризисных состояниях. Данный аспект вносит их в группу риска с точки зрения нормы показателей психоэмоционального состояния, и делает необходимость изучения способов противодействия вышеназванному, более приоритетной задачей.
Также необходимо отметить слабую разработанность и подтвержденность с эмпирической точки зрения, значимость такого вида психологической интервенции, как групповая игра. Особенно применительно к более взрослой аудитории, за рамками педагогической психологии. На основе этого, методом воздействия на экспериментальную группу нами была выбрана игра «Мафия».
Специфика простоты организации, с точки зрения ресурсозатрат, такого мероприятия как групповая игра «Мафия», для повышения показателей психоэмоционального состояния, у находящихся в «группе риска», студентов психологов, а также гипотетическая эффективность этого метода, позволяют нам считать данное исследование актуальным и значимым.
Гипотеза: игра «Мафия» улучшает психоэмоциональное состояние студентов психологов, а именно: снижает показатели тревожности; увеличивает показатели настроения.
Цель: исследование влияния игры «Мафия» на психоэмоциональное состояние студентов психологов.
Задачи исследования:
- Провести психологический анализ понятия «психоэмоционально состояние».
- Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния командных игр на психоэмоциональное состояние студентов.
- Охарактеризовать выборку и этапы исследования, обосновать методы и методики исследования.
- Разработать эксперимент по исследованию влияния игры «Мафия» на психоэмоциональное состояние студентов психологов.
- Провести первичную диагностику психоэмоционального состояния студентов психологов в экспериментальной и контрольной группе.
- После проведения экспериментального воздействия провести вторичную диагностику психоэмоционального состояния студентов психологов в экспериментальной и контрольной группе.
- Выявить влияния игры «Мафия» на психоэмоциональное состояние студентов психологов.
Методы исследования: анализ теоретического материала, психодиагностическое тестирование, эксперимент, метод математико-статистической обработки (t-критерий Стьюдента).
Методики:
– Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (Автор: Чарльз Спилбергер; Адаптация: Ю. Л. Ханин) [1];
– Шкала проявлений тревоги Тейлор (Автор: Джанет Тейлор; Адаптация: Т. А. Немчин) [3];
– Самочувствие, активность, настроение (Авторы: В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников).
Выборка: 38 студентов КГПИ КемГУ, обучающиеся по направлению «морально психологическое обеспечение служебной деятельности», из которых 19 человек были в контрольной группе, и 19 в экспериментальной.
Практическая значимость : Результаты данного исследования позволят определить коррекционный потенциал такого вида интервенции как, групповая игра «мафия», на психоэмоциональное состояние студентов психологов. При подтверждении гипотезы, будет эмпирически доказана полезность и уместность применения данной игры с целью улучшения психоэмоционального состояния студентов психологов, для противодействия угнетению психоэмоционального состояния студентов психологов.
Анализ результатов входной и выходной диагностики тревожности и настроения у студентов психологов
Рассматривая результаты входной и выходной диагностики, для начала попробуем проследить изменения, происходящие в экспериментальной группе. Для этого, на рисунке 1 представлены наглядные данные по методике «шкала тревоги Спилберга-Ханина».
Рис. 1. Сравнение результатов входной и выходной диагностики по методике «шкала тревоги Спилберга-Ханина», экспериментальная группа
Согласно данному рисунку, можно наблюдать небольшое улучшение показателей по шкале ситуативной тревожности, так как представленность высокого уровня тревоги сократилось после оказания влияния. Результаты изменились с 36 % до 16 %. Одновременно с этим повысилась представленность среднего и низкого уровня. Изменения в шкале личностной тревожности также подвержены данной тенденции, но менее существенно, высокий уровень изменился с 22 % до 16 %.
Рассматривая изменения произошедшие в экспериментальной группе по показателям методики «шкала проявлений тревоги Тейлор», нами получены результаты представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Сравнение результатов входной и выходной диагностики по методике «шкала проявлений тревоги Тейлор», экспериментальная группа
Анализирую представленные данные становится видно, что представленность очень высокого уровня выраженности тревоги, достигла нуля, по сравнению с доэкспериментальной диагностикой (10 %). В противовес этому выросли средний уровень, и средний с тенденцией к высокому, на 5 % каждый. Представленность высокого уровня, также как и низкого, после экспериментального воздействия осталась на том же уровне: у высокого 22 %; у низкого 0 %.
Последняя методика, по которой необходимо отследить изменения в экспериментальной группе, является методика «С. А. Н».. Данные, позволяющие отследить произошедшие изменения продемонстрированы на рисунке 3.
Рис. 3. Сравнение результатов входной и выходной диагностики по методике «С. А. Н»., экспериментальная группа
Исходя из имеющихся данных, изменения по шкале самочувствия между первичной и вторичной диагностикой минимальны, на 6 % увеличилась представленность среднего уровня, и на столько же понизилась представленность высокого уровня. Таким образом по данной шкале мы наблюдаем, хоть и минимальное, но все же ухудшение показателей. Другие шкалы все еще поддерживают имеющуюся тенденцию к улучшению. Шкала активности, при сохранении высокого уровня в пределах 32 %, полностью лишилась представленности низкого уровня выраженности, а средний уровень вырос с 52 % до 68 %. Показатель настроения также показал положительную динамику путем значительного изменения представленность высокого уровня, с 32 % до 68 %, в тоже время понизилась представленность низкого уровня на 6 %, и среднего на 42 %.
Исходя из вышеперечисленного наглядно видно разно-выраженное улучшение показателей всех шкал кроме самочувствия в методике «С. А. Н».. Это дает на основания полагать, что экспериментальное воздействие незначительно, но все же улучшило диагностируемые показатели.
Далее рассмотрим изменения, произошедшие в контрольной группе, первой методикой для анализа будет «шкала тревоги Спилберга-Ханина», данные по ней продемонстрированы на рисунке 4
Рис. 4. Сравнение результатов входной и выходной диагностики по методике «шкала тревоги Спилберга-Ханина», контрольная группа
Результаты данной методики, в своих изменениях достаточно тождественны. По обеим шкалам наблюдается почти симметричное ухудшение показателей. Шкала ситуативной тревожности по прошествии времени увеличила представленность высокого уровня тревоги с 10 % до 52 %, также как и шкала личностной тревожности. Средний уровень в обеих шкалах представленный 42 %, по шкале ситуативной тревожности стал представлен 32 %, а по шкале личностной тревожности 36 %. Низкий уровень выраженности тревожности бывший по обеим шкалам 47 %, стал представлять по шкале ситуативной тревожности 16 %, а по шкале личностной тревожности 10 %.
Таким образом наглядно видно ухудшение показателей по данной методике в контрольной группе.
Следующей методикой для анализа является «шкала проявлений тревоги Тейлор», её результаты представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Сравнение результатов входной и выходной диагностики по методике «шкала проявлений тревоги Тейлор», контрольная группа
Согласно представленным данным видно очередное ухудшение результатов по прошествии времени. Это выражено в уменьшении представленности среднего уровня с 52 % до 10 %, а также в значительном увеличении представленности высокого уровня с 5 % до 52 %. Значение среднего уровня с тенденцией к высокому претерпело минимальные изменения, с 36 % до 32 %. Выраженность низкого и очень высокого уровня не изменилась.
Последней методикой для анализа изменений результатов диагностики в контрольной группе стала методика «С. А. Н».. По ней также как и по прошлым методикам контрольной группы наблюдаются значительные изменения в худшую сторону, результаты этих изменений наглядно представлены на рисунке 6.
Рис. 6. Сравнение результатов входной и выходной диагностики по методике «С. А. Н»., контрольная группа
В данной методике шкала самочувствия изменилась следующим образом: представленность низкого уровня увеличилась с 5 % до 42 %; средний уровень не понес изменений и представлен равнозначно 42 процентами; высокий уровень изменил свою представленность в меньшую сторону с 52 % до 16 %. Шкала активности также показала ухудшение результатов, а именно: низкий уровень изменился с 5 % до 36 %; представленность среднего увеличилась с 47 % до 63 %; а представленность высокого уровня понизилась с 52 % до нуля. Шкала настроения продолжило следованию данной тенденции, и изменила представленность уровней выраженности следующим образом: низкий уровень увеличился с 5 % до 26 %, средний повысился с 42 % до 74 %, а высокий уровень понизился с 52 % до 0.
Таким образом наглядно прослеживается общее ухудшение результатов диагностики между первичной и вторичной. Данный эффект означает, что в контрольной группе, по прошествии временного промежутка, ситуация психоэмоционального состояния сильно ухудшилась, а в экспериментальной группе, незначительно улучшилась. Доказать значимость данных различий мы сможем, используя t-критерий Стьюдента.
Основные результаты экспериментального исследования
Для выявления влияния игры «Мафия» на психоэмоциональное состояние студентов психологов была использована оценка достоверности отличий по по t-критерию Стьюдента между дельтами показателей входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп. Эффективность влияния игры «Мафия» на психоэмоциональное состояние студентов психологов по всем шкалам методик, которыми осуществлялась диагностика, наглядно продемонстрирована в таблице 1.
Таблица 1
Данные расчётов по t -критерию Стьюдента
Результаты расчётов по методике «шкала тревоги Спилберга-Ханина» получились следующими: шкале ситуативной тревожности, различия между контрольной и экспериментальной группой оказались значимыми, так как t эмп. (-6,32) больше, чем t крит. (2,878 при p ≤ 0,01). Таким образом игра «Мафия» значимо повлияла на результаты по данной шкале; шкала личностной тревожности показал такие же результаты, установив значимость различий между группами, так как t эмп. (-6,62) больше, чем t крит. (2,878 при p ≤ 0,01). Соответственно, по этой шкале игра «Мафия» также оказала значимый результат. В соответствии с этим, в целом по методике мы делаем вывод, что игра «Мафия» оказала значимое влияние на психоэмоциональное состояние студентов психологов Эти утверждения, эмпирическим путем доказывают, что наша гипотеза по данным критериям подтвердилась.
Расчёты по методике «шкала проявлений тревоги Тейлор» показали нам следующие результаты: по шкале тревожности t-эмп. (-6,21) оказалось больше, чем t-крит. (2,878 при p ≤ 0,01). Это говорит нам о том, что также, как и у прошлой методики у критериев этой, присутствуют значимые различия в соответствии с оказанным экспериментальным воздействием. И в соответствии с этим еще одна часть нашей гипотезы подтвердилась.
По последней методике «С. А. Н». мы рассчитали значимость трех шкал, они дали следующие результаты: шкала самочувствия показала значимость на чуть меньшем уровне, а именно — t эмп. (2,69) больше, чем t-крит. (2,101 при p ≤ 0,05); шкала активности показала большую значимость, — t эмп. (5,38) больше, чем t-крит. (2,878 при p ≤ 0,01); и последняя шкала данной методики показала следующие результаты, t эмп. (6) больше, чем t-крит. (2,878 при p ≤ 0,01). Это показывает нам значимость различий между контрольной и экспериментальной группой, и эмпирически доказывает полезность влияния игры «Мафия». Таким образом и по этой методики наша гипотеза оказалась подтверждена.
Обобщая результаты по всем методикам, мы выявили значимые различия между результатами первичной и вторичной диагностики. На основании этого мы определяем, что игра «Мафия» действительно повлияла на психоэмоциональное состояние студентов психологов. Данный результат свидетельствует о уменьшенном уровне тревоги и тревожности после проведения мероприятия, и о неконтролируемом росте данных показателей при отсутствии такой деятельности как игра «Мафия». Данный феномен объясняется комплексным эффектом командно-игровой деятельности, равно как и улучшение настроения [2]. Этому также способствует специфика конкретной игры «Мафия», которая подстегивает игроков использовать большой спектр своих когнитивных и коммуникативных способностей, для достижения командной победы.
Все необходимые показатели показали значимые различия, следовательно, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась и игра «Мафия» оказала влияние на психоэмоциональное состояние студентов психологов.
Литература:
1. Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин. — Москва: «Эксмо», 2007. — 414 с. — ISBN 978–5–699–13698–8. — Текст: непосредственный;
2. Каримова, Е. А. Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов / Е. А. Каримова. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 450–452. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86983/ (дата обращения: 15.12.2022);
- Тейлор, Д. Личностная шкала проявлений тревоги / Д. Тейлор: Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. — Санкт-Петербург: «СПБГУ», 2002. — с. 126–128. — ISBN — Отсутствует. — Текст: непосредственный.