В статье рассматривается проблема школьного насилия, ее актуальность в обществе. Проводится теоретический анализ понятия буллинга в психологии, описываются психологические особенности детей, подвергшихся школьному насилию. Эмпирически исследуются личностные особенности детей, предрасполагающие их к переживанию школьного насилия; психоэмоциональное состояние детей, перенесших школьное насилие.
Ключевые слова: школьное насилие, личностные особенности, психоэмоциональное состояние.
Агрессивное поведение у детей в школьной среде является актуальной проблемой современного общества. Рост агрессии обусловлен системой факторов: ухудшением социально-экономических условий жизни, кризисом семьи как института воспитания, невниманием школы к психоэмоциональному состоянию детей, ростом соматических заболеваний и пограничных расстройств у детей.
Участились случаи проявления школьного насилия среди сверстников: унижение, оскорбление личности друг друга, групповые драки, носящих ожесточенный характер. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы школьного буллинга.
Проблема буллинга — школьного насилия — долгое время умалчивалась, о ней было не принято говорить, так как в нашем сознание доминировали установки о том, что школьная социальная среда психологически безопасна для наших детей.
Сегодня становится понятно, что в любом школьном коллективе есть дети, подвергающиеся насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Систематическое пребывание в такой травмирующей ситуации может приводить к снижению учебной мотивации, отказам от посещения школы, формированию невротических и психосоматических расстройств у детей.
Первые единичные публикации К. Дьюкса на тему школьного насилия появились в 1905 г. Но систематические исследования проблемы буллинга принадлежат скандинавским и британским ученым, среди них: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд, В.Т. Ортон, Д.А. Лэйн, Д.П. Таттум, Е. Мунт. Среди перечисленных исследователей Д. Олвеус и сегодня остается самым авторитетным исследователем проблемы буллинга. Он провел первое систематизированное исследование буллинга в начале 1970-х гг. в Норвегии. Тогда он отнес к группе агрессоров около 7 % школьников, а 15 % учеников к группе жертв. Аналогичные данные были получены в США: 15-20 % учеников испытывают постоянное преследование в виде изоляции, запугивания или физического насилия со стороны своих сверстников в процессе обучения [3].
В отечественной психологии существенное место в своих исследованиях данной проблеме уделили: М.М. Смыслова, Д.Н. Соловьев, Л.К. Фортовой, В.С. Собкина, Е.Н. Романова.
По данным исследований Соловьева Д.Н в травле непосредственно или косвенно обязательно принимает участие 80 — 88 % учащихся подросткового возраста. До 10 % детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55 % эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26 % матерей считают своих детей жертвами таких издевательств [3].
Исходя из этого напрашивается вопрос: «Что такое школьное насилие — «буллинг»?».
В переводе с английского языка буллинг (bullying) означает травлю, запугивание, третирование. Раньше это было просто житейское понятие, но в последние 20 лет оно стало международным термином [4]. Буллинг — явление глобальное и массовое.
В научной литературе у разных исследователей, своя трактовка понятия. Психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как «сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек». По мнению известного социолога И.Н. Кона, буллинг — это «запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе». Т.Фалд, создатель ресурса в Интернете с названием «Bully OnLine», считает буллингом регулярное, негативное поведение одного ребенка по отношению к другому ребенку или к целой группе детей, включающее различные придирки по мелочам, часто совершенно необоснованные негативную оценку работы или отказ от какой-либо оценки, стремление изолировать ребенка или группу детей от остальных, распускание слухов и сплетен [4, с. 5].
Из выше сказанного мы понимаем, что «буллинг» не является поведением, а только представляет собой форму взаимодействия, в которой проявляются различные стили и типы поведения. Вместе с возникновением буллинга, появляется буллинг структура — социальная система, включающая преследователей, их жертв и наблюдателей. Она соответствует всем критериям конфликта, но в нем есть и специфичные черты (продолжительность, повторение, дисбаланс сил жертвы и обидчика, есть типы участников буллинга такие, как свидетель, помощник, участник, защитник жертвы). Эти черты, отличают буллинг от других форм конфликтного взаимодействия [2].
Именно, исходя из сказанного, под буллингом понимается тип деструктивного конфликтного взаимодействия в группе, при котором обидчиком в отношении жертвы, не способной себя защитить, осуществляются длительные повторяющиеся насильственные действия.
Таким образом, мы рассматриваем школьный буллинг как длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психологического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку.
Буллинг включает в себя четыре главных компонента:
- Агрессивное и негативное поведение.
- Агрессивное поведение осуществляется регулярно.
- Агрессивное поведение происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
- Агрессивное поведение является умышленным [1].
Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:
– физические недостатки. Детей с физическими недостатками — носящих очки, имеющих сниженный слух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя — обижают гораздо чаще;
– особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением. В какой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, более чувствительными, чем их сверстники;
– особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела;
– страх перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых в свое время были проблемы в школьном возрасте;
– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;
– низкий интеллект и трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и более низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других». Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником [5, с. 13].
Буллинг в школе, приводит к тому, что жертва теряет всякую уверенность в себе и своих возможностях. Это явление может привести к разным по тяжести отклонениям в психике, а также к психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства.
Несомненно, школьному насилию способствуютравнодушие учителей к межличностным отношениям детей в школьных коллективах и стремление к сохранению анонимности информации, происходящей в школе.
Теоретический анализ проблемы позволяет говорить о распространенности данного явления в современных школах, а значит о необходимости разработки программ психологического сопровождения детей, подвергающихся школьному насилию.
Нами было проведено исследование, направленное на выявление детей, которые подвергаются насилию со стороны одноклассников и изучение их личностных особенностей, предрасполагающих к проявлению насилия по отношению к ним.
Исследование проводилось на базе МБОУ Туриловской СОШ Миллеровского района. В нем приняли участие 24 школьника в возрасте от 12 до 14 лет, учащихся 7-8 классов.
В процессе исследования были использованы методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, тест цветовых предпочтений Люшера и разработанная нами анкета для выявления детей, подвергавшихся физическому и психологическому насилию.
В ходе исследования были получены следующие результаты: из двадцати четырех человек, три ребенка периодически подвергаются насилию в школе. На вопрос: «Подвергались ли вы психологическому (оскорбления, давление и др.) и физическому насилию?», ребята ответили положительно. А на вопрос: «Пытались ли вы защитить себя?» отвечали «нет». Учащиеся, подвергающиеся психологическому и физическому насилию, имеют сниженную эмоционально-волевую устойчивость, экзальтированность, чувствительность, обидчивость, высокий уровень личностной и ситуативной тревожности. Самооценка снижена и отличается неустойчивость. Проявляется повышенная чувствительность к воздействию различных стрессовых факторов, к мнению и оценке окружающих. Для учащихся, перенесших школьное насилие, характерны избирательная пассивность, несамостоятельность, низкий уровень толерантности к стрессовым ситуациям, трудности в установлении межличностных отношений, замкнутость, недоверчивость, стремление скрыть собственную потребность в любви, сниженная социальная одобряемость и личностная зрелость.
Выявленные личностные особенности предрасполагают учащихся к переживанию насилия со стороны сверстников.
Психоэмоциональное состояние детей, подвергшихся школьному насилию, характеризуется повышенной тревожностью, выраженным нервно-психическим напряжением, импульсивностью и раздражительностью. Наблюдаются признаки хронической усталости, снижения настроения в силу фрустрированности основных жизненных потребностей.
Полученные результаты показывают необходимость оказания психологической помощи учащимся, пережившим насилие, и определить ее основные аспекты.
Психологическая работа должна проводиться в двух направлениях:
- Профилактика среди учащихся школ проявлений физического и психологического насилия путем повышения сплоченности учебных коллективов, формирования ценности дружбы и взаимоподдержки.
- Психокоррекционная работа с детьми, пережившими школьное насилие, направленная на нормализацию психоэмоционального состояния, активизацию личностных ресурсов, повышение устойчивости к стрессу, обучение навыкам эмоционально-волевой саморегуляции.
Литература:
- Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, 2009. — № 105. — С. 160 — 165.
- Пронина Е.Н. Детская жестокость: причины и следствия / Е.Н. Пронина // Психологическая служба. — 2008.- № 5. — С. 20 — 24.
- Мюллер В.К. Bullying / В.К. Мюллер // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rambler.ru/dict/new-enru/00/55/78.shtml.
- Бердышев И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев, Е. Куценко // Первое сентября. — 2005. — № 18. — С. 3 — 7.
- Дерябина В.В. Психологическая помощь детям, пережившим насилие в школе: дис. канд.психол.н. — М.: МГПУ, 2010. — 333 с.