Личностные проявления психологической беспомощности у детей-инвалидов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.12.2015

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Личностные проявления психологической беспомощности у детей-инвалидов / Л. Э. Кузнецова, М. Ю. Кулешова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 873-877. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24093/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Эмпирически выделены личностные проявления психологической беспомощности у детей-инвалидов. Обозначены основные направления психологического сопровождения детей-инвалидов.

Ключевые слова: психологическая беспомощность, дети-инвалиды, социально-психологическая адаптация, система отношений личности, психоэмоциональное состояние, стратегии совладания со стрессом, психологическое сопровождение.

 

Рост количества трудных жизненных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, делает актуальным изучение феномена психологической беспомощности у людей. К такой категории людей следует, прежде всего, отнести детей-инвалидов, имеющих соматические и психические ограничения в возможностях, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию и ведущие к формированию психологической беспомощности.

На сегодняшний день, психологическая беспомощность как целостный феномен в психологии рассматривалась недостаточно. Проблеме формирования психологической беспомощности у людей в трудных жизненных ситуациях посвящены исследования отечественных и зарубежных психологов: А. Адлера, В. В. Аршавского, Л. Ф. Бурлачук, Ф. Е. Василюк, А. Н. Дёмина, Б. Д. Карвасарского, В. А. Лабунской, А. О. Прохорова, И. М. Никольской, В. Райха, М. М. Решетникова, B. C. Ротенберга, Г. Ю. Фоменко, 3. Фрейд, К. Хорни и др.

Л. Ф. Бурлачук, Ф. Е. Василюк, А. Н. Дёмин, Н. Б. Михайлова рассматривали появление психологической беспомощности в сложной жизненной ситуации [3, 4, 5]. М. М. Решетников, Г. Ю. Фоменко описывали проявления беспомощности у людей, переживших экстремальные ситуации (война, теракт и др.) [10, 11]. B. C. Ротенберг, В. В. Аршавский появление психологической беспомощности рассматривали в процессе нарушения адаптации, в рамках использования непродуктивных стратегий совладания со стрессом, выделили факторы устойчивости к беспомощности. Г. А. Ваизер и В. Э. Чудновский связывали появление беспомощности с потерей смысла жизни [14].

До сих пор нет согласия относительно психологических характеристик беспомощности, которая описывается как чувство, ощущение, переживание, настроение; синдром, состояние, специфическое образование личностного уровня, расстройство поведения, негативная реакция.

Психологическая беспомощность может рассматриваться как временное состояние — шок после пережитой травмы, а также как длительно формирующееся состояние в течение жизни под влиянием системы жизненных ситуаций и событий; как многокомпонентное личностное свойство, устойчивая тенденция к переоценке расхождения личностных ресурсов и требований ситуации, субъективно оцениваемой как непреодолимая и неподконтрольная [15].

Для многих, ситуация соматической болезни, инвалидности становится субъективно непреодолимой. В. Н. Мясищев говорил о том, что снизить патогенность влияния трудной жизненной ситуации может гармонизация системы отношений личности, направленная на принятие себя как ценности, умение строить с другими людьми отношения сотрудничества и оптимистично воспринимать любое жизненное событие и ситуацию [6].

Во многом, семейная модель поведения, стиль семейного воспитания влияет на формирование психологической беспомощности у детей. Как недостаток внимания, так и гиперопека, характерная для семей, воспитывающих детей-инвалидов, способствует формированию у них зависимости, безответственности и, в конечном счете, психологической беспомощности перед жизненными трудностями.

Для большинства детей-инвалидов характерны невротические расстройства, провоцируемые имеющимися органическими нарушениями ЦНС. Эмоциональная лабильность, внутриличностный конфликт между потребностями и возможностями личности, неудачи, ведущие к формированию мотивации избегания неудач и безответственности, поддерживают психологическую беспомощность у детей.

В статье «Детская психология и исследование неврозов» А. Адлер отмечает, что беспомощность, невротический стиль поведения являются результатом недостаточного развития социального интереса [2]. К. Абрахам, описывая тип невротика с личностной беспомощностью, утверждает, что такие люди избегают принятия какой-либо инициативы, а «в повседневной жизни желают, чтобы добрый отец или заботливая мать были всегда рядом и устраняли трудности на их пути» [1, С. 29–30]. И как показывает практика, дети-инвалиды часто используют беспомощность как средство манипуляции, прежде всего своими родителями, сами не понимая, на сколько данное поведение ухудшает их соматическое и психическое здоровье, а, закрепляясь, превращает их в зависимых и пассивных.

Согласно мнению В. Райха, беспомощность как невротическая черта характера формируется у человека в случае, если был закрыт путь к нормальной жизнедеятельности. А ведь многим детям-инвалидам социум закрывает путь к нормальной жизнедеятельности и формируется беспомощность и проникнутая чувством вины зависимость от родителей и социальных льгот общества [9].

Переживание беспомощности связано со многими эмоциями — страхом, застенчивостью, страданиями, ненавистью, злостью, виной, тревогой и др. Э. Эриксон считает, что большинство этих негативных эмоций приводят к появлению острого ощущения неудачи, поражения и восприятию себя как беспомощного [15].

Психологическая беспомощность становится причиной различных форм дезадаптивного поведения, преодолеть которые значительно сложнее. Феномен психологической беспомощности у детей-инвалидов проявляется в форме депрессий, апатии, «ухода в болезнь», внешней агрессии и аутоагрессии.

Представители экзистенциально-гуманистического направления (Р. Мэй, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм и др.) считают, что люди становятся слабыми, беспомощными и склонными к различным видам саморазрушительного поведения в случае не принятия ответственности за свое существование на себя, потери смысла жизни.

Согласно мнению Р. Мэй, беспомощность обусловлена такими личностными особенностями как несостоятельность в принятии решений, недостаток смелости, слабая воля, пассивность, устойчивые ригидные установки [8].

Э. Фромм раскрывает манипулятивную сущность беспомощности, утверждая, что люди, имеющие склонность навлекать на себя болезни, на самом деле хотят быть слабыми и бессильными, избегая, таким образом, личной свободы и персональной ответственности. Беспомощные находятся на иждивении не только у тех, кто может предоставить им знания или помощь, но и вообще у людей, способных их поддержать. Проблема любви сводится у беспомощных людей к проблеме быть любимым, а не любить самому [13].

Теоретический анализ данных исследований показывает, что психологическую беспомощность необходимо рассматривать с точки зрения личностно-ситуационного подхода. С одной стороны трудная жизненная ситуация, переживаемая личностью как субъективно непреодолимая, с другой — жизненная пассивность и зависимость человека, способствуют формированию личностной беспомощности. Люди, склонные к переживанию психологической беспомощности, используют пассивные непродуктивные стратегии преодоления трудностей, часто отказываются от действий по преодолению сложных жизненных ситуаций. Со временем, психологическая беспомощность становится личностным свойством, проявляющемся в постоянной недооценке личностных ресурсов и субъективной переоценке тяжести трудной ситуации, сопровождающемся негативными эмоциями и приводящем к нарушению социально-психологической адаптации личности и развитию дезадаптивных процессов [7, с. 142].

Можно утверждать, что психологическая беспомощность, переживаемая детьми-инвалидами, накладывает серьезный отпечаток на развитие их личности, на формирование системы отношений, особенности преодоления трудных жизненных ситуаций в целом.

Становится понятным, что без изменения системы отношений личности, без формирования активной жизненной позиции, самостоятельности, ответственности, индивидуальности невозможно преодолеть психологическую беспомощность, затрудняющую социально-психологическую адаптацию детей-инвалидов. Как важно сформировать у личности ребенка, имеющего ограничения в развитии, принятие себя таким, какой он есть, актуализировать его ресурсы и возможности, помочь поставить адекватные достижимые цели и следовать им [7, с. 142].

В данном контексте так актуальны слова В. Франкла, утверждавшего, что для того, чтобы не впасть в беспомощность, человек может осмыслить сложные жизненные обстоятельства, встречаемые на его пути, в контексте ценностей отношения, верить в себя и в бога, придав своему страданию смысл [12].

Многолетняя работа в городской детской поликлинике г. Шахты Ростовской области в качестве психолога позволила не только наблюдать за детьми-инвалидами и их родителями, но и провести психологическое исследование данной категории населения. В исследовании приняли участие дети-инвалиды в количестве 50 человек в возрасте от 14 до 18 лет, имеющие различные заболевания.

Целью исследования было изучение личностных предпосылок проявления феномена психологической беспомощности у детей в трудной жизненной ситуации инвалидности.

Было выдвинуто предположение, что психологическая беспомощность личности проявляется в психоэмоциональном состоянии и стратегиях поведения человека в трудных жизненных ситуациях. Адаптивность личности, представленная в образе мира человека, определяет выраженность психологической беспомощности в ситуации инвалидности.

Использовались следующие методы психодиагностики: для изучения психологической беспомощности — методика цветовых выборов М. Люшера, методика Г. Айзенка «Самооценка психических состояний», «Шкала сниженного настроения — субдепрессии (ШСНС), опросник «Стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях» Н. Г. Осуховой, методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Норманн в адаптации Т. А. Крюковой. Для изучения образа мира личности и уровня социально-психологической адаптации использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда.

Проведенное исследование показало, что большая часть детей-инвалидов — 74 % переживают состояние психологической беспомощности. Их психоэмоциональное состояние характеризуется сниженным настроением, выраженной фрустрационной напряженностью, низкой самооценкой, избеганием трудностей, боязнью неудач, агрессивностью, тревожностью, ригидностью. Наблюдаются признаки хронической астенизации, нервно-психического напряжения в связи с неудовлетворенностью потребности в самореализации, которая проявляется повышенной тревожностью и раздражительностью.

Потребность в свободе действий сталкивается с постоянными запретами окружения, собственной тревогой и ожиданием неудачи, неуверенностью в своих возможностях. Мотивация достижения блокирована препятствиями и трудностями.

У детей-инвалидов, особенно слабовидящих и слабослышащих, наблюдается высокая чувствительность, обидчивость, эмотивность, потребность нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиск признания и стремление к сопричастности в межличностном взаимодействии. Выявлена высокая чувствительность к трудным жизненным ситуациям. В трудных ситуациях они предпочитают использовать стратегию избегания, представляющую усилия человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из нее; стратегию поиска социальной поддержки, заключающуюся в усилиях человека найти в обществе информацию, материальную и эмоциональную помощь; стратегию дистанцирования, которая заключается в отделение испытуемого от проблемы, попытке забыть о ней; стратегию противостояния, которая состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему. Преобладает копинг, ориентированный на избегание и эмоции.

У 26 % детей-инвалидов наблюдается благоприятное психоэмоциональное состояние, чувствительность к трудным жизненным ситуациям умеренная, в трудных жизненных ситуациях они используют стратегию планового решения проблемы, заключающуюся в выработке плана действий и следования ему; стратегию самоконтроля, заключающуюся в старании регулировать собственные чувства и действия; стратегию позитивной переоценки. Преобладает копинг, ориентированный на решение задачи.

На основании полученных результатов можно утверждать, что у 74 % детей-инвалидов наблюдается психологическая беспомощность, проявляющаяся в неблагоприятном психоэмоциональном состоянии и пассивных стратегиях поведения в трудных жизненных ситуациях: избегание, дистанцирование, противостояние, поиске социальной поддержки.

Для детей-инвалидов, переживающих состояние психологической беспомощности, характерен низкий уровень адаптивности, проявляющийся в неуверенности в себе и сниженном доверии другим людям, внешнем уровне субъективного контроля, пассивности, зависимости, подчинение воле обстоятельств, «уходу» от решения проблем. Преобладает эмоциональный дискомфорт, выражающийся в раздражительности, повышенной тревожности или наоборот апатичности. Внешний локус контроля в наибольшей степени проявляется в области неудач и области здоровья. Винят в своих проблемах других людей, приписывают ответственность за свое здоровье врачам, недостаточно информированы о своем здоровье.

У 26 % детей-инвалидов наблюдается средний уровень адаптивности, проявляющийся в уверенности в себе, принятие себя и умеренном доверие других людей; внутреннем локусе контроля т. е. ориентации на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентировании личной ответственности и компетентности. Достаточно информированы о своем состоянии здоровье, надеются на выздоровление, строят планы на будущее.

Таким образом, личностными особенностями, способствующими проявлению психологической беспомощности и нарушающими социально-психологическую адаптацию к ситуации инвалидности, являются: неуверенность в себе, сниженный уровень доверия другим людям, повышенная тревожность, пессимистичность, экстернальность, зависимость, избирательная пассивность, уход от решения проблем, недостаток решительности и настойчивости в достижении поставленных целей.

Личностными особенностями, препятствующими проявлению психологической беспомощности и обеспечивающими оптимальную социально-психологическую адаптацию к ситуации инвалидности, являются: уверенность в себе, способность к проявлению доверия другим людям, оптимистичность, самостоятельность, склонность к доминированию, ответственность и настойчивость в достижении поставленных целей, интернальность, ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого.

Исследование показало, что формирование психологической беспомощности отражает не просто принятые человеком в данный момент способы поведения или реагирования, а связано с устойчивыми личностными диспозициями, образом мира личности, в котором отложился и закрепился опыт отношения к себе, к людям, к жизни в целом, опыт оценивания причин своих успехов и неудач. Адаптивность личности, представленная в образе мира человека, определяет выраженность психологической беспомощности в ситуации инвалидности.

Проведенное исследование позволило определить основные направления психологического сопровождения детей-инвалидов:

  1.                Психологическое консультирование родителей с целью:

        гармонизации стиля воспитания среди значимых других;

        выработки последовательности и адекватности в предъявлении требований и санкций;

        снижения тревоги за жизнь и здоровье детей;

        формирования психологической готовности к принятию зоны возможностей своего ребенка и восприятию его как личности, способной добиться успеха в рамках адекватных для нее жизненных целей.

  1.                Психокоррекционная работа с детьми-инвалидами, направленная на:

        повышение адаптивности личности через формирование позитивного отношения к себе, принятия себя и понимания своих возможностей;

        формирование позитивного отношения к миру, позитивного мышления;

        формирование поведенческой гибкости, продуктивных стратегий совладания со стрессом;

        повышение жизненной активности, формирование интернального локуса контроля;

        осознание основных жизненных ценностей, целей и смысла жизни;

        нормализацию психоэмоционального состояния, ощущения себя здоровым, нужным и любимым человеком, способным преодолевать трудные жизненные ситуации.

  1.                Психологическое консультирование детей-инвалидов по мере возникновения трудностей с целью снижения негативности переживаемых эмоций, переосмысления возникшей ситуации, активизации личностных и поведенческих ресурсов.

Хотелось бы отметить, что такая работа проводится с детьми-инвалидами и их родителями на базе частного психологического центра «Феникс» в г. Шахты, Ростовской области. Система консультативных и психокоррекционных занятий, позволяет изменить отношение детей к жизни, поверить в себя, гибко преодолевать жизненные трудности, а самое главное, дети-инвалиды начинают относиться к себе как к здоровой личности, что запускает реальный механизм оздоровления личности, проявляющий в улучшение соматического здоровья.

 

Литература:

 

  1.                Абрахам К., Гловер Э., Ференцы Ш. Классические психоаналитические труды / К. Абрахам, Э. Гловер, Ш. Ференцы. — М.: Когито-Центр, 2009.
  2.                Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / пер. с англ. А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  3.                Бурлачук Л. Ф., Михайлова Н. Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал. — 2002. — Т. 23. — № 1. — С. 104–109.
  4.                Василюк Ф. Е. Психология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. — 2005. — Т. 16. — № 5. — С. 24–29.
  5.                Демин А. Н. Личность в кризисе занятости. Стратегии и механизмы преодоления кризиса. — Краснодар: КГУ, 2004.
  6.                Кузнецова Л. Э. Роль системы отношений личности в процессе адаптации к экстремальным ситуациям. // Гуманитарные и социально-экономические науки. — Вып. 2. — М.: АПСН СКНЦВШ, 2007. — С. 150–152.
  7.                Кузнецова Л. Э. Особенности формирования психологической беспомощности у детей — инвалидов с точки зрения личностно-ситуационного подхода // Инновационные научные исследования в гуманитарных, естественных, технических и общественных науках. Методология, теория, практика. 4–5 декабря 2014 года, г. Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2014. — С. 140–142.
  8.                Мэй Р. Открытие бытия / Р. Мэй. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.
  9.                Райх В. Анализ характера / В. Райх. — М.: Апрель Пресс, 2000.
  10.            Решетников М. М. Психическая травма / М. М. Решетников. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006.
  11.            Фоменко Г. Ю. Личность в экстремальных условиях: два модуса бытия / Г. Ю. Фоменко. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006.
  12.            Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990.
  13.            Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. — М.: Республика, 1992.
  14.            Шиповская В. В. Беспомощность: теория, эксперименты, практика / В. В. Шиповская. — Краснодар: ИЭиУ МиСС, 2009.
  15.            Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая беспомощность, ситуация, психоэмоциональное состояние, ситуация инвалидности, социально-психологическая адаптация, формирование, беспомощность, повышенная тревожность, трудная жизненная ситуация, Ростовская область.


Похожие статьи

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

К вопросу о социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков

Данная статья анализирует превенцию социально-педагогической запущенности через механизмы социально-педагогической реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних. Разобраны условия успешной реабилитации социально дезадаптированных подростков.

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Личностные особенности детей, подвергшихся школьному насилию

В статье рассматривается проблема школьного насилия, ее актуальность в обществе. Проводится теоретический анализ понятия буллинга в психологии, описываются психологические особенности детей, подвергшихся школьному насилию. Эмпирически исследуются лич...

Особенности социально-психологической адаптации детей, лишённых родительской опеки и воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах

В данной статье рассмотрены проблемы воспитания детей лишенных родительского попечения. Проанализированы функции реабилитационных центров. Рассмотрены виды депривации, которые возникают у воспитанников детских домов и реабилитационных центров. Изучен...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, условия их психокоррекции

В статье проводится теоретический анализ понятия синдром дефицита внимания и гиперактивности в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности его проявления у детей. Эмпирически изучены психологические особенности детей младшего школь...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Похожие статьи

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

К вопросу о социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков

Данная статья анализирует превенцию социально-педагогической запущенности через механизмы социально-педагогической реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних. Разобраны условия успешной реабилитации социально дезадаптированных подростков.

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Личностные особенности детей, подвергшихся школьному насилию

В статье рассматривается проблема школьного насилия, ее актуальность в обществе. Проводится теоретический анализ понятия буллинга в психологии, описываются психологические особенности детей, подвергшихся школьному насилию. Эмпирически исследуются лич...

Особенности социально-психологической адаптации детей, лишённых родительской опеки и воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах

В данной статье рассмотрены проблемы воспитания детей лишенных родительского попечения. Проанализированы функции реабилитационных центров. Рассмотрены виды депривации, которые возникают у воспитанников детских домов и реабилитационных центров. Изучен...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, условия их психокоррекции

В статье проводится теоретический анализ понятия синдром дефицита внимания и гиперактивности в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности его проявления у детей. Эмпирически изучены психологические особенности детей младшего школь...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Задать вопрос