Исследование личностной беспомощности подростков с высоким и низким уровнем привязанности к референтным лицам из числа друзей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 14.05.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Сергейчук, Э. А. Исследование личностной беспомощности подростков с высоким и низким уровнем привязанности к референтным лицам из числа друзей / Э. А. Сергейчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 493-495. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113878/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается проблема личностной беспомощности подростков с высоким и низким уровнем привязанности к референтным лицам из числа друзей. Проводится анализ параметров личностной беспомощности по группам, определяются ключевые характеристики испытуемых групп с низким и высоким уровнем привязанности к референтным лицам из числа друзей.

Ключевые слова: привязанность, подростковый возраст, референтные лица из числа друзей, личностная беспомощность.

The article examines the problem of personal helplessness of adolescents with high and low levels of attachment to reference persons from among their friends. An analysis of the parameters of personal helplessness by group is carried out, the key characteristics of the test groups with low and high levels of attachment to reference persons from among friends are determined.

Keywords: attachment, adolescence, reference persons from among friends, personal helplessness.

Многие специалисты в России и за рубежом занимаются исследованием зависимого поведения и факторов, которые влияют на склонность подрастающего поколения к различным привязанностям [3]. Они выделяют различные биологические, социальные, психологические и иные факторы, которые могут играть роль в данном вопросе [2]. Среди личностных особенностей обычно отмечают незрелость личности, компульсивный или обсессивный характер, низкую стрессоустойчивость, сниженную самооценку, трудности с переносимостью трудностей, скрытый комплекс неполноценности, склонность к лжи, стереотипность, тревожность, импульсивность, внушаемость, некритичность, а также различные параметры личностной беспомощности подростков [1].

Ученые исследуют феномен личностной беспомощности подростков как сложную комбинацию особых черт характера, усвоенных норм поведения, социальной дезадаптации, подчиненности и пассивности. В связи с этим мы определили актуальность выбранной темы исследования и осуществили его на базе 8–9 классов СОШ № 5 гор. Владимира. Выборку составили 60 испытуемых: 32 девочки и 28 мальчиков, возраст подростков 14–15 лет. Исследование было осуществлено по двум эквивалентным группам в сравнении.

Для исследования параметров личностной беспомощности подростков с низким и высоким уровнем привязанности к референтным лицам из числа друзей нами была применена методика В. В. Шиповской «Личностная беспомощность» [4].

На представленной диаграмме показано распределение выраженности параметров личностной беспомощности (внутренней и внешней) среди подростков с высоким (n=30) и низким (n=30) уровнем привязанности к сверстникам и друзьям других возрастов.

Рассмотрим группу показателей внутренней беспомощности подростков. Чувство беспомощности в значительно большей степени выражено в группе подростков с высоким уровнем привязанности к сверстникам (78,7 балла и 45,2 балла в среднем по группам, соответственно). По всей видимости, подростки, которые значительно более зависимы от своих сверстников или друзей других возрастов, имеют повышенное чувство беспомощности в принятии самостоятельных решений, являются ведомыми в компании и поступают как большинство. Такие подростки имеют сильные конформистские установки и очень легко поддаются управлению со стороны других людей близкого дружественного круга.

Отсутствие контроля над ситуацией достаточно высоко выражено в группе подростков с высоким уровнем привязанности к друзьям (72,6 балла), в то время как в группе с низким уровнем привязанности более сильно выражен контроль над ситуацией (50,6 балла). По всей видимости, эта шкала подтверждает наше предположение о высокой ведомости и управляемости со стороны референтных лиц в отношении подростков, которые имеют тенденцию к высокой степени зависимости и привязанности к этим лицам. Контроль над ситуацией означает самостоятельность и свободу в принятии решений, наличие собственной меры моральных норм и допусков, соответственно, низкий самоконтроль дополнительно обеспечивает формирование податливости и внушаемости у подростков с высоким уровнем привязанности.

Уровень личностной беспомощности школьников по методике В. В. Шиповской «Личностная беспомощность»

Рис. 1. Уровень личностной беспомощности школьников по методике В. В. Шиповской «Личностная беспомощность»

Низкая самооценка в обеих группах испытуемых выражена выше среднего уровня (59,5–64,2 балла), скорее всего, данная тенденция в обеих группах испытуемых обусловлена общей независимой переменной в данном исследовании — это подростковый возраст, который характеризуется неустойчивостью эмоциональной и мотивационной сферы, соответственно, возникают некоторые проблемы с самооценкой. Однако, мы не считаем показанные в группах значения низкой самооценки принципиально различными, впоследствии это предположение будет проверено методами математической статистики.

Уверенность в своих силах — последний исследуемый параметр внутренней беспомощности в рамках данной методики. Уверенность в своих силах в значительно большей степени показана в группе подростков с низким уровнем привязанности к референтным лицам из круга друзей (85,7 баллов). По всей видимости, в данном случае еще имеет место и так называемый «юношеский максимализм», когда подростку кажется, что ему все по силам и он явно переоценивает свои возможности. Однако в этом случае именно уверенность в своих силах позволяет подросткам быть независимыми и иметь свою позицию по многим вопросам, в том числе, морально-этического плана. Напротив, в группе испытуемых с высоким уровнем привязанности к референтным лицам из круга друзей отмечается низкая степень уверенности в своих силах (30,7 балла), что также подтверждает безвольность испытуемых, слабость в отстаивании своей точки зрения, неуверенность в своих словах и в собственной позиции, шаткость моральных принципов и границ дозволенного.

Далее рассмотрим выраженность параметров внешней беспомощности подростков с высоким и низким уровнями привязанности к референтным лицам из числа друзей. Первый параметр — это зависимость от обстоятельств. В сравнении групп можно отметить, что практически в два раза среднее значение по этой шкале превышает в группе подростков с высоким уровнем привязанности, чем в группе испытуемых с низким уровнем привязанности (63,2 балла и 38,5 балла, соответственно). Скорее всего, в сложных ситуациях подростки с высоким уровнем привязанности к референтным лицам из круга друзей ориентируются на поведение именно объектов привязанности, слушают их советы, а также могут выполнять их поручения или просьбы.

Зависимость от людей показывает похожую, но все же менее явную тенденцию в группах испытуемых — группа с высоким уровнем привязанности демонстрирует повышенное значение данного параметра (60,5 балла), группа с низким уровнем привязанности показала значительно более низкий балл (48,1 балла). Данная тенденция говорит о том, что подростки с высоким уровнем привязанности к референтным лицам из числа друзей имеют ведомый характер, отдают приоритет в принятии решений другим людям, признают выбор другого человека как свой собственный, ориентируются на чужую волю.

Аналогичная ситуация наблюдается по завершающему параметру — зависимость от случая (61,4 балла — группа с высоким уровнем привязанности, 46,4 балла — группа с низким уровнем привязанности). По всей видимости, высокий уровень привязанности подростков к референтным лицам из числа друзей определяет ситуативную изменчивость мотивов тех или иных поступков, эмоциональную лабильность и неустойчивость цели.

Таким образом, по итогам исследования личностной беспомощности подростков групп с высоким и низким уровнем привязанности к референтным лицам из числа друзей можно составить характеристики каждой группы в отдельности.

Группу подростков с высоким уровнем привязанности к референтным лицам из числа друзей характеризует высоко выраженное чувство беспомощности, отсутствие контроля над ситуацией, тенденция к снижению самооценки, крайне низкая степень уверенности в своих силах, высокая степень зависимости, от других людей, ситуаций и обстоятельств.

Группа подростков с низким уровнем привязанности к референтным лицам из числа друзей можно охарактеризовать как имеющих свою волевую позицию в решении проблем, устойчивых к влиянию третьих лиц, контролирующих свой выбор и свои поступки, относительно независимых от людей, ситуаций и обстоятельств. Однако в данной группе также обнаружена тенденция к снижению самооценки, что, вероятно, обусловлено спецификой подросткового возраста испытуемых.

Таким образом, нам удалось выделить различия в выраженности параметров личностной беспомощности у подростков с высоким и низким уровнем привязанности к референтным лицам из числа друзей.

Литература:

  1. Доронина Н. Н., Зиборова, Е.И., Шкилев, С. В. Особенности межличностных отношений подростков c разным уровнем развития лидерских качеств // Вестник РМАТ № 1, 2019. С. 80–83
  2. Курбатова Е. С., Куренков, И. А. Психологические особенности девиантного поведения подростков // Психология и педагогика служебной деятельности. — № 1, 2019. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-deviantnogo-povedeniyapodrostkov/viewer (Дата обращения 08.10.2023)
  3. Рязанкина Е. В. Деструктивное лидерство и профилактика зависимого поведения в подростковой средe [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 3. С. 63–72. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2010/n3/41073.shtml (дата обращения: 13.11.2023)
  4. Шиповская В. В. Беспомощность как фактор формирования экстремистских установок в подростковой среде // КПЖ. 2017. № 5 (124). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bespomoschnost-kak-faktor-formirovaniya-ekstremistskih-ustanovok-v-podrostkovoy-srede (дата обращения: 09.11.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): высокий уровень привязанности, уровень привязанности, число друзей, группа подростков, балл, группа испытуемых, лицо, личностная беспомощность, личностная беспомощность подростков, круг друзей.


Ключевые слова

подростковый возраст, личностная беспомощность, привязанность, референтные лица из числа друзей

Похожие статьи

Связь тревожности личности со стратегией поведения в конфликтной ситуации у подростков

Статья посвящена изучению связи уровня тревожности и стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков. Показано, что чем выше у подростков уровень личностной тревожности, тем выше уровень выраженности стратегии приспособления, а чем ниже у под...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Личностные особенности подростков с разной склонностью к интернет-зависимости

Работа посвящена личностным особенностям подростков с разной склонностью к Интернет–зависимости. Раскрываются различные аспекты подросткового поведения и степень склонности Интернет-зависимости. Склонность к Интернет-зависимости у подростков отличает...

Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков

В статье описывается исследование по выявлению особенностей эмоционального интеллекта у подростков 12–13 лет с учетом гендерных различий. Выявлено, что у девочек-подростков и мальчиков-подростков преобладают разные уровни эмоционального интеллекта. У...

Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...

Психологические проблемы родственников наркозависимых подростков

Данная статья посвящена изучению психологических проблем созависимых родственников наркозависимых подростков. Поднимается проблема взаимосвязи созависимых моделей поведения и личной тревожности у матерей подростков, зависимых от употребления психоакт...

Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности

В статье представлены результаты исследования структуры интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности. Отражено, что в результате исследования определены три группы подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельно...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Исследование психологических особенностей мужчин и женщин в период возрастных кризисов взрослости

В данном исследовании рассматривается проблема психологических особенностей мужчин и женщин в период возрастных кризисов взрослости. Определяется исследуемый возраст и выделяются психологические особенности в период проживания кризиса. Подобраны мето...

Похожие статьи

Связь тревожности личности со стратегией поведения в конфликтной ситуации у подростков

Статья посвящена изучению связи уровня тревожности и стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков. Показано, что чем выше у подростков уровень личностной тревожности, тем выше уровень выраженности стратегии приспособления, а чем ниже у под...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Личностные особенности подростков с разной склонностью к интернет-зависимости

Работа посвящена личностным особенностям подростков с разной склонностью к Интернет–зависимости. Раскрываются различные аспекты подросткового поведения и степень склонности Интернет-зависимости. Склонность к Интернет-зависимости у подростков отличает...

Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков

В статье описывается исследование по выявлению особенностей эмоционального интеллекта у подростков 12–13 лет с учетом гендерных различий. Выявлено, что у девочек-подростков и мальчиков-подростков преобладают разные уровни эмоционального интеллекта. У...

Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...

Психологические проблемы родственников наркозависимых подростков

Данная статья посвящена изучению психологических проблем созависимых родственников наркозависимых подростков. Поднимается проблема взаимосвязи созависимых моделей поведения и личной тревожности у матерей подростков, зависимых от употребления психоакт...

Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности

В статье представлены результаты исследования структуры интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности. Отражено, что в результате исследования определены три группы подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельно...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Исследование психологических особенностей мужчин и женщин в период возрастных кризисов взрослости

В данном исследовании рассматривается проблема психологических особенностей мужчин и женщин в период возрастных кризисов взрослости. Определяется исследуемый возраст и выделяются психологические особенности в период проживания кризиса. Подобраны мето...

Задать вопрос