Основные направления психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников органов внутренних дел | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Прикладная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, ноябрь 2013)

Дата публикации: 07.11.2013

Статья просмотрена: 4063 раза

Библиографическое описание:

Пянковская, Л. В. Основные направления психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников органов внутренних дел / Л. В. Пянковская. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 91-98. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/109/4442/ (дата обращения: 17.12.2024).

В статье рассматривается феномен синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников МВД Украины, основные направления психопрофилактики синдрома. «эмоционального выгорания» у сотрудников полиции.

Ключевые слова: синдром «эмоционального выгорания», психическое здоровье, психопрофилактика, первичная, вторичная, третичная психопрофилактика, «отношение к здоровью», «количество здоровья», стессоустойчивость, мотивация.

В условиях развития социального и правового государства в Украине большая ответственность ложиться на такой социально-правовой институт, как органы внутренних дел.

Решение сотрудниками органов внутренних дел (далее — ОВД) важных общегосударственных задач борьбы с преступностью, выполнение оперативно-служебных и воспитательных профилактических функций значительно усложняются в связи с продолжающимся процессом формирования правового государства, нестабильностью социально-экономического состояния общества, что в свою очередь, создает условия постоянной повышенной психоэмоциональной напряженности в деятельности, необходимости адекватного реагирования в условиях дефицита времени, провоцирует возникновение разочарования в профессии, проявлении професиональной деформации, невротических реакций, разного вида соматических заболеваний и т. п.

Кроме того, в последнее время всё чаще у сотрудников проявляються характерные признаки «эмоционального выгорания»: чувство усталости, эмоциональное перенасыщение контактами с коллегами по работе и субъектами профессиональной деятельности, циничность, раздражительность, эмоциональная отстраненность, пренебрежительное отношения к своей работе, снижение мотивации к деятельности, обезличивании, соматические нарушения и. т.п. Под «эмоциональным выгоранием» понимается комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. [4, с. 3] Поэтому в настоящее время существует необходимость рассмотрения здоровья личного состава, в том числе психического, как одной из важнейших составляющих служебной деятельности и есть приоритетым направлением в ОВД.

Под психическим здоровьем понимают состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

По определению ВОЗ, каждый психически здоровый индивид должен решать любые жизненные ситуации с минимальными конфликтностью, враждебностью и страхом. Тем более, это касается работников органов внутренних дел.

Важную роль при осуществлении задач охраны психического здоровья отводится психопрофилактике. Психопрофилактика — это комплекс мероприятий, нацеленных на сохранение, укрепление или восстановление психического здоровья человека. Этот комплекс состоит из организационных, служебных, социально-экономических, психологических и медицинских мероприятий.

Главной задачей психопрофилактики в классическом понимании является оказание помощи практически здоровым людям для предупреждения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравмирующих (психогенных) реакций.

Психопрофилактическая работа занимает четко определенное место в системе мер, направленных на обеспечение высокой эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников органов и подразделений внутренних дел Украины. С этой целью в ОВД Украины в 2008 году была утверджена и введена в действие: «Программа психопрофилактической работы с личным составом органом внутренних дел на 2008–2012 года», а с января 2013 года действует «Программа психопрофилактической работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел на 2013–2017 года».

Кроме того, психопрофилактические меры являются существенной частью мероприятий психологического сопровождения служебной деятельности личного состава ОВД.

В рамках реализации этих мероприятий все больше внимания уделяется организации работы, направленной на диагностику, изучения, предупреждения и коррекцию негативных психических состояний работников, связанных со специфическими условиями служебной деятельности.

Согласно классификации ВОЗ (1990), любую профилактику, как правило, делят на первичную, вторичную и третичную.

Первичная психопрофилактика — система мероприятий, направлена на изучение психических воздействий на сотрудника, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней. Она является ведущей в системе Министерства внутренних дел (далее — МВД, потому что охватывает всех объектов (кандидаты на службу в ОВД, на учёбу высшие учебные заведения МВД, сотрудники ОВД члены их семей, ветераны и пенсионеры МВД) и осуществляется всеми субъектами психопрофилактической работы (руководители всех уровней, специалисты подразделений психологического обеспечения). [6, с.557]

В прикладном понимании проблемы профилактики синдрома выгорания задания первичной профилактики заключается в предупреждении возникновении выгорания.

Вторичная психопрофилактика — система мероприятий, которые обеспечивают раннее выявление, и эффективное лечение, на начальных этапах формирования патологии. Третичная психопрофилактика — комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на как можно большую адаптацию работников с клиническими проявлениями психической патологии и предотвращения возникновения необходимости реализации к ним механизма ивалидизации.

Проблему синдрома эмоционального выгорания в ОВД исследовали отечественные ученые Г. В. Попова, Н.Є. Милорадова, Т. В. Макота, С. О. Чижевский и др., но на сегодняшний день проблема профилактики феномена «выгорания» у сотрудников органов внутренних дел изучена недостаточно.

Данный феномен рассматривался в основном относительно представителей таких социальных профессий: врачей, психологов, психотерапевтов, юристов, учителей, менеджеров и др. Отечественные ученые (Л. Н. Юрьева, Н. М. Булатевич, Н. В. Назарук и др.) в своих исследованиях синдрома «эмоционального выгорания» подтверждают необходимость проведения профилактической работы направленной на предупреждение и преодоление проявлений этого феномена.

Так ВОЗ (1998) рекомендует следующие стратегии первичной профилактики синдрома «выгорания» у медицинских работников, некоторые подходят и для сотрудников ОВД:

1. Избегание предъявления слишком высоких требований к лицам, оказывающим помощь другим людям.

2. Обеспечение равномерного распределения удовлетворяющих заданий между сотрудниками.

3. Обучение сотрудников распределению времени и техникам релаксации.

4. Модификация работ, вызывающих слишком сильный стресс.

5. Поощерение формирование групп поддержки.

6. Поощерение сотрудников к участию в принятии решении, влияющих на условия работы и др. [7, с.190]

Среди базовых подходов к работе в направлении профилактики синдрома выгорания у сотрудников ОВД нужно выделить два основных:

Первый — направленный, преимущественно на профилактику проявлений синдрома.

Второй — направленный на недопущение возникновения «выгорания».

Мероприятия, направленные на профилактику синдрома «эмоционального выгорания» должны охватывать личностные, организационные и социальные аспекты деятельности каждого сотрудника.

К основным направлениям профилактики синдрома «эмоционального выгорания» в ОВД можно отнести: качественный профотбор; просветительская работа, направленная на сознательное отношение к своему здоровью и его сохранение; повышение устойчивости к стрессам, мотивации к деятельности и позитивное отношения к ней; ранняя диагностика синдрома и коррекция выгорания; обучение сотрудников навыкам эффективной коммуникации и стратегиям поведения в конфликтных ситуациях, оптимизация организации деятельности и взаимоотношений в коллективе и др. Рассмотрим некоторые из них.

Качественный профотбор есть важным звеном психопрофилактики в ОВД. Значение профотбора подчеркивали К. К. Платонов (1973), В. Э. Рожнов и А. А. Репин (1974), Ц. П. Короленко (1978) и др. При осуществлении отбора любое психическое свойство или черта личности, выступая в разных структурных сочетаниях, могут играть самые различные роли в деятельности человека. Это особенно значимо для сотрудников ОВД, которые имеют высокий уровень эмоционально-стрессовых нагрузок в своей деятельности.

Кроме того, в психопрофилактической работе с сотрудниками необходимо акцентировать внимание на одном из элементов самосохранительного поведения как отношение к здоровью, которое относительно новое в психологической науке.

Отношение к здоровью — это система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью, а также определяющими оценку индивидом своего [5, с.279]. Отношение к здоровью включает в себя осознание и понимание роли здоровья в процессе жизнедеятельности, его влияние на социальную, эмоциональную и поведенческие сферы жизни сотрудника.

Ученый Н. М. Амосов говорил ещё и о «количестве здоровья» под которым подразумевал сумму «резервных мощностей» основных систем организма. [1, с.31] Сюда кроме основных составляющих здоровья (рациональные режим труда и отдыха, здоровый сон, искоренение вредных привычек, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, и т. п) можно отнести и стессоустойчивость, которая есть одним из важных качеств сотрудника ОВД.

Стрессоустойчивость — системная динамическая характеристика, определяющая, способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества виполняемой деятельности [3, с.290].

Учеными разработано очень много стратегий преодолевающего поведения как ресурса стресоустойчивости, которые приемлемы и для сотрудников ОВД. Б. Г. Ананьев (1980) отмечал, что значимой для устойчивости к стресс-факторам для человека есть социальная поддержка, понимание, сочувствие окружающих. Э. Фромм выделил три основных психологических ресурса в преодолении сложных жизненных ситуаций: надежда, рациональная вера, душевная сила. Р. С. Лазарус и С Фолкман предложили свою классификацию копинг-ресурсов — модус психологического преодоления: проблемно-ориентированного (усилия направляются на решение возникшей проблемы), эмоционально-ориентированного (изменение собственных установок относительно ситуации). С позиции ресурсной концепции стресса помощь сотрудникам должна быть направлена на ограничение потери ресурсов и накопление тех, которые могут помочь в стрессовых ситуациях.

Мотивационная сфера достаточно динамическая и легко поддается изменению. Мотивация — это динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление и поддержку. Несколько одобрительных слов руководителя, командира, могут резко изменить отношение полицейского к профессионально-служебной деятельности. Руководитель, зная о мотивации своих подчиненных, может легко актуализировать у них необходимые для деятельности мотивы.

Знания в области психологии мотивации сотрудник ОВД может использовать с целью саморегуляции собственного поведения. В частности, актуализируя определенные мотивы, изменяя иерархию (место, ранг) мотивов, привлекая дополнительные мотивы, он может успешно руководить собственным поведением.

Ramsey (1999) считает, что ключом к пониманию и профилактике синдрома «эмоционального выгорания», есть установка, отношение лица, к своей профессиональной деятельности. Каждое профессиональное задание имеет определенные неприятные аспекты и потенциал достижения удовлетворения и чувства профессиональной гордости. Им был предложен план «самовосстановления», который включает ряд рекомендаций: приобретение новых знаний и навыков; определение новых целей в работе и в жизни в целом; личностный рост; рациональный режим труда и отдыха; обучение малоопытных коллег; развитие лидерского потенциала; сбалансированный образ жизни. Их можно использовать и для проведения психопрофилактических мероприятий с сотрудниками ОВД.

Значимыми для оптимизации организации деятельности в ОВС есть: стратегия деятельности подразделения, культура, кадровая политика. Профилактика «синдрома выгорания» на уровне организации деятельности коллектива должна быть направлена на:

-  укомплектованность вакантных должностей в подразделении;

-  равномерное распределение нагрузки среди всех членов коллектива;

-  оптимизация информационных потоков на всех уровнях взаимодействия сотрудников, включая общение и делопроизводство в коллективе;

-  создание возможностей продвижения по службе для всех сотрудников подразделения;

-  структуризация функциональных обязанностей в подразделении;

-  своевременная обратная связь и позитивная поддержка тех лиц, которые чувствительные к моральным поощрениям или отличаются неуверенностью;

-  улучшение материально-технических условий труда;

-  проведение специальных мероприятий направленных на адаптацию молодых сотрудников к особенностям деятельности организации (знакомство с сотрудниками, история подразделения, закрепление опытного наставника, психологическое сопровождение процесса наставничества, и др.);

-  предоставление возможности для учебы, повышения профессиональной квалификации сотрудникам;

-  делегирование полномочий и обучение планированию рабочего времени и др.

Кроме того, позитивный социально-психологический климат в коллективе подразделения ОВД его сплоченность, единство взглядов и приоритетов, высокая согласованность действий, а также авторитет руководителя и доверие ему — является значимым ресурсом в профилактике синдрома «выгорания».

Разработка мероприятий профилактики синдрома «эмоционального выгорания» является важной и перспективной для сохранения кадрового потенциала органов внутренних дел Украины.. Риск «выгорания» может быть уменьшен путем иновационных превращений внутренней среды организации, обучения сотрудников ведения здорового образа жизни, навыкам эффективного делового общения и копингу, стратегиям поведения в конфликтных ситуациях, повышению стрессоустойчивости, особенно следует заметить техники релаксации и когнитивного переструктурирования для снижения уровня психологического стресса. Беспокойство о личностных ресурсах Беспокойство о каждом сотруднике о его здоровье может не только приостановить процесс «выгорания», но и превратить его на производительное «горение без затухания».

Литература:

1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. — 3-е изд., доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64с.

2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / Бойко В. В., М. — 1996. — 472 с.

3. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336с.

4. Ленгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / Ленгле А. // Вопросы психологи. — 2008. — № 2 ст.3–16

5. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер. 2006. — 607с.

6. Слюсар И. М. Разработка общих основ психогигиены профессиональной деятельности сотрудников ОВД в контексте психопрофилактической работы в ОВД Украины / Социально-психологическое обеспечение правоохранительной деятельности: теоретические и прикладные аспекты: материалы II научно-практической. конф. (Харьков, 19 февр. 2010 г.) / МВД Украины, Харьк. нац. ун-т внутр. дел, Учебно-науч. ин-т психологии, менеджмента, социальных и информационных технологий, Каф. прикладной психологии. — Х.: ХНУВД, 2010. — 332 с.

7. Юрьева Л. Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: Формирование, профилактика, коррекция. — К. — Сфера, 2004. — 272с.

Основные термины (генерируются автоматически): сотрудник, психопрофилактическая работа, здоровье, Украина, дело, личной состав, профессиональная деятельность, психическое здоровье, служебная деятельность, качественный профотбор.

Ключевые слова

мотивация, психическое здоровье, мотивация., синдром «эмоционального выгорания», психопрофилактика, первичная, вторичная, третичная психопрофилактика, «отношение к здоровью», «количество здоровья», стессоустойчивость

Похожие статьи

Эмоциональное выгорание специалистов, работающих с детьми с ОВЗ

В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания у психологов и студентов психологических специальностей, которые осуществляют клинико-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены наиболее распростран...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Эмоциональное выгорание как профессиональная деструкция

В статье раскрывается феномен синдрома эмоционального выгорания. Анализируются сущностные характеристики синдрома эмоционального выгорания, факторы, влияющие на его появление. Рассматриваются стадии сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Личностные проявления психологической беспомощности у детей-инвалидов

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Эмпирически выделены личностные проявления психологической беспомощности у де...

Эмоциональное выгорание как предмет исследования в психологии: история и современное состояние

Эмоциональное выгорание — многоаспектное явление, которое проявляется в физических и психологических реакциях на тяжелую и сложную ситуацию. Развитие стрессовых факторов возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено ...

Развитие совладающего поведения педагогов в эмоциональном выгорании

В статье представлены результаты изучения особенностей синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов. Установлено, что проявление симптомов «эмоционального выгорания» зависит от специфики профессиональной деятельности специалистов системы «человек-...

Эмоциональное выгорание и как с ним жить

Эмоциональное выгорание — это проблема многих современных людей, занимающихся трудовой деятельностью. Состояние истощения приводит к параличу сил и чувств человека и сопровождается утратой радости и удовлетворенности жизнью. В статье рассматривается ...

Деструктивные особенности взаимодействия в системе «мать — ребёнок»

В статье рассматриваются особенности взаимодействия матери и ребенка, страдающего гиперкинетическим расстройством. При клинико-психологическом исследовании выявляется наличие таких деструктивных особенностей как авторитарность, значительная психологи...

Эмоциональное выгорание военнослужащих в коллективах с разным уровнем социально-психологического климата

Целью статьи является рассмотрение особенностей эмоционального выгорания военнослужащих в воинских коллективах, имеющих различный уровень социально-психологического климата. Автор устанавливает наличие характерных особенностей развития синдрома эмоци...

Похожие статьи

Эмоциональное выгорание специалистов, работающих с детьми с ОВЗ

В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания у психологов и студентов психологических специальностей, которые осуществляют клинико-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены наиболее распростран...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Эмоциональное выгорание как профессиональная деструкция

В статье раскрывается феномен синдрома эмоционального выгорания. Анализируются сущностные характеристики синдрома эмоционального выгорания, факторы, влияющие на его появление. Рассматриваются стадии сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Личностные проявления психологической беспомощности у детей-инвалидов

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Эмпирически выделены личностные проявления психологической беспомощности у де...

Эмоциональное выгорание как предмет исследования в психологии: история и современное состояние

Эмоциональное выгорание — многоаспектное явление, которое проявляется в физических и психологических реакциях на тяжелую и сложную ситуацию. Развитие стрессовых факторов возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено ...

Развитие совладающего поведения педагогов в эмоциональном выгорании

В статье представлены результаты изучения особенностей синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов. Установлено, что проявление симптомов «эмоционального выгорания» зависит от специфики профессиональной деятельности специалистов системы «человек-...

Эмоциональное выгорание и как с ним жить

Эмоциональное выгорание — это проблема многих современных людей, занимающихся трудовой деятельностью. Состояние истощения приводит к параличу сил и чувств человека и сопровождается утратой радости и удовлетворенности жизнью. В статье рассматривается ...

Деструктивные особенности взаимодействия в системе «мать — ребёнок»

В статье рассматриваются особенности взаимодействия матери и ребенка, страдающего гиперкинетическим расстройством. При клинико-психологическом исследовании выявляется наличие таких деструктивных особенностей как авторитарность, значительная психологи...

Эмоциональное выгорание военнослужащих в коллективах с разным уровнем социально-психологического климата

Целью статьи является рассмотрение особенностей эмоционального выгорания военнослужащих в воинских коллективах, имеющих различный уровень социально-психологического климата. Автор устанавливает наличие характерных особенностей развития синдрома эмоци...