Стратегический анализ — анализ положение предприятия при изменении экономического окружения и факторов, влияющих на деятельность предприятия, а также определение сильных и слабых сторон компании, которые зависят от изменения внешних и внутренних факторов.
Стратегический анализ принято делить на 3 вида анализа:
— SNW-анализ;
— PEST-анализ;
— SWOT-анализ.
SNW-анализ определяет конкурентоспособность предприятия, за счет выделения сильных сторон, нейтральной позиции и слабых сторон.
С английского языка аббревиатура SNW расшифровывается как: S- сильная сторона; N- нейтральная позиция; W- слабая сторона. SNW-анализ предприятия ОАО ТК «Прогресс» представлены в таблице 1, где проранжированы основные показатели в значимости от 1 до 10.
Таблица 1
SNW -анализ ОАО ТК «Прогресс»
Значимые параметры в деятельности предприятия |
Ранг |
S |
N |
W |
Текучесть кадров |
10 |
+ |
||
Организация планирования |
5 |
+ |
||
Уровень технической оснащенности |
2 |
+ |
||
Организация маркетинга на предприятии |
8 |
+ |
||
Организационная структура предприятия |
7 |
+ |
||
Психологический климат в коллективе |
9 |
+ |
||
Финансовая устойчивость предприятия |
3 |
+ |
||
Ценовая политика |
6 |
+ |
||
Объемы продаж |
4 |
+ |
||
Стратегия развития |
1 |
+ |
По результатам таблице 1 видно, что сильные позиции предприятия ОАО ТК «Прогресс» преобладают над слабыми. Уязвимым местом на предприятии является организация маркетинга.
PEST-анализ — это анализ внешней среды предприятия и факторов, которые влияют на деятельность предприятия. Аббревиатура расшифровывается как:
P (Political) — политика;
E (Economic) — экономика;
S (Social) — социальные факторы (социум);
T (Technological) — технологии.
По степени значимости отобраны факторы макросреды, влияющие на деятельность предприятия ОАО ТК «Прогресс» и представлены в таблице 2.
Таблица 2
Факторы PEST -анализа, учитываемые для ОАО ТК «Прогресс»
Р |
Политика |
Е |
Экономика |
1 |
Поддержка сельского хозяйства и агропромышленного бизнеса |
1 |
Рост спроса на рынке полиуретана |
2 |
Нестабильная политическая обстановка |
2 |
Ожидаемое развитие торговой инфраструктуры |
3 |
3 |
Увеличение количества предприятий-банкротов |
|
4 |
4 |
Повышение доли овощей в продуктовой корзине |
|
S |
Социальные факторы (социум) |
N |
Технология |
1 |
Сокращение реальных располагаемых доходов населения РФ |
1 |
Увеличение ассортимента |
2 |
Повышение общего уровня требований со стороны потребителей |
2 |
Создание технологии по экологичному выращиванию овощей |
3 |
Увеличение тенденции к здоровому питанию |
Технология по высокой урожайности |
Факторы, представленные в таблице 2, оказывают большое влияние на деятельность предприятия, с достаточно высокой вероятностью, можно сказать, что данные политические, экономические, социальные и технологические факторы будут влиять на деятельность анализируемой организации продолжительное время. Видим, что PEST- анализ позволяет сделать оценку факторов внешней среды и провести детальный анализ макросреды предприятия.
SWOT-анализ необходим для более комплексной оценки внутренних сильных и слабых сторон предприятия, а также оценки внешних угроз и возможностей. С английского языка аббревиатура SWOT расшифровывается следующим образом:
— S (Strengths) — сильные стороны. Показывают преимущество над конкурентами;
— W (Weaknesses) — слабые стороны. К таким относят признаки, делающие компанию более уязвимой на рынке;
— O (Opportunities) — возможности. Потенциал, который предприятия может использовать для своего развития.
— T (Threats) — угрозы. Наносят какой-либо ущерб организации.
Для построения матрицы SWOT-анализа предприятие изучается согласно критериям выше, после чего факторы собираются в единую таблицу и структурируются. Данный вид анализа формируется на изучении факторов макро- и микросреды и планировании стратегий, представленных в данном анализе.
В данном анализе отображают факторы, влияющие на компанию, по каждому из вышеперечисленному критерию. После отбора произвелась экспертная оценка каждого фактора следующим образом:
- Оценка выбранных факторов по силе их влияния (выставляются баллы от 1 до 5).
- Расчеты среднеарифметического значения по каждому фактору.
- Дисконтирование факторов на процент влияния данных факторов на деятельность предприятия.
- Данные после дисконтирования сводятся в таблицу.
Факторы и их оценка представлены в таблице 3
Таблица 3
SWOT-анализ предприятия ОАО ТК «Прогресс»
СИЛЬНЫЕ |
СЛАБЫЕ |
||
Значение рынка клиентов |
0,346 |
Недостаточно известная торговая марка |
0,5 |
Высокое качество продукции |
0,347 |
Удаленность от крупных заказчиков |
0,5 |
Крупные постоянные клиенты |
0,423 |
Уровень издержек |
0,583 |
Ценовая политика |
0,486 |
Отсутствие рекламы |
0,619 |
Высокий спрос на продукцию |
0,414 |
||
Современные тепличные технологии |
0,5 |
||
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
||
Достигнуть известность бренда |
0,25 |
Выход на рынок новых конкурентов |
0,25 |
Присутствие в основных торговых сетях |
0,297 |
Усиление конкуренции между компаниями |
0,3 |
Популярность торговой марки у населения |
0,31 |
Сокращение реально располагаемых доходов населения |
0,5 |
Изменение в структуре питания населения |
0,39 |
Нестабильная политическая обстановка |
0,296 |
Как видно из таблицы 3, на текущий момент времени сильных сторон у предприятия больше, но есть и слабые стороны, которым необходимо уделять внимание. Для этого нужно стоит постараться компенсировать слабые стороны сильными, а также для воплощения возможностей, постараться преодолеть угрозы так же за счет сильных сторон деятельности предприятия.
Таким образом, стоит отметить, что сильные стороны профилируют над слабыми, а возможности и угрозы несут за собой практически одинаковое влияние на предприятия. Данная ситуация говорит о том, что руководящим лицам компании стоит обращать больше внимания на угрозы и слабые стороны, компенсируя их сильными сторонами организации и не упустить возможности, которые будут предоставляться внешней средой. Стоит больше внимания уделить рекламе, усовершенствовать стратегию развития организации и в соответствии с ней скорректировать задачи. Такой подход позволит предприятию быть более стабильным и конкурентоспособным на рынке, появится больше возможностей направлять ресурсы на модернизацию производства и технологий предприятия.
Литература:
- Бланк И. А. Финансовый менеджмент. 2-е изд. Ника-Центр, 2007. 521 с.
- Лашманова Н. А., Намятова Л. Е. Инвестиционная составляющая экономической политики государства. Диспут-плюс, 2012. 429 с.
- Нешитой, А. С. Инвестиции: учебник: / А. С. Нешитой. — Москва: Дашков и Кº, 2018. — 351 с.
- Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.