В статье авторы пытаются определить основные проблемы квалификации по статье 156 УК РФ, предусмотренное за неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Рассматриваются также проблемы понятия «жестокое обращение», для чего проведен анализ норм уголовного законодательства.
Ключевые слова : неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, жестокое обращение, формы жестокого обращения, вред здоровью.
Защита детей от преступных посягательств, является одной из приоритетных задач для правоохранительных органов. Жестокое обращение с детьми зачастую носит латентный характер, а потому имеет сложности с их выявлением и квалификацией. Стоит отметить, что общественная опасность преступлений, направленных на несовершеннолетних, обусловлена тем, что насилие в отношение детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на физическое, психологическое и нравственное развитие ребенка, также нарушают его социализацию, порождает безнадзорность и правонарушения среди несовершеннолетних. [1]
В данной работе раскрыты некоторые проблемы правоприменения нормы, предусмотренной ст. 156 УК РФ “Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего”. Объективная сторона данного преступления содержит в себе два обязательных признака, выражающаяся в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, подзаконными актами, соединенные с жестоким обращением с несовершеннолетним со стороны лиц, указанных в диспозиции вышеуказанной статьи. [3]
В данном случае криминализирующим, то есть составообразующим признаком неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является жестокое обращение. В уголовном законодательстве РФ жестокое обращение характеризует либо само деяние, либо способ совершения деяния. Например, в ст. 110 УК РФ («Доведение до самоубийства») и в ст. 156 УК РФ — жестокое обращение выступает способом совершения преступления. Что касательно ст. 245 УК РФ («Жестокое обращение с животными») и ст. 356 УК РФ («Применение запрещенных средств и методов ведения войны») — жестокое обращение в этом случае является самим деянием. Объекты уголовно-правовой охраны этих преступлений различны друг от друга, однако несмотря на это, правильная квалификация во многом зависит от точного определения общего понятия «жестокое обращение». [6]
Исходя из контекста статьи 156 УК РФ под жестоким обращением следует понимать:
— Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, совершенное как путем действия и бездействия, которая по своему характеру или причиняемым последствием носит жестокий характер. [7] Это, например, лишение питания, обуви и одежды, грубое нарушение режима дня, которое обусловлено именно потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна, отдыха и другое;
По смыслу ст. 110 УК РФ («Доведение до самоубийства») жестокое обращение может выражаться как в совершении действий, образующих самостоятельный состав преступления, например, умышленное причинение вреда здоровью, так и в иных действиях. Таким образом, жестоким обращением могут быть признаны — незаконное лишение свободы, незаконное помещение в психиатрический стационар, понуждение к действиям сексуального характера, лишение пищи, жилья, работы, ущемление иных прав потерпевшего. [2]
В ст. 245 УК РФ («Жестокое обращение с животными») под жестоким обращением с животными понимается причинение им боли, физических страданий в результате их систематического избиения, оставление на длительное время без еды и воды, использование в ненаучных опытах, также причинение неоправданных страданий при тех же опытах, мучительного способа умерщвления и другие. [4]
Иная же норма, а именно ст. 356 УК РФ («Применение запрещенных средств и методов ведения войны») под жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением понимает преднамеренное убийство, пытки, истязания и бесчеловечное обращения, причинения тяжелых страданий, серьезного ущерба здоровью и так далее. [5]
Таким образом, исходя из вышесказанного стоит отметить, что по своему содержанию жестокое обращение может быть различным, это зависит от тех общественных отношений, которым причиняется вред или создается угроза причинения вреда конкретным преступлением. Но даже при различных объектах уголовно-правовой охраны его формы остаются неизменными. Ими являются физическое, психическое и сексуальное насилие.
Однако жестокое обращение в форме физического и психического насилия достаточно сложно распространить на внутрисемейные насильственные посягательства. Всем нам известно, что во многих семьях в «воспитательных целях» могут быть применены физические наказания, например, порка ремнем, подзатыльники и так далее. Необходимо подчеркнуть, что формально эти действия подпадают под действие ст. 116 УК РФ. Тем не менее насилие в «воспитательных целях» даже при наличии признаков деяния, предусмотренный УК РФ, в силу своей малозначительности может не признаться преступлением. Например, приговором Старооскольского городского суда Белгородской области П. осужден по ст. 156 УК РФ. Он признан виновным в ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетней дочери Кристины, соединенном с жестоким обращением с несовершеннолетней. Только вот судебная коллегия отменила приговор по следующим основаниям: Осужденный признал, что наказал свою дочь Кристину ремнем, так как та стала плохо учиться, не ночевала дома, начала курить и употреблять спиртные напитки, поэтому он побил ее ремнем. Между тем ранее таких случаев не наблюдалось. Судебно-медицинская экспертиза выявила кровоподтеки на теле потерпевшей, которые могли образоваться от 11 травматических воздействий тупых твердых предметов, но как вред здоровью расцениваться не будет, поэтому тяжесть их не определяется. В итоге, судебная коллегия пришла к выводу, что формально в действиях отца девочки имеются признаки деяния, предусмотренные УК РФ, но в силу малозначительности они не представляют общественной опасности и не являются преступлением. [3]
Есть еще один случай, который также наглядно раскрывает суть неоднозначного решения вопроса касательно насилия в «воспитательных целях» — дело Виктора Силаева, против которого возбудили уголовное дело. Виктор не отрицал, что «лупил» мальчика, но он искренне недоумевал — разве это преступление? Дело было в том, что начиная с пятого класса успеваемость мальчика стала ухудшаться, тогда-то отец и начал поднимать руку, за что впоследствии и было возбуждено уголовное дело.
Исходя из вышеуказанного возникает вопрос, каков характер применяемого физического насилия при совершении этого преступления?
В юридической литературе отсутствует ясность по данному вопросу. Некоторые авторы считают, что, если в результате жестокого обращения несовершеннолетнему был причинен вред здоровью (тяжкий, средней тяжести или легкий), действия виновного подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 156 УК и соответствующими статьями УК. Другие полагают, что в случаях, когда рассматриваемое преступление приводит к самоубийству несовершеннолетнего, как результату жестокого обращения или истязания либо к умышленному причинению тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью, содеянное следует квалифицировать по совокупности ст. 156 УК РФ и следовательно ст. 110, 111, 112 или 117 УК РФ. [3]
С учетом вышеизложенного следует заключить, что выявлены некоторые недостатки, начиная от проблем в конструкции состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, заканчивая проблемами его квалификации и неоднозначной судебной практикой. Для эффективной защиты несовершеннолетних необходимо устранить обозначенные проблемы путем совершенствования действующего законодательства.
В свою очередь, нам кажется, что именно охрану воспитательной функции семьи, имел в виду законодатель, устанавливая уголовную ответственность за совершение рассматриваемого преступления. Этим и объясняется использование законодателем в рассматриваемом составе признака именно «жестокое обращения», а не «насилие», который так широко распространен в нормах УК РФ.
Литература:
- Акиев А. Р., Фисенко Д. Ю. Проблемы квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и направления совершенствования нормы, предусмотренной статьей 156 УК РФ // https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kvalifikatsii-neispolneniya-obyazannostey-po-vospitaniyu-nesovershennoletnego-i-napravleniya-sovershenstvovaniya-normy
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации ст. 110 / https://stykrf.ru/110
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации ст. 156 / https://stykrf.ru/156
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации ст. 245 / https://stykrf.ru/245
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации ст. 356 / https://stykrf.ru/356
- Решетникова Г. А. Вопросы квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) / https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-kvalifikatsii-neispolneniya-obyazannostey-po-vospitaniyu-nesovershennoletnego-st-156-uk-rf
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022)