Оценить распространенность различных форм жестокого обращения с детьми позволяют сведения, получаемые из нескольких источников. Это данные уголовной статистики, результаты научных исследований, включая выборочное изучение уголовных дел, обобщение следственной и судебной практики, а также экспертные оценки.
В настоящее время накоплен значительный статистический материал о преступности против несовершеннолетних. Это позволяет достаточно реально оценить состояние преступности против несовершеннолетних, ее количественные и качественные изменения.
Результаты изучения уголовных дел показали, что большая часть преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, совершается родителями (94 %), причем большинство из них женщины.
Несмотря на незначительный удельный вес женщин-преступниц в общей структуре преступности, их преобладание при совершении анализируемого преступления вполне объяснимо. Именно женщины практически всегда выполняют функции, связанные с воспитанием ребенка (и прежде всего в первые несколько лет жизни несовершеннолетнего), мужчины же крайне редко возлагают на себя подобные обязанности.
В большинстве случаев данное преступление совершают женщины, материнские чувства которых и отношение к ребенку деформированы на фоне систематического употребления алкоголя и наркотических средств, которые подвержены постоянным психологическим срывам из-за тяжелых социально-экономических проблем, конфликтных ситуаций в семейных отношениях и т. п. [1] К тому же на основании анализа уголовных дел видно, что почти в 40 % случаев жестокое обращение с детьми имеет место в неполных семьях, где мать сама воспитывает детей.
Как видим, подавляющее большинство преступлений, выражающихся в неисполнении своих родительских обязанностей и жестоком отношении к детям, совершали матери, что на первый взгляд весьма странно, так как мать — это самый близкий человек своим детям. Поэтому не случайно, что при разводе супругов детей оставляют, как правило, у матери.
Но обобщение показало, что бывают матери, которые относятся к своим детям хуже, чем совершенно посторонние люди, а их вопиющая безответственность по отношению к своим детям невольно наводит на мысль, что возможные трагические последствия не будут для такой матери предметом огорчения.
Можно привести два примера.
Е. А. Смирнова, жительница г. Тюмени (30 лет), имеет двоих дочерей и сына. Злоупотребляя спиртным, Смирнова несколько раз уходила из дома на три-четыре дня, а один раз — на неделю, оставляя детей без денег и без пищи. После вмешательства соседей дети (во время одного из отсутствий Смирновой) были помещены в детскую инфекционную больницу (дочерям тогда было 5 и 9 лет, сыну — около двух месяцев) [2].
Но в последние годы указанная тенденция стала изменяться. Доля мужчин, совершающих преступление, предусмотренное ст. 156 УК РФ, в настоящее время увеличивается. В современный период среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, женщины составляют 68 %, а мужчины 32 %.
Лица, не выполняющие обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, в подавляющем большинстве случаев имеют неполное среднее (12 %) и полное среднее образование (почти 73 %). Многие из них нигде не работают (около 70 %) или занимаются неквалифицированным трудом. Среди преступников данной категории практически не встречаются лица со средним специальным или высшим образованием. Высокий интеллектуальный и культурный уровень личности прямо влияет на гармонизацию внутрисемейных отношений, а следовательно, и на процесс воспитания ребенка [3].
Среди виновных, привлеченных к ответственности по ст. 156 УК РФ, весьма незначителен процент ранее судимых лиц (4 %). Специальный рецидив в отношении анализируемого преступления вообще имеет место в единичных случаях.
География проживания лиц, совершивших данное преступление, практически равномерная: 51 % из них — это городские жители, а 49 % проживают в сельской местности. На основании чего можно сделать вывод, что в современный период негативной трансформации подвергаются абсолютно все российские семьи независимо от места проживания (в 90-х гг. XX в. криминогенные факторы сильнее были выражены в городских семьях).
С нравственно-психологической стороны, лица, привлекаемые к уголовной ответственности по 156 УК РФ, характеризуются крайне негативно — это распущенные, эгоцентричные, агрессивные личности, склонные к асоциальному образу жизни. Многие из преступников, осужденных по ст. 156 УК РФ, систематически употребляют спиртные напитки (около 65 %), наркотические средства (21 %), около трети являются хроническими алкоголиками. К тому же в 76 % случаев виновные совершают анализируемое преступление, находясь в состоянии опьянения.
Около половины из них ранее уже привлекались к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Медицинские работники, осматривающие несовершеннолетних — жертв домашнего насилия, у многих из них обнаруживают запущенные заболевания и отставание в развитии.
Среди мужчин по данной категории дел преобладают лица старше 30 лет, работающие, проживающие в полной семье, по характеру авторитарные и деспотичные. Для них характерно применение физического и психического насилия в отношении потерпевших, зачастую комбинированно и на протяжении длительного периода времени (систематические побои и угрозы применения насилия).
Женщины-преступницы, напротив, в большинстве случаев неработающие, в возрасте 25–35 лет, в одиночку воспитывающие детей, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками. Типичные формы жестокого обращения с их стороны — избиения, отсутствие заботы о физическом здоровье ребенка (непредоставление питания, одежды, медицинской помощи и т. п.). Что же касается самих несовершеннолетних, то дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной частью нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только причиняют вред их физическому и психическому здоровью, но и влекут негативные социальные последствия (суициды, бродяжничество и др.). Повышенная виктимность несовершеннолетних, прежде всего. объясняется их физическими, психологическими и социальными особенностями, опосредующими большую вероятность для них стать жертвой преступления [4]. К особенностям, создающим большую уязвимость несовершеннолетних при жестоком обращении, следует относить: физическую слабость детей, их внушаемость, доверчивость, зависимость от родителей.
Литература:
- Ильяшенко А. Н. Борьба с насильственной преступностью в семье / А. Н. Ильяшенко. — М., 2003. — С. 29.
- Архив Ленинского районного суда г. Тюмени за 2007 г.. Уголовное дело № 1–219/2007.
- Пономарев П. Г., Борбат А. В., Ильяшенко А. Н. Насильственная преступность в семье: криминологическая характеристика / П. Г. Пономарев, А. В. Борбат, А. Н. Ильяшенко // Российский следователь. — 2010. — № 1. — С. 26.
- Арутюнова А.Б. Криминологические проблемы процесса виктимизации несовершеннолетних / А.Б. Арутюнова // Следователь. — 2002. — № 2. — С. 21.