Некоторые вопросы определения субъекта преступления, предусмотренного статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 13.05.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Груздева, Е. Е. Некоторые вопросы определения субъекта преступления, предусмотренного статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации / Е. Е. Груздева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114062/ (дата обращения: 18.07.2024).



В российском уголовном законодательстве предусматривается уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Такая ответственность закреплена в статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) [1].

Субъектами преступления, поименованными в статье 156 УК РФ, являются родители или иные лица, на которые возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогические работники или другие работники образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанной осуществлять надзор за несовершеннолетним.

Как видится, законодатель при конструировании данной нормы, подчеркивая особую общественную опасность деяния, выбрал в качестве конструктивного признака данного состава преступления специальный субъект, т. е. лицо, обладающее наряду с вменяемостью и возрастом наступления уголовной ответственности иным дополнительным признаком — возложением на лицо обязанности по воспитанию несовершеннолетнего [2].

Стоит рассмотреть особенности каждого субъекта преступления, поименованного в ст. 156 УК РФ.

В ч. 1 ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) регламентировано, что родителями являются отец и (или) мать, записанные в книге записи рождений [3].

По семейному законодательству на родителей возложены обязанности по воспитанию, защите прав детей, обеспечению получения детьми основного общего образования, а также заботе об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, соединенных с жестоким обращением с несовершеннолетним, для родителей наступает уголовная ответственность по ст. 156 УК РФ.

При этом, родители, лишенные родительских прав в соответствии со ст. 70 СК РФ, не подлежат уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ, поскольку в силу положений ст. 71 СК РФ «не освобожденные от обязанности по содержанию своих детей, они освобождаются от обязанности по их воспитанию». Аналогичное правило действует и в отношении лиц, ограниченных в родительских правах, в соответствии со ст. 73 СК РФ.

Следующим субъектом преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, является «иное лицо, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего».

В соответствии с семейным законодательством, к категории иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего относятся усыновители, приемные родители, опекуны и попечители.

В силу пункта 2 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2020 № 275 усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых: умерли; неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; дали в установленном порядке согласие на усыновление; по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания [4].

Опекуны, попечители, а также приемные родители, чей правовой статус установлен ст. 148.1 и 153 СК РФ соответственно, обязаны воспитывать несовершеннолетнего, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В случае нарушения данных обязанностей, для указанных лиц также наступает уголовная ответственность по ст. 156 УК РФ.

К следующей категории субъектов преступления, регламентированных в ст. 156 УК РФ, относятся педагогические работники или другие работники образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, либо иных организаций, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетним.

Правовой статус педагогического работника определен в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой педагогический работник является физическим лицом, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей служебную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности [5].

Таким образом, педагогическим работником является лицо, имеющее необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную соответствующим документом и выполняющее функциональные обязанности, включающие обучение или воспитание на основании трудового договора.

Относительно иных работников образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетними, следует отметить, что к ним относят любого работника, осуществляющего свою профессиональную деятельность (профессиональные обязанности) в указанных учреждениях, включая спортивные, досуговые, в том числе негосударственные (немуниципальные) организации [6].

Так, согласно решению Канского городского суда Красноярского края по делу № 2–521/2020 от 16.07.2020 М. и О., являясь воспитателями дошкольного образовательного учреждения, допустили неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, то есть ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником образовательной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, что выразилось в том, что воспитатели, используя противоправные методы воспитания, умышленно, в воспитательных целях и в целях наказания и понуждения детей к определенному поведению в каждом случае их непослушания, неоднократно демонстрировали воспитанникам булавки, угрожая уколами, то есть, причинением физической боли и психических страданий, при этом, в дальнейшем, при непослушании, систематически наносили уколы канцелярскими булавками в область языка, ягодиц, верхних и нижних конечностей и других частей тела [7].

Вместе с тем, следует отметить, что круг субъектов преступления, поименованный в ст. 156 УК РФ, не является бесспорным.

В некоторых случаях несовершеннолетнего, который остался без родительского попечения, берут на воспитание его родственники или люди, имеющие доверительные отношения с семьей, без оформления каких-либо форм воспитания ребенка. К примеру, когда родители в силу исполнения профессиональных обязанностей не могут продолжительное время участвовать в воспитании ребенка, то в подобных случаях они могут обратиться к такому роду воспитания, как фактическое воспитание [8].

К лицам, фактически участвующим в воспитании ребенка, но на которых законом данные обязанности не возложены, относятся отчимы, мачехи, а также, например бабушки и дедушки, если они взяли на временное или постоянное воспитание внука или совместно проживают с родителями ребенка.

Действующее российское уголовное законодательство не позволяет привлечь, лиц, фактически участвующих в воспитании ребенка, к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ, что на наш взгляд, не отвечает интересам несовершеннолетних и может порождать проблемы в правоприменительной практике.

Решение указанной проблемы видится, во-первых, в добавлении в семейное законодательство нормы, определяющей круг лиц, относящихся к фактическим воспитателям, а во-вторых, в расширении перечня круга субъектов преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ и добавления в указанный перечень формулировки — «лицо, фактически осуществляющее обязанности по воспитанию несовершеннолетнего».

На наш взгляд, вышеуказанное нововведение позволит обеспечить комплексную и всестороннюю защиту прав несовершеннолетних на законодательном уровне.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 25 декабря 2023 года № 641-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс].URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102041891 (дата обращения: 27.04.2024).
  2. Шаганова О. М. Субъект преступления, предусмотренный ст. 156 УК РФ // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2–1 (74). С. 122–124.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 233-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 31 июля 2023 года № 407- ФЗ) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 28.04.2024).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12119158/ (дата обращения: 01.05.2024).
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 02.05.2024).
  6. Особенности квалификации преступлений против семьи и несовершеннолетних: научно-практическое пособие. — Екатеринбург, 2006.
  7. Решение Канского городского суда Красноярского края по делу № 2–521/2020 от 16.07.2020 // Судебные и нормативные акты РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/oQbvo2bPs0Lj/?page=2®ular-court=®ular-date_from=®ular-case_doc=®ular-lawchunkinfo=®ular-workflow_stage=®ular-date_to=®ular-area=®ular-txt (дата обращения: 04.05.2024).
  8. Сигачева Т. В. Основания возникновения отношений по фактическому воспитанию ребенка и круг лиц, относящихся к фактическим воспитателям по Семейному кодексу РФ / Т. В. Сигачева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 413–415.
Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, уголовная ответственность, СК РФ, обязанность, воспитание, воспитание ребенка, нравственное развитие, педагогический работник, Российская Федерация, субъект преступления.


Похожие статьи

Задать вопрос