В статье автор проводит анализ отдельных преступлений, размещенных в Главе 20 Раздела 7 Уголовного кодекса РФ, акцентируя внимание на актуальных проблемах квалификации, обсуждаемых в научном сообществе, и возникающих в судебной практике.
Ключевые слова: вовлечение, несовершеннолетние, жестокое обращение, тайна усыновления (удочерения)
На современном этапе российское государство большое внимание уделяется вопросам защиты семьи и детства. С учетом этого в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ) преступления против семьи и несовершеннолетних помещены в Раздел 7 «Преступления против личности», с которого начинается Особенная часть УК РФ.
Как отмечает Конституционный Суд РФ «семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые гарантируют непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа России, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства» [4].
Заместитель председателя Следственного комитета России, Е. Леоненко в интервью «Российской газете» 31 мая 2021 г. отмечала, что «тревогу вызывает общая ситуация, связанная с ростом количества преступлений, совершаемых против несовершеннолетних» [7].
Так, согласно официальным статистическим данным в 2019 году зарегистрировано 99382 преступлений против несовершеннолетних, в 2020 году — 90374, а в 2021 году отмечен рост данной категории посягательств на 14,3 % (103335) [9].
В доктрине российского права несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т. е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны [2, с. 16].
Одним из самых опасных преступлений против несовершеннолетних является деяние, предусмотренное ст. 150 УК РФ. Так, в 2021 году по данным судебной статистики было осужден 271 человек по ст. 150 УК РФ. Это составляет 0,5 % от всех преступлений против всех преступлений против семьи и несовершеннолетних (48634 человека). Однако анализ динамики свидетельствует об увеличении числа совершаемых преступлений данной категории на 1,8 % по сравнению с 2020 годом (266 осужденных) [8].
Вовлечение детей в совершение преступлений нарушает гармоничный процесс становления и развития личности несовершеннолетнего.
Под вовлечением в совершение преступления современная правовая литература понимает действия, побуждающие подростка на участие в преступлении в качестве исполнителя или пособника.
Существует несколько способов вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления:
— Обещания. Виновный даёт гарантию получения благ несовершеннолетнему: простить долг, оказать выгодную услугу и прочее;
— Обман. Виновный вводит несовершеннолетнего в заблуждение: опровергает неправомерность поступка, который предлагает совершить;
— Угроза. Виновный запугивает несовершеннолетнего, тем самым заставляя его совершить преступление;
— Иные способы, которые предполагают различные воздействия на психику несовершеннолетнего: воспитание в духе «воровской романтики» [6, с. 90].
Аналогичный способ совершения характерен и для преступления, предусмотренного ст. 151 УК РФ. Здесь тоже речь идет о вовлечении, но в совершение антиобщественных действий.
К таким антиобщественным действиям относятся:
— систематическое совместное распитие спиртных напитков взрослых лиц и несовершеннолетних;
— вовлечение несовершеннолетних в употребление одурманивающих средств. Одним из основных последствий употребления одурманивающих средств является затормаживание психического развития несовершеннолетних. Так же страдает центральная нервная система, происходит нарушение функционирования внутренних органов и общее токсическое воздействие на развивающийся и растущий организм. Современная медицина не отождествляет одурманивающие средства с наркотическими;
— вовлечение несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством. Бродяжничество — это скитание лица, неединичные случаи беспричинного перемещения из одной местности в другую. Вовлечение в бродяжничество характеризуется тем, что виновный втягивает несовершеннолетнего в ситуацию, когда подросток уклоняется от учёбы или иных общественно значимых действий;
— вовлечение несовершеннолетнего в занятие попрошайничеством. Под этим действием следует понимать склонение несовершеннолетнего различными способами к регулярному выпрашиванию денег или иных материальных ценностей у посторонних лиц [3, с. 45].
В последние годы в отечественной юридической науке бурно обсуждается институт тайны усыновления. Ни на минуту не прекращаются споры о том, что считать тайной усыновления, какова ее правовая природа, какие средства нужно задействовать для ее охраны, целесообразно ли дальнейшее сохранение. Спорят и о том, что какие отношения применительно к данному виду тайны охраняет уголовный закон.
На практике преступления, предусмотренные ст. 155 УК РФ встречаются редко. Так в 2019 году в судах было рассмотрено три уголовных дела, в 2020 году два, а в 2021 году одно [8].
Сложность квалификации преступления по ст. 155 УК РФ обусловлена тем, что диспозиция данной нормы является бланкетной, поскольку положения о тайне усыновления содержаться и в ст. 139 Семейного кодекса РФ, и в ст. 47 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». При этом, исходя из положений ст. 155 УК РФ следует, что ответственность по данной норме несет либо специальный субъект, либо общий, если он действует из низменных побуждений.
Так, дознавателем отдела полиции «ФПК «Управления МВД России по г. Кемерово» было прекращено уголовное дело в отношении К. С.по ст. 155 УК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления, поскольку в процессе расследования уголовного дела не были собраны доказательства, подтверждающие вину К. С. [1].
Далее хотелось бы обратить внимание на преступление, предусмотренное ст. 156 УК РФ. Здесь речь идет о неисполнении или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, сопряженное с жестоким обращением.
Оскорбления, побои и унижения от самых родных людей способствуют тому, что многие пострадавшие дети кончают жизнь самоубийством или вовсе уходят из дома.
Нечеловечные формы воспитания — нередкое явление в дошкольных учреждениях, учебных заведениях, детских домах и интернатах. И даже в специализированных учебных заведениях, где основную массу воспитанников составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, не гнушаться применять насильственные методы воспитания.
Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего имеет вредоносный характер для подрастающего поколения. Воспитанию детей издавна уделялось большое внимание законодателя. Обусловлено это тем, что подрастающее поколение является будущим государства, и от уровня воспитания напрямую зависит развитие страны. Поэтому прививание с рождения детям ценностей и норм общества являлось не только заботой родителей, но и государства.
В современной России обязанность родителей воспитывать своих детей закреплена в ранее упоминавшейся ст. 38 Конституции РФ.
Воспитание — это процесс передачи накопленных знаний, умений и нравственных норм от старшего поколения к младшему [5, с. 52].
Целью воспитания является способствование умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребёнка. Значимость воспитания велика. Полученный опыт и знания подрастающее поколение в будущем будет использовать в своей деятельности.
Воспитанием детей обязаны заниматься родители, либо лица их заменяющие, и работники образовательных учреждений.
Таким образом, неисполнение обязанностей по воспитанию детей влечет негативные последствия развития личности несовершеннолетних, поэтому является противоправным деянием.
Под неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних подразумевается пассивное поведение виновного, бездействие, отказ от выполнения воспитательных функций.
Ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних характеризуется недопустимой формой воспитания, а именно — жестоким обращением с несовершеннолетним.
В заключении хотелось бы отметить, что проведенный краткий анализ отдельных преступлений против семьи и несовершеннолетних свидетельствует о том, что преступления данного вида содержат ряд квалификационных проблем, обусловленных, прежде всего, несовершенством построения уголовно-правовых норм, в которых закреплены эти составы.
Литература:
1. Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 27.09.2016 по делу № 33–12076/2016 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
2. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция. — М.: Юристъ, 2012.
3. Морозова Ю. В. Преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.ст. 150–157 УК РФ): учебное пособие. — СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2020.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2015 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в связи с жалобой граждан Г. Ф. Грубич и Т. Г. Гущиной // Собрание законодательства РФ. 2015. № 26. Ст. 3944.
5. Рузаева Е. М., Рузаев М. М. К вопросу о формировании правовой культуры спортсменов в процессе профессиональной подготовки // Педагогический журнал. 2014. № 5.
6. Сазанова Е. А., Собакарева Е. В. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ): проблемные аспекты законодательного конструирования и практики применения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление 2021. № 7 (134).
7. СК: За последние пять лет отмечается рост преступлений против детей. URL: https://rg.ru/2021/05/31/ (дата обращения: 22.10.2022).
8. Судебная статистика РФ: данные о назначенном наказании по статьям УК. URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17/ (дата обращения: 22.10.2022).
9. Число зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 15.04.2022).